Посвящается пилотам каф-краснознаменной флотилии 2

Александр Семёнов 7
    Вечная слава ПОБЕДИТЕЛЯМ!
    Посвящается пилотам-истребителям Амурской Флотилии (КАФ или АКвФ).
На фото (из архива Семенова Д.В.): от 9мая 1945 (точнее-1946г)
личный состав 45-ОИАП - Отдельного Истребительного АвиаПолка АКвФ (КАФ) – они участники Войны с Японией (1945г) и участники освобождения Маньчжурии КНР от японских интервентов. Ком. Звена ст. лейтенант Семенов Д.В.- четвертый слева во втором снизу ряду.   

   Начиная вторую часть рассказов по поискам исторических событий, в которых участвовали морские-речные летчики, входившие в (КАФ) Краснознаменную Амурскую флотилию (АмВФ или АКвФ - одно и то же) хочется выразить мысль, что движет мною, и как-то торопит. Просто сейчас время так течет быстро и нам их детям уже всем за 60 лет и если это (все что есть у меня) сейчас не вспомнить и не опубликовать, то все эти наши маленькие находки – отрывки из документов, фотографии и возможно воспоминания ветеранов КАФ будут безвозвратно потеряны, как и многое уже потерянное и ушедшее вместе с ними в небо. Да и то что сейчас лежит и пылится на полках архивов не всякому доступно. И можно было бы работникам архивов, корреспондентам газет или тем, кто пишет диссертации по военным темам (всем, кто имеет доступ к архивным документам) ко Дню Победы или ко 2-му сентября (окончание Второй Мировой) опубликовать поименно состав авиаполков КАФ Краснознаменной Амурской флотилии. Вот это было бы наша дань и уважение памяти наших ветеранов, которые достойно закончили вторую мировую войну и принесли мир на нашу землю. Да они все жили с нами в одно время, мы их видели и встречались с ними. Некоторые воины, участники Второй Мировой и Великой Отечественной Войны еще здравствуют, и мы желаем крепкого здоровья и счастья всем, всем ИМ и их близким!
 
    А теперь посмотрите на фотографию, самую уникальную из всех какие у меня остались от моих родителей - из их маленького фотоархива. Как говорила мне моя мама, это авиаполк моего отца (45-ОИАП КАФ).  И сфотографирован он в знаменательную дату в 1945году в День Победы 9-го мая! То есть до войны с Японией! Но по моей привычке эксперта (все проверять и уточнять), и решил проверить. Найдя на фотографии своего отца и зная по летной книжке, когда присваивалось ему звание старший лейтенант (16.04.1946г). И когда ему вручались орден Красной звезды (23.09.1946г-по орденской книжке). Так как он еще без орденов и уже старший лейтенант, то это фото получается, как раз от 9 мая, между этими датами (16.04.1946 – 23.09.1946гг), но уже 1946года – то есть после войны с Японией. И это как раз авиаполк 45-ОИАП КАФ после войны с Японией!
   
    Это все меня так ободрило, и я начал с еще большим желанием искать хоть малейшие строчки об Авиации КАФ (Краснознаменной Амурской Флотилии) в войне с Японией, до или после неё.
Мне оставалось только хорошенько вчитаться в воспоминания лётчиков, которые доступны в Интернете, и картина мира стала гораздо более понятной.
По Справочнику «Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010)» (авторы: Левшов П.В., Болтенков Д.Е.) издание - СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012г (768стр), я нашел следующие описания тех давних событий и сведений об авиации Амурской флотилии и немного о боевых действиях в период Войны с Японией:

    К началу войны (1941г) в составе ВВС АмВФ (Амурской военной флотилии или то же КАФ - Краснознаменной Амурской флотилии) числилось уже 107 самолётов различных типов, основную часть которых составляли летающие лодки МБР-2. В течение всей войны основными задачами Авиации АмВФ (КАФ) были воздушная разведка в приграничной полосе, пресечение возможных провокаций с сопредельной стороны и подготовка лётного состава для ВВС воюющих флотов.

   Осенью 1941 г. на западе, в составе ВВС флотов была проведена реорганизация лётных частей, которые из пяти эскадрильных были переформированы в трёх эскадрильные. На Дальнем Востоке этот процесс произошел несколько позже — весной 1942 г. Кроме того, если Балтийские, Черноморские и Северные авиаполки переформировывались в результате естественной убыли самолётов и лётчиков, сбитых и подбитых в воздушных боях, то «лишние» эскадрильи частей ВВС ВМФ на Востоке обращались на формирование новых лётных частей.

   Так, в мае 1942 г. в составе Авиации АмВФ (КАФ) была сформирована 4-я морская авиационная бригада. В неё вошли 117-й МАП и вновь сформированный 114-й МАП. Местом дислокации бригады с конца 1942 г. стало с. Софийское-на-Амуре. Тогда же на базе 14-й ОИАЭ (отдельная истребительная авиаэскадрилья) был развёрнут 45-й истребительный авиационный полк, также вошедший в 4-ю МАБ.

   Однако к началу 1943 г. 4-я МАБ и входящий в её состав: 114-й МАП были расформированы, 117-й МАП передан: состав ВВС Северного ТОФ, а 45-й ИАП стал отдельным истребительным авиаполком (45-ОИАП).

   В 1943-1944 г. в составе АмВФ (КАФ) были сформированы еще две авиационные части: 10-е отдельное авиазвено связи, 11-й отдельный корректировочный авиаотряд (к весне 1944 г. они были переформированы в 10-е ОАОСВ и 11-1 ОКОРАЭ соответственно).
    Всего на 1 июля 1945 г. в составе ВВС флотилии насчитывалось свыше 75самолётов, в том числе: ЛаГГ-3 — 27, Як-— 10, Ил-2 — 8, И-153 — 13, И-16 — 7, СБ — 1, По-2 — 3, МБР-2 — 3, Як-7в — 2, С-2 — 1. Кроме них, имелось некоторое количество самолётов Р-5, которые, хотя и устарели давно, но всё равно продолжали использоваться для связи и наблюдения.

    В конце 1944 г. в составе АмВФ (КАФ) началась формироваться 15-я смешанная авиационная дивизия. Местом её дислокации стало с. Софийское-на-Амуре. Формирование ее было завершено летом 1945 г.
В начале августа 1945 г. 15-я САД из АмВФ (КАФ) была передана в состав ВВС СТОФ (Северный Тихоокеанский флот). В дивизию вошли 117-й МРАП : вновь сформированные 58-й и 59-й ИАП.
К началу войны с Японией в составе Авиации флотилии АмВФ (КАФ) остались 45-й ОИАП, 11-я ОБУККОРАЭ и 10-й ОАОСВ.

    Об участии в боевых действиях против Японии авиационных частей АмВФ (КАФ) информация очень отрывочная. Имеются данные, требующие проверки, что лётчиками-истребителями АмВФ 18 августа 1945 г. было уничтожено 3 японских самолёта «Кавасаки» Ki-61 «Хиен» (что вызывает большие сомнения, так как этот истребитель, в основном, использовался для решения задач ПВО в метрополии).

    Во второй половине 1947 г. 45-й ОИАП был расформирован, а на базе 11-го ОБУКОРАЭ и 10-го ОАЗСВ формируется 124-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, которую в 1948 г. свернули в 260-е отдельное авиационное звено связи.
    В 1948 г. Авиация Краснознамённой АмВФ (КАФ), как и все воздушные силы других флотилий, была расформирована. Её личный состав и авиационная техника были обращены на укомплектование авиационных частей ВВС Северного ТОФ (СТОФ).
 
    Состав Авиации Дальневосточной военной флотилии в 1928-1933 гг.:
68-й ОРЕЧГАО (Хабаровск); 69-й ОРЕЧГАО (Бочкарёво).
    Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии АКвФ (КАФ) в 1935-1938г:
110-я АБ (Красная Речка, Хабаровск): 9-я МАЭ, 10-МЛБАЭ, 11-я МЛБАЭ, 12-я МЛБАЭ, 14-я ИАЭ, 16-я МАГ! 69-й ОРЕЧГАО.
    Состав Авиации АКвФ (КАФ) флотилии в 1941 г:
Командование флотилии — Хабаровск;
117-й МАП (Хабаровск);
14-я ОИАЭ (Разъезд Красицкий).
    Состав Авиации АКвФ (КАФ) флотилии в июле 1942 г:
Командование флотилии — Хабаровск; 4-я МАБ: 114-й МАП, 117-й МАП (Хабаровск/Софийское-на-Амуре), 45-й ИАП (Разъезд Красицкий).
     Состав Авиации АКвФ (КАФ) флотилии в июле 1945 г:
Командование флотилии — Хабаровск; 15-я САД: 58-й ИАП (Софийское-на-Амуре), 59-й ИАП (Николаевск-на-Амуре), 117-й МАП;
45-й ОИАП (Корсаково около г.Хабаровска); 11-я ОКОРАЭ (Корсаково); 10-е ОАОСВ (Корсаково).
    Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в 1948-1950 гг.:
124-я ОСАЭ — с августа 1947 г. по июнь 1948 г.; 260-е ОАЗСВ с июня 1948 г. — 1950 г.

     Использован источник:
Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

     На фото (из архива Семенова Д.В.): от 9мая 1945 (точнее-9.05.1946г)
личный состав 45-ОИАП - Отдельного Истребительного Авиа Полка АКвФ (КАФ) – они участники Войны с Японией (1945г) и участники освобождения Маньчжурии КНР от японских интервентов. Командир звена 2-ой АЭскадрильи 45-ОИАП ст. лейтенант Семенов Д.В.- четвертый слева во втором снизу ряду.