Встреча с юностью

Зинаида Попова
    

     Своих одноклассников ужасно давно не видела: полвека!!! Они, конечно, звонили мне на Урал и приглашали, но всё некогда: то работы выше крыши, то дочь поступала.  Так и дожила я до шестидесяти пяти лет в полном неведении. А они молодцы, встречались и общались. Как это здорово!    Только поздно я это поняла, к сожалению. Я давно на пенсии, дружу с компьютером, переписываюсь со своими учениками, бывшими коллегами…
      Без всякого умысла разместила свою студенческую фотографию в интернете. И каково же было моё удивление, когда на мою страничку зашёл мой однокашник, (только из  «б» класса) Юрка Дунаев…Я была просто шокирована! Не поверила глазам, перечитала несколько раз его «послание». Он писал:  «В сентябре,15 числа, нашей школе исполняется 50 лет. Если помнишь, мы тоже выпускались в 1964 году. Думаем собраться: выпускники разных  поколений. Приезжай обязательно, как там тебя по уличному кликали,   кажется, Зинка Лякина?» Я так обрадовалась!!!От счастья кружилась голова. Я готова была парить в воздухе! Несколько недель ложилась и вставала с этим радостным известием. Оказывается, Юру попросили меня найти. Он, как человек продвинутый, исполнил это.
 …Мысли мои роились в голове, точно пчёлы. Вспоминала босоногое детство, юность, школу. Почему-то очень хорошо запомнила, что в начальных классах я писала грязно и неряшливо. Мне за такую каллиграфию Мария Никитична беспощадно ставила двойки. Большие и жирные. Откуда было знать моим родителям, что до 5 класса детей надо систематически  контролировать и одновременно помогать. Мой  путь из школы до дома лежал через заросли кустов сирени. Я хорошо помню, как забиралась вглубь кустов, чтобы меня никто не видел, доставала клей и ножницы из портфеля, вырезала из тетрадного листа кружок по размеру двойки и заклеивала её. Спокойно шла домой. Почему-то была уверена, что этого никто не заметит. Однажды вызвали моих родителей в школу, и учительница показала, каким  «художеством» я занимаюсь. Помню, мне было очень стыдно. Дома мне хорошо досталось. С тех пор я старалась писать аккуратно и красиво. Вскоре мне доверили даже в альбоме написать своё сочинение. Это было таким стимулом! Мы, ученики, этим очень гордились.
     Никогда не забуду, как к нам в 5 классе приехала хорошая девочка—Мила Кабардина. Такая ухоженная, красивая и хорошо одетая. Её отец был секретарём  райкома партии. Часть пути из школы мы шли вместе. И запомнились мне на всю жизнь её зимние ботиночки, коричневые, блестящие, с остренькими носиками и меховой опушкой. Они так мило облегали её ножки. Мне очень хотелось поносить такие же ботинки. Я пришла домой, нашла на чердаке мешок с обувью, достала ребячьи летние ботинки, такие же короткие, как у Милы, но большие и лобастые. Конечно же, холодные. Отрезала от воротника маминого старого пальто кусочки искусственного меха и пришила к ботинкам. « Вот теперь я могу отправляться в школу»,- подумала я. И один раз я в них сходила. А в школу ходили километра за полтора. Отморозила все ноги. Помню, как мама меня пробирала за это, одновременно отогревая мои окоченевшие ноги. А уже в старших классах, когда я подросла,   сгодилось и мамино единственное пальто, тогда казалось очень добротное. Правда, оно болталось на мне, как на колу, но…. выбирать не приходилось. И этому была несказанно рада.         Тогда все жили очень бедно и не обращали особого внимания на валенки, фуфайки, родительскую одежду. В этом ходили многие девчонки и мальчишки. Но как-то
достойно жили. Старались ни с кем не ссориться, дружили, помогали друг другу.

                В пути.

      Неожиданно позвонила моя одноклассница, Таня Гончарова, которая жила в Архангельском, где мы учились. Долго с ней разговаривали. От неё я узнала, что многих уже нет в живых. А некоторые просто не смогут приехать, потому что больны. Она мне сообщила, что юбилей переносится на середину октября…
   И вот я в пути. Мерно стучат колёса поезда. Мне не спится. Ночь очень длинная в пути. В сознании прокручивается школа: уроки, перемены, учителя, друзья…Пятьдесят лет почти никого не видела.     Какой большой срок! Но он пролетел, как одно мгновенье. К своему селу подъезжаю в глубоком волнении и с трепетом в душе. Родные поля, вот проехали уже заправку. Замелькали первые дома, автобусная остановка. Автобус замедлил ход. Вдруг где-то под ложечкой приятно защемило…


 
Таня Гончарова.

    На остановке меня встречала Татьяна с мужем на «Ниве». Мы тепло обнялись. Она познакомила меня с мужем, который оказался простым человеком с замечательным чувством юмора. Таня почти не изменилась, только слегка постарела. Подругами мы никогда не были. Я вообще держалась в классе особняком, потому как жила далеко, а остальные ребята — в центре. Но долгие годы стирают все грани. В школе Татьяна ничем особо не выделялась. Такая же скромная и искренняя была, как и все ребята. Вспоминаю её пухлые губы, круглое доброе лицо да редкие вьющиеся волосы. Росла она у своего деда по отцовской линии. Он работал дорожным мастером. Слыл человеком требовательным и честным. Эти качества он старался воспитать и в своей внучке, в которой души не чаял. И замуж она выскочила раньше всех девчонок. Они с Иваном вырастили сына и дочь-красавицу. Да и внуки уже взрослые. Вместе с мужем они пережили большую беду. Во время пожара у них сгорело всё. Им пришлось заново отстраивать своё хозяйство. Известно только им одним, сколько сил, терпения и нервов потрачено. Но они выжили. У них большой дом. В доме чистота и уют. Это они любезно и гостеприимно распахнули двери своего дома для нас.

Зина Беспалова.

    В этот же день приехали и другие выпускники. Люба Токарева, Зина Беспалова, а днём раньше — Тамара Лизунова. Все очень изменились. И если бы довелось встретиться где-то в другом месте, то прошла бы мимо. Никого, конечно,  я не узнала. Все мы теперь выглядели постаревшими, неуклюжими, обременёнными многочисленными заботами. Таня нас познакомила. Я обратила внимание на Зину Беспалову. Она старше нас на год. Помню, какая она была в школе, высокая, стройная и красивая. Девочка с жидкими косичками, милой улыбкой и ямочкой на подбородке. Она бойко и звонко рапортовала на пионерских сборах, на совесть выполняла любые поручения.
      Теперь же передо мной стояла пожилая грузная женщина, слегка сутуловатая, погружённая в свои какие-то нерешённые проблемы, которые, казалось, давили на неё. Почему-то запомнились её грустные потухшие глаза, которые в школе искрились задором. И даже при нашей встрече она не могла скрыть своего угнетённого состояния. Она разошлась с мужем, и теперь она живёт вместе со взрослой дочерью. Дочь не скрывает своего желания освободиться от опеки  матери. «Жила бы одна, давно бы вышла замуж», -бросала она обидные слова в лицо ей. Как Зина с этим живет, я не знаю.

 Люба Токарева.

     Наш неизменный комсомольский вожак и председатель совета дружины школы. Худощавая, тоненькая, смуглая девчушка с короткой стрижкой. С её мнением считались даже учителя. И это придавало ей вес среди своих сверстников. Люба всегда была в центре внимания и девчонок, и мальчишек. Заводила, умница, она была наравне со всеми и ,в то же время, слыла принципиальным и строгим человеком. Живая, симпатичная, с открытой улыбкой, Люба нравилась лучшим мальчикам. А девочки, глядя на неё, втайне старались на неё походить, подражали её слегка ныряющей походке, жестам, взгляду, мимике, жестам. Общественной работе Люба отдавала много времени. Проводила диспуты, вечера, субботники, тимуровскую работу…Я удивлялась, как она могла допоздна находиться в школе и прекрасно учиться. Для многих Люба тогда была недосягаемой. Вспоминаю, как мы её провожали в Москву на съезд комсомола, как давали наказы и как блестели её глаза от счастья. Люба единственный делегат, выступавший от многомиллионной армии школьников. Она успешно окончила политехнический институт в Воронеже. Много лет работала ведущим инженером крупного металлургического завода Брянска. Теперь от прежней Любы Токаревой остался только сочный голос да открытая обаятельная улыбка. И всё. Она плохо видит. И только одним глазом. Ей делают сильнейшие уколы в глаза, чтобы совсем не потеряла зрение. Читает совсем мало и только то, что написано крупным планом. Вдова. Вырастила и воспитала сына. Гордится своим внуком.  Внуку 9 лет. Он успешно занимается хоккеем. Уже принимает участие в Международных турнирах. А внучка Яна  закончила МГУ. Среди языков Азии и Африки отдала предпочтение персидскому языку. Сейчас учится в МАГИСТРАТУРЕ. Очевидно, такая же умница, как и бабушка. Любаша, как тогда многие её называли в школе, конечно, стала проще. От неё идёт какое-то тепло. В душе она по-прежнему осталась романтиком и надёжным товарищем. Я рада, что Люба иногда мне звонит, и мы немного
с ней общаемся. Меня она, конечно, не помнит. А вот я её запомнила на всю жизнь.


Владик Подольский.

    А ещё в нашей школе учился Владик Подольский. Высокий, стройный, розовощёкий. Учился легко, охотно, с интересом. Как и все мальчишки, любил гонять в футбол, занимался спортом, много читал, любил кино. За  футбольную команду Архангельска играл в красной майке центральным защитником.
Очень любил рыбалку. По окончании школы не прошел по конкурсу в Политехнический институт, поэтому работал учителем немецкого языка в с. Артюшкино. В1963-1966 гг. служил в армии
в качестве механика – водителя средних танков в г. Коттбус и г. Ютербог.
     В 1968 г. поступил на дневное отделение автодорожного факультета, ВИСИ. Строил мосты и проектировал дороги, работал в РК и горкоме КПСС города Воронежа, был главным специалистом по изысканиям и проектированию на десять областей. Защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации.
   И среди многочисленных гостей в день юбилея школы был уже не Владик, а доктор наук, профессор университета - Владислав Петрович Подольский. А ещё он пишет рассказы, в которых остаётся таким же неизменным романтиком, каким был раньше. Наша школа вправе гордиться таким славным учеником.

Долгожданный день...

    Утро выдалось хмурое и пасмурное. На улице Садовой грязь непролазная и огромные лужи. Пешком идти до школы да в туфлях невозможно. Иван по очереди всех вывез нас на асфальт на своей машине. И мы, выпускники 60-х, шли под руку стеной такие гордые, что родились, жили и учились в советское время и именно в этой школе. Чувствовалось волнение всех. У школы толпился народ. Мы подошли, поздоровались. Меня окликнули:  «Дальняя гостья». Я долго не могла взять в толк,
кто же стоит передо мной.
 
Зина Токарева.

     Невысокая женщина, в курточке, довольно молодо выглядит. Улыбчивое лицо. Родинка на щеке. Карие красивые глаза. Улавливалось что-то знакомое…Да это же…Зина Токарева из «Б» класса и с нашей улицы. Боже, как же мы изменились! Мы даже дружили с ней до 8 класса, бегали вместе в школу, играли. Её мать иногда по делам отлучалась, тогда ночевали мы с ней вдвоём. Забирались на тёплую русскую печь, учили уроки, а потом она угощала меня вкуснейшим варёным сахаром. Такого ароматного сахара я больше нигде не ела. Её мама работала свекловичницей. За эту каторжную работу платили песком. Получали по два-три мешка. Сахар варили сами,  на молоке. А сладостей мы тогда и не видели. Но я навсегда запомнила противный вкус рыбьего жира. Чтобы  не болели, нам каждый день давали родители по ложке, а после мы его заедали карамельками: две подушечки конфет. Вот и все сладости.
     Зине легко давались все предметы, она хорошо закончила школу. На встречу выпускников пришла тоже первый раз. Она глубоко была убеждена, что ничего в этой жизни она не достигла. Юрке Дунаеву пришлось долго убеждать её в обратном. Жизнь не сложилась с первым мужем. Разошлась. Окончила электромеханический техникум. Долгое время работала экономистом на заводе. Она сильный человек. Одна, как и её мать. тётя Дуся, воспитала свою дочь. Теперь она бабушка. Второй брак тоже не принёс утешения. Да и что может быть общего у мужа с ней?! Разный интеллект, разные  взгляды на всё: на людей, на окружающую жизнь, на человеческие взаимоотношения. Отсюда и все проблемы. Зина ухаживает за больной матерью, которой исполнилось 93 года.  Я понимаю её. Общаться не с кем. Наша Первомайская улица, которую за вечную грязь называли Хлёбовкой,  опустела. Молодёжи нет. Остались только старые люди. Скучно, хотя в деревне много дел, и все они лежат на её плечах. В свободное время Зина много читает, занимается вязанием. На моё предложение купить ноутбук она так ответила: «На себя я уже давно махнула рукой. Моя жизнь уже прошла». Вот что она пишет о состоянии души: «Единственное развлечение здесь—рынок,  который тянется на несколько кварталов. В четверг сюда съезжаются люди из соседних сёл и районов. Хожу туда, как на шопинг»…Это ещё одна судьба моей одноклассницы.

 Тося Зуева.

       На самом деле она «звалась Татьяной». Это мы её так в школе «окрестили» - Тосей . Когда мы встретились с ней, долго смотрели друг на друга, но так и не узнали, кто есть кто. Тося в растерянности проговорила: «Да я не знаю эту женщину». Нас представили. Мы обнялись. Да, годы сильно изменили нас. Все уже бабушки и дедушки, наши волосы посеребрила седина, у каждого из нас целая коллекция болячек. Так что прежние черты лица не просто забылись за полвека, но совсем стёрлись. Вспоминаю, какая Тося была в школе: розовощёкая, полненькая пышечка небольшого росточка.  Но, несмотря на всё это, она в 5-6 классах прекрасно гнулась, была изумительно пластична. И когда она выступала в концерте, это всегда было зрелищно. Легко делала мостики, кувырки, шпагат. А как Тося великолепно танцевала с лентой! Это надо было видеть…
    Теперь же передо мной стояла маленькая хрупкая  женщина. И ничего не осталось от прежней весёлой и задорной хохотушки Тоси Зуевой. В её облике и манере говорить появилось что-то интеллигентное. Разговаривала она теперь неторопливо, растягивая немного слова. Когда мы поднимались по школьной лестнице на второй этаж, она с трудом передвигала одну ногу, которая совсем её не слушала. Оказывается, Тося перенесла инсульт. И только благодаря своей силе воли, усилиям и заботе близких людей, она встала на ноги. Татьяна неудачно вышла замуж первый раз, потом второй Воспитала двоих детей. Со вторым мужем жили в одном доме: на одной половине он с матерью, на второй она с детьми. Когда дети выросли и создали свои семьи, Тосе показалось, что вместе им стало жить тесно. И она приняла мудрое решение, предложила своему мужу: «А давай ещё попробуем жить вместе…». Он не сразу ответил, задумался. Ведь уж не молод
 тоже и болеет: «А, может, и вправду попробовать начать  всё сначала?» Теперь они уже который год живут вместе и счастливы. На глазах друг у друга и детей. Татьяна вспоминает: «Порой так хочется полежать, понежиться. Но приходит сноха и говорит: «Татьяна Николаевна, вставайте, Вас ждут великие дела: магазины и прогулка по знаменитым воронежским паркам. А сноха—медик. И я поднималась и шла»,- говорит она. Меня поразило, как ведёт себя Тося. Она ни на что не жалуется. Она  общается со всеми, как вполне здоровая женщина. Даже и намёка нет, что она инвалид. И это меня восхищает в ней. Когда мы вернулись с банкета, долго ещё сидели разговаривали. Поздно легли спать. Тося же уселась в кресло, положила свою ногу повыше и сказала: «Обо мне не беспокойтесь. Мне так удобнее. Я привыкла так спать». Это всю ночь так?! Как здорово, что наша Тося не утратила интереса к жизни и оптимизма. Я не знаю, смогла бы я так….

 Экскурс  в прошлое.

 Вспоминаю, какие мы были счастливые…Нам всем по восемнадцать, сданы все экзамены, получены паспорта. Чувство гордости нас переполняло,  потому что  мы отправлялись в плаванье под названьем «жизнь». Долго готовились к выпускному. За платьями даже ездили в Воронеж. И вот торжественное вручение аттестатов. Иван Алексеевич Рождественский и сам волновался не меньше нас. После праздничного ужина и танцев  мы бродили по асфальту, встречали рассвет. А мы с Тонькой Зуевой забрели на наш любимый стадион. Стало уже совсем светло, и солнце озарило зеркальную гладь реки. Нам навстречу шла молодая женщина с чашкой настиранного белья. Я навсегда запомнила её слова: «Девчонки, какие вы счастливые! У вас всё ещё впереди: и учёба, и свадьба, и первый ребёнок». Мы тогда не совсем поняли смысла этих слов. Осмыслила я их гораздо позже, когда уже тоже всё было позади…


Долгожданный день.

 У стен родной школы мы много фотографировались. Потом нас пригласили войти. Нас встречали ученики в парадной форме: в белых фартучках, с косичками и бантиками. Совсем, как в наше время мы ходили. Нас попросили пройти и зарегистрироваться. Гостей было много в коридоре, вестибюле, в классах. В столовой всех угощали чаем со сладостями. Таким образом, дали нам возможность увидеться и пообщаться. Кто-то обнимался здесь, кто-то украдкой смахивал непрошеную слезу, Кто-то  горячо говорил. Неслись восторженные возгласы: « Нинка, неужто это ты?» - «Боже, кого я вижу!» - «Как хорошо, что нас собрали».

 Юра Дунаев.

       А мне навстречу, распахнув руки, шёл Юрка. Глазам своим не верю. Он, почти, не изменился, только весь поседел. И подрос, конечно. Я его знаю с детства. Мы выросли на одной улице. Запомнила я его маленьким, щуплым, с большой головой, всегда улыбающимся и доброжелательным. Вся ребятня его по- свойски звала «Юхарем». И дело не только в имени. Просто он с детства был башковитым  и смышлёным. Долго ходил в ватной фуфаечке в любую погоду. Мать одна его воспитывала. Денег почти не было. Всю жизнь тётя Дуся проработала в колхозе, выращивала сахарную свёклу. Труд этот был изнурительный и тяжёлый, малооплачиваемый. Жила семья Дунаевых очень бедно, ютилась в маленькой избушке. Здесь же жили и бабушка с дедушкой.
     Учиться начал в Димитровской начальной школе. Вот что он вспоминает о первых днях: «Первая учительница, Клавдия Ильинична, принесла нам в первый день учёбы целое решето конфет, а во второй — решето пряников. И у нас сложилось мнение: «Ах, вот зачем ходят в школу! Там пряники дают и конфеты». Но на третий день нам ничего не принесли, и мы с ребятами ушли на колхозную конюшню объезжать лошадей». Юра все годы хорошо учился и окончил школу с «Похвальной грамотой».
      Надеясь только на свои силы, он поступал  на юридический факультет, но тогда принимали только тех ребят, которые имели отношение к правоохранительным органам. Потом поступал в технологический институт,  но понял, что это не его стезя. Свой трудовой путь начал простым грузчиком на сахарном заводе и трактористом. Позже закончил сельскохозяйственную академию имени Петра Великого. Работал главным инженером колхоза, секретарём райкома комсомола, председателем колхоза. В его жизни были и взлёты, и падения. Надо сказать, что его отличала могучая работоспособность.
      Руководителем он был требовательным и принципиальным. Вот он как пишет о работе секретарём райкома в Аннинском районе: «Зажигательными были годы комсомольской работы. Райкомовский ГАЗ-69 цвета кофе появлялся из серого марева пыли у комбайнов в поле и на свекловичных полях, мчался по непроторенным дорожкам в новый совхоз «Мичуринский». В колхозах работали прекрасные люди, мастера своего дела». Именно у них учился он упорству и настойчивости. Это под его руководством построены улицы жилых домов, школа, детсад, дороги, водопровод.
      Свой трудовой путь Юра закончил директором Аннаагропромснаб. Он внедрял в производство новые технологии, новые рыночные отношения. За добросовестный труд  имеет много наград: медали, Почётные знаки отличия, даже иностранные, именные подарки.
    Юра - счастливый отец семейства. У него прекрасная жена и трое детей. Всем детям  дал образование. Сейчас на заслуженном отдыхе.
 
Долгожданный день.

       После экскурсии по школе нас всех пригласили в кинотеатр  на концерт, подготовленный силами учащихся и учителей. Концертные номера перемежались с воспоминаниями гостей. Потом на сцену были приглашены представители разных поколений выпускников, начиная с 1954 года. Они заполнили всю сцену. Каждый представлялся и говорил, чего он достиг в жизни. Среди гостей были профессор, доцент В.П.Подольский.
     Я гордилась своей школой. Сколько замечательных людей она выпустила! И в этом заслуга наших замечательных учителей .      Милые, мудрые, добрые учителя…Это они своим добросовестным трудом закладывали лучшие традиции школы. С теплом вспоминаю педантичного Николая Павловича Русакова и  Марию Емельяновну, нашего классного руководителя Бунину Марию Михайловну, принципиального  учителя литературы и русского языка Меренкову Александру Ивановну, завуча Токареву Марию Васильевну и многих других. Пусть многих из Вас уже нет в живых, Ваши дела войдут славной страницей вечной памяти в летопись школы.
       Я вспоминаю, что нам никогда не было скучно в школе. Мы проводили интересные сборы, комсомольские собрания, походы.  Наш трудовой лагерь гремел на всю округу. Мы помогали колхозу «Дружба»: закладывали парники, выращивали капусту, пропалывали и собирали кукурузу, свёклу. Помню, как жили в палатках в лесу. А с каким нетерпением мы ждали всегда школьные вечера в старших классах!.Танцевали под баян Олега Микляева и Вити Токарева. Всё было дорого: и первый и последний звонок, и первая «2»и «5», и первый учитель, и первый вздох, и первый поцелуй…Сегодня это было у каждого на устах.
 «Сейчас я всё бы отдала за вечер школьный без названья. Всё было, словно бы вчера,но лишь одни воспоминанья...."