На развалинах счастья 26 глава Окончание

Римма Стаханова
Димка бегал вокруг родителей, помогая укладывать вещи. Вячеслав спокойно объяснял ребёнку что, в какую сумку, класть. А Мария контролировала весь процесс, подправляя  обоих.
Когда сборы были закончены, все сели отдохнуть. В это время зазвонил телефон.
- Ну, как у вас дела? Мы уже готовы! Когда вас ждать? – спрашивала Ирина, наблюдая за Раей, как та сосредоточенно о чём-то думала.
- Заедем в час. Ждите! – ответила Маша.
Раечка в который уже раз говорила подруге, что зря они это затеяли. Зачем столько хлопот  из-за неё? Она могла бы спокойно жить дальше, не видя никакого моря.
- Перестань канючить! - взорвалась Ирина, - ты понимаешь, что  люди просто хотят тебе доставить удовольствие! Если бы они этого не хотели, то не стали бы заморачиваться. Поняла? Давай, подумай ещё, ничего не забыла?
- Вроде всё! – ответила Рая.
- Тогда ждём! А я позвоню пока Лёве, - и она набрала номер телефона, - как дела у вас? Не замучила тебя дочка?
- Ещё чего! У нас с ней полная идиллия! Понимаем друг друга с одного взгляда. А у вас как?
- Мы готовы! Ждём Вячеслава с семейством. Не скучайте без меня, скоро буду! Если вовремя  не приеду, покорми Машку. Смесь, знаешь, как приготовить.
- Не волнуйся, мы справимся, - уверил Лёва, пожелал Раечке  хорошего отдыха и отключился.
   Вскоре у Ирины зазвонил телефон.
- Мы здесь, – коротко сказала Мария.
 Когда они поднялись, Раечка уже сидела в коляске у лифта. Ирина вынесла её вещи.
- Привет всем! Ну что, поехали? – и она вкатила коляску в лифт, Вячеслав с Машей вошли следом.
   У крыльца стоял микроавтобус, приспособленный к долгим поездкам. Сзади открывалась дверь, и выдвигался трап, по которому и вкатили коляску с Раей. Димка сидел у окна, наблюдая за этим процессом.
- Ну, подруга, отдыхай на всю катушку! Пиши там свои картины и звони, хотя бы иногда, - и  Ирина поцеловала смущённую Раечку. Счастливого вам отдыха всем! Димка, слушайся родителей, и привези тёте Ире ракушку, ладно? Когда автобус скрылся из вида, она пошла на остановку, думая о том, что всё-таки они сделали это! Рая увидит своё море!

   Мария разговаривала с сыном, показывая ему на достопримечательности Москвы, мимо которых они проезжали. Раечка тоже внимательно слушала и смотрела. Она ведь никогда не видела родного города. Вячеслав не участвовал в их беседе. Он вёл автобус и был сосредоточен на дороге.
   Через  четыре часа езды они остановились. Все вышли на улицу. Раечку тоже выкатили, чтобы и она подышала свежим воздухом. Потом все перекусили и снова отправились в путь. Таким образом, они добрались до Лазаревского. Там  нашли дом, который сняли, заранее договорившись по телефону. Вячеслав перетащил все вещи в дом, а  Рая пока сидела в коляске и глядела по сторонам. Ей не верилось, что она находилась недалеко от моря. Девушка мечтала скорее увидеть его.
   Правда она чувствовала  неловкость. Ей так  не хотелось мешать отдыху своих друзей, но понимала, что они никогда не оставят её одну. Это значит, что им придётся всюду её возить с собой.
   Разобравшись с вещами, поели то, что предложила им хозяйка. Куда-то идти не было смысла, потому что темнеет там рано. Они просто вышли все на улицу и сели под яблоней, которая ломилась от яблок.
Димка  увидел собачонку, пытавшуюся  достать что-то за забором.
- Мама, а почему нельзя было Чопика взять с собой!? Он бы сейчас здесь бегал,  – обратился сын к матери.
Но отец сказал:" А если он потерялся бы? Ему и с бабушкой дома неплохо! Не успеешь соскучиться, как снова увидишь своего друга".
- А долго мы здесь будем? – задал вопрос Дима и посмотрел на папу.
- Две недели. Ну-ка, сосчитай, сколько это дней?
Малыш в уме что-то слагал, потом ответил, - четырнадцать!
- Молодец, сынок! На тебе за это панамку, - и Вячеслав надел на голову ребёнка  головной убор, который купил ещё в Лондоне.
Тот  восторженно запрыгал.
   Раечка всё время молчала, и это понятно. Она чувствовала себя лишней. Нужно было как-то её развеселить или чем-то занять, и Маша предложила девушке нарисовать закат солнца. Вячеслав установил мольберт, достал краски, кисти и усадил девушку под фонарём. Она на самом деле успокоилась, и Мария заметила  на её лице улыбку.
   Спать расположились все в разных местах. Вячеслав ушёл на веранду, Мария легла  в одной комнате с Раей и Димой. Но в последний момент Димка убежал к отцу.
   Домик, в котором они остановились, был двухэтажным, утопал в зелени. Кругом росли цветы. Наверху жила хозяйка со своим сыном, мужчиной лет сорока. Он был  угрюмым, и отдыхающие первое время его сторонились. Но потом оказалось, что это – добрейшей души человек.
  На следующий день, во второй половине дня, ближе к вечеру, они отправились к морю. В это время было не так жарко. На пляже было некуда яблоку упасть, но Вячеслав всё же, нашёл уютное место. Главное, нужно было устроить Раечку, чтобы ей было хорошо  всё  видно. Она собиралась рисовать. Девушка сначала набрасывала эскиз, и только потом дорисовывала. Часто ей приходилось делать это по памяти, если не удавалось вновь побывать на том месте.
  Димка не вылезал из воды. Вячеслав учил его плавать, и у него хорошо это  получалось. Уже на следующий день ребёнок совершил свой первый заплыв под чутким присмотром отца. Мария только мочила ноги. Вячеслав раздобыл для неё зонт, и она пряталась под ним от солнца.

  Иногда  подруги  прогуливались по улицам, а Вячеслав в это время  ходил с сыном на пляж. Димке настолько понравилось плавать, что он не вылезал  из воды. Каждое утро, не успев проснуться, уже спрашивал: "Когда мы пойдём купаться?" Женщины отказались с ними ходить. Мария всё же остерегалась, в её положении  сидеть на жаре было  не желательно. Поэтому они  сидели где-нибудь в сквере, в тенёчке, или оставались в доме. Мария читала, а Раю часто развлекал Аркадий, сын хозяйки. Он проникся к девушке  симпатией. Всегда чем-то её угощал. А однажды спросил: "Рая, а ты могла бы мой портрет нарисовать?"
   Девушка смущённо ответила: "Можно попробовать".
- Тогда давай я тебе помогу. Что нужно? – засуетился Аркадий.
- Мольберт и коробочку с карандашами, - ответила молодая художница и улыбнулась своему новому другу.
   Мария сидела в стороне и наблюдала за ними. Ей  было так  жаль эту девушку! Хотя несчастной она не выглядела. Как ей  удавалось оставаться при её инвалидности женственной!?  Рая была очень приятна в общении. Умела слушать, могла поддержать любой разговор. Она как бутон цветка, раскрывалась постепенно. 
   Девушка тяжело переживала разрыв отношений со Степаном, но делала это незаметно для других. Если только чуточку замкнулась в себе. Но это и понятно. А в целом, она молодец! Чувствовалась в ней сильная натура. Не сломалась, не ожесточилась!
- Мама, смотри, что мы нашли! – кричал Димка, подбегая к матери.
- Ну-ка, покажи, что там у тебя?- попросила Мария, и сынишка подал ей в руку  две ракушки, - послушай, там море шумит!
Мария приложила ракушку к уху.
- Да, шумит, - подтвердила она и вернула их сыну.
- Одну я тёте Ире обещал, - сказал ребёнок.
- Правильно! Обещал, значит, нужно выполнять! – похвалил сына отец и, обращаясь к Маше, спросил:
- Раечка студию открыла? Смотрю, клиенты у неё появились, - и, подойдя к девушке, пошутил: - Можно в очередь встать? Я тоже желаю иметь портрет, написанный юной художницей!
  Раечка, не отрываясь от работы, сказала: "С удовольствием, только  в другой раз! А пока не мешайте, пожалуйста, и простите!"
- Всё! Ухожу! – и Вячеслав подошёл к Маше.
- Не хотите перекусить? – спросила Мария и собралась вставать, но муж остановил её, - давай подождём, когда  Раечка освободится.
   Они зашли в беседку. Мария прислонилась к стене, а Слава сел рядом и обнял её за плечи.
- Маша! Как ты себя чувствуешь? – спросил он и положил руку ей на живот, - дочка тебя ещё не пинает?
- Нет, она ещё мала для этого! – засмеялась жена, и добавила: - Всё хорошо, не волнуйся.
Мария посмотрела по сторонам.
- А Димка где у нас? Что-то его не видно и не слышно, - забеспокоилась она.
Вячеслав встал, выглянул наружу и поманил рукой  жену.
- Посмотри! – и он указал в сторону дома.
Димка спал в шезлонге, прижав к груди ракушки.
- Уснул под шум прибоя, - улыбнулся Вячеслав, - пусть спит. Тем более, Раечка ещё творит! Может, попить принести что-нибудь?
- Да, принеси сока и Раечке - тоже. Пусть промочит горло.
Когда Вячеслав подошёл к девушке, та благодарно ему кивнула. Взяв из рук стакан, проговорила: - Сейчас заканчиваю!
  Когда они все собрались за столом, хозяйка принесла обед.
- Лидия Ивановна, вам не в тягость готовить на нас? Мы могли бы и сами справиться, - сказала Маша, но хозяйка только рукой махнула.
- Полно вам! Я люблю готовить! Тем более, вы мне за это платите. Только если не нравится, тогда другое дело!
- Да что Вы! О лучшем мы и мечтать не могли! Ведь нам и делать нечего. Живём на всём готовом! – сказала Мария.
Женщина улыбнулась.
- Ну, тогда приезжайте в следующий раз. Я буду рада видеть вас снова, - и она, шепнула Маше: -  Ваша Раечка понравилась моему сыну.
- Она всем нравится, -  сказала та в ответ.

   После обеда все легли отдыхать. Только Димка бодрствовал. Он убежал к дяде Аркадию и донимал того вопросами. Мужчина терпеливо отвечал, а потом вдруг предложил:
- Хочешь, я тебя научу в шашки  играть?
- Хочу, - ответил ребёнок, хотя не понимал, что это за игра.
Но когда понял, ему стало интересно, и он с головой ушёл  в неё. Димке  удалось несколько раз выиграть у дяди! Он радостно смеялся. Откуда было ребёнку знать, что дядя Аркаша специально поддавался.
   После этого каждый день, возвращаясь с пляжа, он бежал к своему взрослому другу. Глядя на сына, Вячеслав решил, что первое, что они сделают, возвратившись  домой, это купят ребёнку шашки.

     Ирина звонила  подруге  чуть ли не каждый день. Справлялась о её здоровье, о Раечке. А однажды  сообщила, что Степан приходил к ним в гости и очень сокрушался  по поводу отъезда Раи. Оказалось, что он сожалеет о том, что они расстались.
- Ты представляешь, что он надумал? Ехать к вам! Он хочет Раю увидеть! – выпалила подруга.
- Так пусть приезжает, - спокойно сказала Мария.
- Как приезжает!? Заморочит снова девчонке голову, а потом снова сбежит. Нет уж! Пусть даже и не думает! Рае и так хватило переживаний! – распалялась Ирина.
   Маша слушала подругу, а сама лихорадочно думала: что делать? Она решила, что нужно сказать об этом Рае, и если та захочет, то пусть так и будет. Ирина об этом и слышать не хотела.
- Ничего не говори Рае! – умоляла  она Машу, и та пообещала.
Но когда осталась одна, всё хорошо обдумала и решила посоветоваться с Вячеславом. Она рассказала о телефонном звонке подруги.
- Машенька! Людям свойственно заблуждаться. Ведь пока Рая была рядом, Степан думал, что так и будет всё время. Когда ему захочется с ней пообщаться, он придёт и отведёт душу. А параллельно будет строить отношения с другой девушкой. Но у него ничего не вышло. Он неплохой  парень, но не везёт ему с девушками. А Раю, он, по-моему, любит. И она его тоже. Не стоит им мешать. Пусть они сами решат.
   Маша слушала мужа и понимала, что действительно нельзя вмешиваться в их жизнь. Они взрослые люди. Вот, только то смущало, что Раечка инвалид. Нельзя играть на её чувствах. Мария позвонила Ирине и попросила, чтобы та не препятствовала его приезду к ним.

  Зная, что Степан приедет только через три дня, Вячеслав договорился с хозяйкой,  и они заплатили ещё за пять дней вперёд. Друзья  ждали его, надеясь на чудо.  Только одна Раечка ничего не подозревала.
   Ей очень нравилось сидеть в саду. И они часто с Машей уходили туда вдвоём.
- Маша, Димка у тебя так привязан к Вячеславу!  Ребёнка теперь  просто не узнать!  Он даже повзрослел как-то! Ты не заметила?
- Заметила!
- А как у Светланы дела? Она звонила?  -  вдруг спросила девушка.
   Рая слышала, что муж её  сестры  болен и ему предстояла ещё одна операция.
- Она в письме написала. Как только они вернулись после Нового года домой, его прооперировали. Сейчас он пока на инвалидности. Светлана молодец, держится! Трудно ей пришлось. Когда  муж заболел, им  пришлось продать и дом, и машину, и гараж, и дачу, чтобы сделать ему операцию. Сами ютились на съёмной квартире. Светлана работала на двух работах. Но  через какое-то время опухоль  у мужа  снова стала расти. И снова нужны были деньги.
- Бедная женщина! Как она всё вынесла? – заплакала Раечка.
   Мария смотрела на неё и удивлялась. Она о себе не плачет, а чужое горе для неё, как своё!
- Слава Богу, сейчас у них  всё хорошо! Они купили небольшой домик. Живут скромно, но дружно, так что утри слёзы, - успокоила подругу Маша.
  Конечно, она ничего не сказала о том, что отдала  тогда  сестре все свои сбережения, которые у неё были. Когда Светлана уезжала, она просто рыдала на груди у сестры, не в силах сдержать эмоций. Она до последнего отказывалась взять деньги.
- Светочка, когда мы нуждались, ты помогала нам! Ведь я помню, какие ты отправляла  нам посылки. Только благодаря  тебе я выглядела в классе лучше всех, хотя мало кто знал, что у нас порой  даже  хлеба дома не было  в достатке, - говорила Маша, стараясь сделать всё, чтобы сестра не чувствовала вины, взяв  такую большую сумму.
- Машенька, родная моя, спасибо тебе! За всё спасибо! За родителей. Ты  их
поддерживала! За то, что не обижаешься на меня, за то, что оставила тебя тогда одну.
  Пока поезд  не скрылся из виду, Мария стояла на перроне и плакала. Ведь она даже не предполагала, что сестре так тяжело пришлось в жизни!
Из воспоминаний Машу вывел Вячеслав, принеся им по баночке сока.
- Как  насчёт того, чтобы  съездить в аквапарк?
   Вы поезжайте, а я дома останусь, - тут же нашлась Рая.
- Ну, уж нет! Идти, так всем! Димка уже готов и ждёт нас, - и он ловко развернул коляску и покатил Раечку к автобусу.
Когда она оказалась внутри него, увидела Димку, сидящего за шахматной доской.
- Тётя Рая, хочешь, я тебя научу играть? – спросил мальчик и пододвинулся к ней.
- А я умею. Давай, я согласна, - и они стали расставлять шашки.
   Вернулись они весёлые и счастливые, особенно Димка. Он первый раз был  на таких горках. С визгом  малыш  вылетал  из трубы по воде, где  его  подхватывал   отец. Сколько всего нового узнал он в этой поездке!
   Приближался день отъезда. Они решили  в последний  раз побывать  у моря. Тем более, там должна была состояться встреча Раи со Степаном.
 Маша взяла у Ирины  его номер телефона. И когда они приехали к морю, позвонила и объяснила ему, как их найти.
   Раечка дописывала свою картину. Маша сидела в сторонке, наблюдая за ней. А Вячеслав с Димкой, конечно, были в воде. Степан приближался к месту встречи. В руках он нёс букет цветов. Ничего не подозревавшая  девушка,  внимательно смотрела на холст, на котором было изображение матери с ребёнком на руках.
   И, вдруг, подняв голову, она увидела его. Он шёл  медленно, медленно, не сводя с неё взгляда, подошёл к ней, опустился на колени, обхватил её ноги руками и  положил голову ей на колени.
Её слёзы капали на букет цветов, который она неуклюже держала в руках, а женщина с холста улыбалась ей.

 
-




-