Русская душа

Валерий Захаров 39
–  Чайку не желаете? –   В купе заглянула проводница с подносом, на котором красовались стаканы с янтарным чаем в мельхиоровых подстаканниках.
 –  Пожалуй! – мой попутчик протянул руку и взял стакан. Я последовал его примеру, и вскоре организовалось, как это случается в дороге, маленькое застолье, располагающее к беседе.  Дежурные   фразы постепенно приобретали  смысл, наполнялись содержанием, а перестук колёс, казалось, поддерживал беседу. Да-да, да-да! соглашались с нами  вагонные колеса.
 –  Вот, еду на родину, - сообщил мне собеседник.
 –  Соскучились? – полюбопытствовал я
 –  И это тоже, - подтвердил мой сосед. –   Но не это главное…
Я не стал выспрашивать  об истинных причинах его путешествия, и, прихлёбывая чай, рассматривал проплывающие мимо ветхие домики, вписанные в  унылый среднерусский пейзаж.
 –  Грустные места! – заметил собеседник.
–   Весёлого  мало, - подтвердил я. –  Россия!   
–  Отчего же так, как вы думаете?
–  Да так уж повелось! Вы не замечали, что даже песни наши соответствуют?  То бежал бродяга, то степь да степь кругом, то горе горькое по свету шлялося…
–  Собеседник задумался, затем, словно очнувшись, спросил:
–  Село Марьино знаете?
 –  Чем же оно знаменито?
 –  Попутчик усмехнулся:
 –   Я ведь сам родился в городе, да так получилось, попал по распределению после окончания медицинского  училища, фельдшером в это село,  там и осел. Собственно, жить и там можно было….  Да и места красивые, а я охотой, рыбалкой увлекаюсь, а тут тебе всё: и лес, и река, и озеро, живи да радуйся…. Вобщем, жил…
–  А сейчас?
–  Добралась и до нас перестройка –  и, помолчав, добавил:  –   Вот говорят: русские люди, душа нараспашку, последнюю рубаху с себя снимут, и отдадут!
 –  А разве нет?
 –  Это как сказать, - подперев щеку ладонью, и глядя в окно, негромко произнёс попутчик.  –   Была в нашем селе лавчонка, ну, сельпо, как везде. Продавщица, Нюра, наша, сельская. А как колхоз-то наш развалился, приноровился народ  товар в долг брать. Один возьмёт, другой,  пятый, десятый, все просят: помоги, Нюра, вернём тебе всё сполна! Кому хлебца, кому спичек, соли, сахару,  ну и набрала наша Нюра долгов на немалые в ту пору  деньги. А тут ревизия. Нюра туда – сюда – денег нет. Стала просить по дворам Христа ради долг вернуть,  да куда там!  А ведь жила-то одна, с дочкой, домишко да огородишко, вот и всё хозяйство. Короче: не отдали сельчане деньги, говорят: дура, мол, зачем  давала?  А той либо долг платить, либо в  тюрьму, да дочка малая на руках…..
 –  И чем же все закончилось?
 –  Тем и закончилось. Металась  наша бедолага, хотела в долг занять, да всё напрасно. Но, видно,  что-то прознала,  пристроила девчушку,  собрала последние деньжонки, а как уезжать стала, бросилась к ней дочурка на грудь, рыдает, словно живую хоронит. Спустя несколько месяцев  объявилась, зашла ко мне. Смотрю  на неё, была девка – кровь с молоком, сейчас же не узнать,  в старуху превратилась…. Так мол, и так, Иван Петрович, вырезали у меня почку, дали денег, рассчиталась с долгом….
А соседи-то благочестивые,  будто в рот воды набрали; никто с ней не здоровается, словно не они, а Нюра виновата….Да….  Вот говорят, город людей портит. Ан нет, ежели ты человек, будешь им и в городе, и в деревне.
 –  А вы-то, почему уехали?
 – А вот почему. Я   же фельдшер,  мне людей лечить, врачевать  надо. Людей, понимаете? И приходят ко мне эти, с позволения сказать, люди, помощи просят. Отказать я им не могу, а сердце не лежит…. А без сердца любое лечение прахом идёт. Вот и решил поменять место жительства. Узнало про то начальство, говорит: Если фельдшер уедет, закроем медпункт. Нет у нас больше врачей, да в деревню вашу всё равно никто не поедет.
Ну и  пошли ко мне делегации: Иван Петрович, миленький, будь человеком, останься, всё для тебя сделаем! Последний раз целую сходку устроили; а я перед этим Нюру пригласил, да на крыльцо с ней вышел. Смотрю, примолкли ходатаи  –  просители, и потихонечку  разошлись, словно дождём их размыло…. А в последний день, как уезжал, страшная  гроза над селом разразилась, не видал такой! Молнии били, не переставая, несколько дворов сгорело, тех, кто более всех Нюре задолжал.  Да, так то….
 В купе стало тихо, только позванивали ложечки в пустых стаканах, да начавшийся дождь затянул вагонное окно мутной слизью…