Я верю. Глава 2. Аристарх

Леонид Глаголев
  Я не терплю котов, и не потому, что они считаются нашими врагами, нет; просто мы настолько разные, что... Ну хотя бы возьмите обычай вилять хвостом... У нас - как приветствие, знак дружелюбия, у них - готовность к нападению. При встрече с ними забываешься, увидев, как они дразнят тебя, или как иногда удирают - срабатывает охотничий инстинкт! Но с Аристархом мы подружились, и если нужно, я буду защищать его. Иначе и быть не может, ведь он так же, как и я, служит нашему хозяину и другу, служит, как умеет, и не мне критиковать его.

  Почему-то принято считать, что у нашего брата чувства довлеют над разумом, но это не так; и в кругу людей, и у нас есть особи умные и глупые, маленькие и большие, сильные и слабые, красивые и не очень; всё, как и у них; единственное, чем мы принципиально не схожи с людьми, так это тем, что в нашей крови нет равнодушия. В такой ситуации лучше не торопиться, я знаю это и чувствую. Знаю, потому что он дышит не так, как Тогда, а чувствую... потому что чувствую, и я уверен в этом; пока я найду кого-нибудь из них, пока они поймут, что нужно идти за мной, пока отыщут средства... сколько напрасно потраченного времени! А мне уже известно, что Хозяин успел принять горошины, и как минимум - две, его кожа на руке хранила их запах, и запах держится только минуту, не больше; просто нужно время. Когда он придёт в себя, ему могут потребоваться мои услуги, я ведь знаю его наизусть!

  Да и Аристарх - неопровержимый барометр; ведь только кажется, что лежать  на шее у человека - удовольствие, только кажется, что кот выбрал для себя местечко потеплее... так нет! Он по-своему приводит в чувство нашего общего единственного друга, он обладает такими качествами, какие и не снились великим врачевателям всего света! Потом это необъяснимое существо лениво спрыгнет, неслышно, как призрак, прокрадётся к своему углу, но я почувствую по запаху, что его походка тяжела, что он очень устал, и что должно пройти немало времени, чтобы он как следует восстановился.

  Запахи - категория особая. По запахам можно понять, что за субъект перед вами, встречались ли с ним раньше или нет, каково его настроение, сильны ли его эмоции, болен ли он или здоров, молод или стар, агрессивен или спокоен, и многое другое. Человек может обмануть человека, скрыв своё лицо, а тут не скрыться: запах нельзя заглушить на живом организме так, чтобы не узнать личность, которая его носит; встретив ещё раз один и тот же запах, ты узнаешь субъекта и вспомнишь его так, как будто расстались с ним вчера.
  Аристарх же появился у нас самым необычным способом. Мы иногда с моим большим другом выходим на прогулки...

  Что за радость эти прогулки! Миллионы запахов доносит ветер, я гоняю птиц и мышей,  надо же веселиться, надо познавать мир и себя в нём через движение и ощущения, который он преподносит тебе! В последнее время мы круглогодично живём в небольшом домике в деревне, почти каждый день выходим за наш участок, пробираемся к речке, где водится рыба; иногда Хозяин берёт с собой удочку, сачок, и тогда для меня наступают счастливые минуты... рыба, рыба может перепасть и мне, и не просто перепасть, а из рук моего человека... это ли не счастье!
 
  Но в тот день так и не пришлось дойти до речки. Я уже был на седьмом небе, когда мы покидали селение, но тут почти у самого последнего забора наткнулись на приличную толпу.
  Люди вообще любят собираться по разным поводам, а чаще всего без повода вообще. Но на этот раз повод был, да ещё какой: на высоченной берёзе, почти на самом верху висел кот и жалобно мяукал. Долезть туда никто бы не смог, да и берёза была тонкой поверху, где кот сидел; видно, сам виновник происшествия, спасаясь от собак, с перепугу забрался выше, чем следовало, и самостоятельно спуститься уже не получалось.

  И что оставалось делать? И что бы вы посоветовали? Там, в толпе, тоже были советчики, и лезть пытались на берёзу, и приманивать колбасой - бесполезно! А мой Хозяин быстренько осмотрелся, выбрал небольшого, цепкого мальчишку - да я уже лазил, дядя! - лезь, тебе говорят! - и тот полез, добрался, докуда возможно... Народ пришлось под берёзой разогнать, и даже меня прогнал: бросил палку в кустарник - ищи, Джек! - я и побежал... Возвращаюсь с палкой, а мальчишка что есть сил трясёт вверху берёзу, кот орёт, потом срывается, а мой Хозяин его рыбачьим сачком - хоп! - на лету, тут и колбаса пригодилась, народ заулыбался, зашумел, стали хлопать спасителя по плечам, словно нарочно злить меня. Я бегаю вокруг него, лаю, все смеются, а кот с перепугу сожрал всю колбасу, вцепился в хозяйский воротник, страхом от него пышет, шерсть дыбом стоит... тут и прогулке нашей конец!

  Вернулись мы домой, виновник несостоявшегося похода от Хозяина не отходит, как глупая собачонка; чуть какой шорох - он мигом на его плечи - чудеса, да и только! Но, как понимаете, много ума не надо, чтобы на человеке спасаться, но моего большого друга это удивило, и коту - а он был ничейным, как выяснилось впоследствии - была дана кличка Аристарх за великий кошачий ум. Вроде бы архистратег, только покороче звучит; мол, не человек выбрал животину, а животина так вцепилась в человека, что тому деваться было некуда... бывает же такое!