Катин танк

Николай Холопов
Катин танк.

Жаркий летний день. Под ногами разрытая танками земля вперемешку с песком – шрамы, которые наверное никогда травой не зарастут, так шрамами и останутся. Недалеко, на возвышенности, сосновый лес. Позади меня просёлочная дорога также разрезанная колеёй от многих таков. Я – на танковом полигоне в Ленинградской области около посёлка Сертолово. Передо мной хороший советский танк Т-72. Только этот танк сейчас болен. Нет, он не подбит врагом. У него всё на месте, но он болен. Когда двигатель с большой мощности  переходит на малую, происходит помпаж турбины наддува. К тому же, неустойчиво давление в гидросистеме. То ли воздух попал, то ли автомат поддержания давления не исправен. Тут, на месте, мы его не починим, поэтому решаем, что же делать? То ли своим ходом отправляться в часть, то ли вызвать из части подмогу. Это нежелательно, но и угробить турбину тоже не хочется.

По дороге, что сзади, катит на велосипеде девчонка. Колесо вихляет в песке, она настойчиво приближается к нам, останавливается и начинает нас разглядывать. Ну, не нас, конечно, а танк. Похоже, она никогда вблизи таких машин не видела. Может быть по телевизору или на параде. Но это не то зрелище. Другое дело – вот так близко. У девчонки от восторга широко раскрыты глаза. Она внимательно рассматривает танк, будто старается в мельчайших подробностях запомнить все его изгибы, выпуклости, фары, пушку, гусеницы, моторный отсек с дизелем. Попадаем в поле зрения и мы.

Она не сразу понимает, что мы окликаем её, так она занята созерцанием. Впрочем, отойдя от оцепенения, она понимает, что мы обращаемся к ней и переводит глаза с танка на меня, так как я к ней ближе. Задаю глупый вопрос.
- А что ты тут делаешь?
- Пришла на танк посмотреть.
- А ты кто?
- Я – Катя. Я тут у бабушки. На лето приехала.
- Так ведь это военный полигон. Тут нельзя. На всех дорогах шлагбаумы и таблички висят, что нельзя, что стреляют тут.
- Я знаю. Когда стреляют, сюда не ходим. Ведь слышно и у вас ведь всё по графику. Мы знаем, когда можно. А в вашем лесу грибов полно, а на полянах, которые танки не помяли очень много земляники. Её никто тут не собирает. Вот я и приехала, чтобы её насобирать. Ведь сегодня не стреляют. Я знаю. А вы что, застряли? Танк не едет?
Но я продолжаю свой допрос:
- А тебе сколько лет, Катя?
- Мне уже двенадцать.
- Почти взрослая. А живёшь – то где?
- Обычно в Ленинграде, а тут - у бабушки.
- Ну, ты, Катя, как будто на шпионку не похожа, не будем мы тебя арестовывать, хотя и следовало бы. Понимаешь?
- Понимаю.
- Ну, тогда, ступай в посёлок, а то увидит тебя кто-нибудь из роты охраны, узнаешь тогда..
- Хорошо, я уйду, только можно мне ещё танк посмотреть. Посмотрю и пойду.
- Ты же девочка. Что же тебе там интересного?
- Не знаю. Как увидела, он мне так понравился! Такой красивый и мощный. И с пушкой. Наверное, когда вы в танке, так вам ничего не страшно. До вас никто не доберётся. Так ведь?
- Ну, примерно так.
- А можно поближе подойти? Он ведь сейчас никуда не едет и не стреляет..
- Ну, если так хочешь, пойдём.
 Катя стала ходить вокруг танка, заглядывала под него, подпрыгивала, где не могла что-то разглядеть. 
- Мотор тут? – спросила она. – Двенадцать цилиндров? Шесть слева, шесть справа. А наверху турбокомпрессор. Правильно?
- Правильно! А может быть ты и марку двигателя назовёшь?
- Нет, не знаю. Но когда вырасту, закончу школу, пойду учиться на инженера, тогда и узнаю. Не верите? Мой брат на инженера учится. В Технологическом, знаете?
- Ух ты! Только и смогли выговорить мы.
- Слушай, Катя, раз уж ты почти инженер, то может быть хочешь внутрь танка попасть?
- Очень хочу, только боялась спросить.

Подсадили мы её на броню, Катя залезла на место командира танка.
- Только ты ничего не трогай, а то танк заведётся, поедет, и мы его не догоним, пугали её.
- Катя вертела головой туда-сюда, разглядывала совершенно не знакомые ей приборы и механизмы. Трогать боялась, ведь не велели, но уж очень всё было интересно. Ничего похожего в своей жизни она ещё не видела. Вот свезло, думала Катя.

Однако, время шло. Пора было прощаться. Вылезая, Катя всё-таки приложилась головой, но ничего, терпела. Поцарапала щёку. Выступила кровь. Я полез в карман комбеза за платком. Вынимая платок, из кармана выпал мобильник.
- А это что? Спросила Катя?
- А как ты думаешь?

Катя вертела мобильник, открыла его крышку. Прочитала: Моторола.
- Прямо как мотороллер. Это наверное такой калькулятор, только иностранный. У меня тоже калькулятор есть, только наш, советский, Электроника. Мне его брат отдал, когда себе новый купил. С программами.
- Нет, Катя, это не калькулятор, а телефон такой. Когда ты вырастишь, у тебя тоже такой будет. Потом ещё, другой модели, потом, когда и он устареет, купишь себе новый. Может быть и такой, как у меня, хотя это не очень новая модель, но я к нему привык.
Катя смотрела на мобилу, на меня и ничего не понимала. Впечатления от танка переполняли её, а тут ещё и какой-то телефон без проводов и что у неё тоже такой будет, совсем задурили ей голову.
- Ладно, Катя, ты пока что об этом не думай. Сейчас какой год?
- 1983, а что?
- Вот тебе, Катя, моя визитная карточка. На ней – мои имя и фамилия, номер моего телефона, да, странный номер, но это ничего, а вот тут английскими буквами – важная информация. Пока что она ничего тебе не говорит, но когда вырастишь, поймёшь, что такое – электронный адрес. Вот тут, на обороте, я тебе напишу: «свяжись со мной в 2013 году». Не потеряй. Расскажешь мне, как ты стала инженером.
- Ух ты! Только и смогла произнести Катя и спрятала карточку в карман.
- А давай-ка я тебя у танка сфотографирую на память.
- Чем сфотографируете? Где у Вас фотоаппарат?
- Вот тут, в телефоне.
- ??
Я сфоткал Катю мобилой. Показал ей её же на экране.
- А карточку он тоже делает? У нас на Дворцовой площади у дядьки фотоаппарат сразу карточку выдаёт. Только это дорого стоит.
- Нет, мой карточек не печатает. Для этого ещё один прибор нужен. Но сейчас у меня с собой его нет. Как-нибудь позже я тебе этот снимок передам. Не сейчас.

Чтобы не расплескать впечатлений, Катя засобиралась домой. Так и не собрав земляники, залезла на свой велосипед и покатила в сторону посёлка. Остановилась, помахала нам рукой и уже без остановок закатилась в лес.

Стало не так жарко. Была вызвана помощь из части а я лёг в траву, в стороне от танковой дороги и уснул.

Проснулся оттого, что в соседней комнате запищал будильник. Это сын собирался на работу. А меня всё ещё не отпускал сон. Сон был такой реалистичный, что я его весь помнил, а это бывает редко. Удивило меня то, что во сне был танк. Обычно мне снятся мои корабли, а тут - танк. Я ведь ближе, чем на километр к танку и не подходил. Тем более к советскому. Ходил как-то в Хайфе вокруг танков, но те были американские Абрамсы. И вообще – я моряк. Всю жизнь в море. Никаких сухопутных войск. Странно. И девчонка эта умная на велосипеде. С чего бы это? Может быть в сонник посмотреть? Да вряд ли там про танки будет.
Занялся другими делами, отвлёкся. Хоть я и на пенсии, но всё равно ведь дела найдутся. Надо и новости посмотреть и чаю сварить. Посмотреть в интернете, что в газетах пишут, кого ругают, кого хвалят.

Ругают, как всегда Путина. Это хорошо. Раз ругают, значит всё правильно делает. Помню, что Горбачёва, а потом и Ельцина очень хвалили. И что вышло? Ничего хорошего. Вот теперь Путин пытается как-то разрулить то, что эти два деятеля науправляли, вот и ругают его. А пил бы, как Ельцин или кромсал Россию, как Горбачёв, был бы самым хорошим, самым лучшим.
Вот и Лукашенко тоже ругают. За что? А, разместил в Белоруссии российские комплексы ПВО. «Красавица» Юлия Латынина весь экран от злобы исплевала, вытирать пришлось.

Жаль, как бы не болезнь, мог бы ещё на своих танкерах работать. Что-то молодёжь не очень стремилась учиться по моей специальности инженера-электрика. Сложно, говорят, да и опасно для жизни. Опять же карьеру не сделаешь, не станешь самым главным. Дурачки! Ведь вся прелесть не в том, сколько у тебя людей в подчинении, а в том, скольким подчиняешься ты. У меня всегда был только один начальник, да и то такой, который в моих делах практически ничего не понимал, потому, что он всегда был механиком-дизелистом, а они в электричестве и электронике слабо разбираются. Не их профиль.

Так и жил я потихоньку на пенсии. Прошёл 2012 год, потом 2013, наступил 2014. Ничего не изменилось. Может быть это и хорошо?

Как вдруг, по электронной почте приходит письмо от незнакомой мне женщины. Хочет проверить, правильный ли у неё электронный адрес, действительно ли по адресу можно найти такого-то. И указывает мои имя и фамилию. Подписывается «Е. Петрова».

- Наверное опять какое-нибудь письмо счастья, думаю я и уже собираюсь пометить его «как спам», но удержался. Всегда успею. Поставил метку возврата в программе восстановления системы, чтобы можно было вернуться к изначальному состоянию, если вдруг в письме этом будет содержаться угроза для компьютера и ответил на письмо, что да, такой есть и какие к нему вопросы, чего надо?

Скоро пришёл ответ. В письме сообщалось, что она, автор письма, должна была ещё в прошлом году написать мне, но куда-то делась карточка с адресом и телефоном. Пишет, что, как и обещала, закончив школу поступила в Ленинградский Технологический Институт, в 93 году его закончила и работала в конструкторском бюро Кировского Завода. Занималась переводом проектирования с привычного, бумажного, на компьютерное. Знаете, наверное, программы типа Автокад или нашего Компас-график? Преуспела в этом деле, но вскоре завод почти что встал. Перестал выпускать танки и пришлось оттуда уходить. Хотела как-то применить свои знания, но никому ничего не нужно было. Тогда окончила курсы бухгалтеров, а уж бухгалтеры стали требоваться повсюду. Но нашла спокойную работу на заводе, который делает краску. В Морозовке, на Ладожском озере. Может быть слыхали? Правда, кроме краски там ещё и взрывчатку делают, так что потребовался допуск, но и на прошлой работе допуск у меня был, не пришлось долго ждать. Так вот в бухгалтерии и устроилась. Конечно, потребовала, чтобы купили компьютеры, там установила программу Суперкальк и перевела все расчёты в электронную таблицу. Долго потом старушки меня на счётах проверяли, но согласились – всё правильно. Позже, конечно, всё в Экзел перевела.

Теперь брат меня в Нижний Тагил зовёт. Говорит - там наше место. Прислал мне фотку, которую Вы делали у танка, помните? Он её случайно в сети увидел, среди других фотографий танков. Тогда-то я и вспомнила, что надо Вам написать, ведь обещала тогда, в восемьдесят третьем. Долго искала карточку. Но, вот, стала собираться к брату в Тагил уезжать, жгла лишние бумаги, тут-то карточка и нашлась.
И вот тут у меня возникает вопрос: а как это у Вас тогда уже мобильник был, который, ну, такую модель, я могла только в 2003 году купить? И ещё. На карточке Ваш телефон имеет сегодняшний индекс Латвии, то есть 371. Ведь тогда никакой независимой Латвии ещё не было, а был Советский Союз. Также не понятен и адрес электронной почты, которой тогда не существовало. Как это всё объяснить? Я ничего не понимаю. Также вы тогда сказали, я хорошо это помню, то сменю три таких телефона, прежде, чем Вам позвоню. Так и случилось. Это что, мистика какая-то? Извините, но я инженер с хорошим образованием. Водку не пью и не колюсь. Тогда что же это на полигоне было? Если можете, то расскажите. Буду ждать.  Е. Петрова.

Так вот, оно какое письмо счастья оказывается. А что я могу ей на это ответить, если и сам ничего не понимаю. Сон есть сон. Я его опять в деталях вспомнил. Не был я на том полигоне, хотя и танк и девчонку эту тоже помню. Но и расстраивать её мне не хочется. Всё-таки она сдержала своё обещание, выучилась на танкового инженера, только кому это она всё обещала – непонятно. Тем не менее, написал ей в ответ, что это был секретный эксперимент, цели и подробности которого я обсуждать не вправе. Пройдёт время, расскажу, что смогу. А так, я рад, что она снова вернётся к своим танкам, ведь с тех пор в танках мало что изменилось. Ну, газовую турбину поставили в качестве двигателя, а потом снова перешли на дизель. Пришло время заниматься чем-то новым. Так давай, с братом и начинайте.

Её ответ пришёл уже из Нижнего Тагила. Пишет, что живёт у брата, что работой своей очень довольна, что снова занимается компьютерным проектированием, что чертежи из компьютера прямо поступают в станки с ЧПУ. Всё здорово, она опять в деле. По понятным причинам писать много нельзя. Но ещё раз спасибо, что подтолкнули её тогда, на полигоне к этой работе. К письму прилагалась и фотка. Катя и танк. Не знаю, какое отношение эта фотка имеет ко мне, но я не уничтожил её, сохранил.

А тот полигон, где якобы происходили эти события, около Сертолово, Васильева, подружка бывшего министра обороны продала за пару миллиардов застройщикам. Ведётся следствие. Надеюсь, оно будет короче тех событий, которые я только что описал.