Русскость и русские

Валерий Осипов
     Когда я опубликовал заметку «И пусть русские исчезнут», то на меня полились  ушаты оскорблений от разгневанных читателей. Может быть меня не поняли? Может я неумело донёс свою главную мысль: сохранить русскость даже в том случае, если русские, как народ, исчезнут? Почему никто из читателей даже не попытался нащупать эту самую русскость, подсказать, в чём она, по его мнению, состоит?
     Я готов был к обсуждению различных черт русского национального характера и начал бы с нестяжательства (щедрости), совестливости, простодушия (открытости), искренности, душевности, доброты, отзывчивости и других лучших качеств русского национального характера, русской души. И был бы неправ.
     Нельзя о духовном, о «русском духе» говорить сухим и строгим, рассудочным языком логики. Духовное – это некое таинство. Попробуйте всесторонне обсуждать запах. Ничего не получится. «Приятный/неприятный», «резкий/слабый», «знакомый/незнакомый», «похож на…» - вот, пожалуй, и всё, что мы можем сказать про специфический запах, аромат или вонь.  Такие характеристики никак не раскроют уникальную неповторимость конкретного запаха. Да и надо ли её раскрывать? Собака ориентируется в мире по запахам даже не пытаясь разобраться в их природе, не подвергая их анализу и, тем более, формальному описанию. «Русский дух» нужно ощущать не умом, а сердцем. Не пытаться «поверить алгеброй гармонию», как это хотел сделать пушкинский Сальери. Искренность не измеришь в процентах. Проанализированное, расчленённое на части живое тело неизбежно превращается в труп. Вторгаясь в область духовного, следует оперировать иными, нелогическими, в чём-то мистическими понятиями. Такими, например, как «на дух не переносит». Вот это русский человек не переносит - и всё тут. Не нравится ему этот дух, душа не принимает, он это носом чует, сердце ему подсказывает. Таким уж его создала сама Природа.
     Истинный русский безошибочно ощущает и угадывает родной русский дух в своих народных песнях, музыке, сказках, картинах или иконах, в окружающей его природе, во взглядах, мимике и интонациях Даже в напитках и пище. Ощущает интуитивно, инстинктивно, без проведения формального тщательного анализа.
     И как же это я умудрился ратовать за сохранение русскости без русских? Разве можно ощущать запах при отсутствии носа? Русскость – это качество души, и здесь не обойтись без русских как носителей и хранителей этого уникального человеческого качества.
     Вот так Осипов ответил Осипову. Чего-то подобного он ждал и от своих читателей.