Кот-театрал

Ольга Малышкина
Кот-театрал
(история, которая случилась несколько лет назад на самом деле - сообщаю для недоверчивых читателей)

Этот спектакль мы уже видели, к тому же в постановке того же  самого режиссёра. Правда, в другом театре. А здесь нас привлёк состав исполнителей: в главных ролях были задействованы  любимые нами и известные по многочисленным ролям в кино артисты.  Опять же, классика есть классика и смотреть её можно до бесконечности.

С желанием не пропустить ни одной подробности  в мимике и жестах мы приобрели билеты в первый ряд партера (дорогущие, учитывая звёздность актёров) и отправились в театр им. Маяковского получать удовольствие от «Женитьбы» Гоголя.

Уже в фойе возникли смутные подозрения, что наши ожидания если и оправдаются, то не в той мере, в какой бы нам хотелось: сначала гул недовольных голосов, а потом и программка с зачёркнутыми фамилиями свидетельствовали о том, что «любимых и известных» мы не увидим.  Более того, Подколесина играл тот же актёр (хотя и очень неплохой), что и в той постановке, которую мы посмотрели ранее. На цене этот факт никак не отразился.

Занавес был поднят, и убранство сцены «радовало» уже знакомым реквизитом.  Понимая, что ничего нового нас не ждёт, мы всё же, в отличие от многих других, решили остаться (да и не я ли говорила, что классику можно смотреть до бесконечности?!).

В антракте ряды зрителей ещё больше поредели, но это уже из-за буфета. Ах, если бы они знали, что пропустят, то перетерпели бы голод. (Если таковой у них вообще имелся, ведь театральные буфеты служат скорее для… даже не знаю, для чего… Наверное, для того, чтобы во втором отделении голоса актёров соперничали с шуршанием шоколадных обёрток.)

А между тем в антракте на сцену вышел КОТ.  Рыжий. Гладкошёрстный. Вальяжный. К тому же не «одомашненный». Поэтому первым делом он заявил о своём присутствии, "отметившись" на всём, на чём только было можно: на деревянных кадках с искусственными фикусами, на оборках диванов и кресел, на гнутых ножках высокого старинного трюмо, после чего запрыгнул на полочку перед зеркалом и разлёгся среди баночек и флакончиков, лениво подёргивая свесившимся хвостом.

Занятые в начале  второго отделения актёры не сразу заметили присутствие нового исполнителя. Но ПОЧУВСТВОВАЛИ. Зрители, которые явились свидетелями разыгравшейся в антракте сценки и с нетерпением ждали, что  за ней последует, радостно захихикали, когда один за другим актёры стали морщить носы, ещё не понимая, что происходит.

Чтобы хихиканье переросло в откровенный хохот, не хватало последней капли: Агафья Тихоновна должна была сесть к зеркалу и начать обсуждать с горничной своих  женихов.

Когда это, наконец, случилось, половина зрителей попадала со своих кресел. Надо отдать должное актрисе: увидев развалившегося перед ней кота и слыша за спиной веселье в зале, она постаралась продолжить вести роль как ни в чём не бывало. Однако, не выдержав запаха (а ножки трюмо коту почему-то особенно приглянулись), встала и причёску доделывала уже, отойдя на несколько шагов от злополучного места.

Лежать коту надоело. Он  переместился вниз и начал ходить между артистами: то тёрся  о брюки мужчин, то, ещё хуже, забирался под длинные пышные юбки женщин.  Зал пребывал в экстазе, чем и переманил рыжего на свою сторону.

Спрыгнув с театральных подмостков, кот стал методично обходить ряд за рядом, запрыгивая на колени к тем, кто вызывал его сердечное расположение. Таким образом, он постепенно удалялся от сцены, а вместе с ним  поворачивались и головы. Никто из зрителей не хотел выпускать из виду главное действующее лицо вечера.

Актёры, стараясь глубоко не дышать, продолжали ставший уже никому не нужным спектакль. Те, кто не был задействован в диалогах, удержаться не могли и тоже украдкой следили за передвижениями кота.

Мне вдруг подумалось, а как бы зрители вели себя, если бы на сцене находились «любимые и известные», ради встречи с которыми многие и пришли?  И почему-то кажется, что точно так же. Есть в поведении животных некий магнетизм. Непосредственность, обладающая почти гипнотической силой.

В общем, «под гипнозом» мы находились, пока не пришли рабочие сцены и не забрали кота. Надо сказать, что, к удовольствию присутствующих, удалось им это далеко не сразу. В том числе и благодаря зрителям, пытавшимся кота спрятать или передать в другие ряды. Гул не прекратился и после: все обсуждали «театральное» событие и жалели тех, кто ушёл после первого отделения.

Вывод: всегда смотрите спектакль до его полного окончания!

Январь 2014