Псалом 18 толкование

Духовное Христианство
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

Начальнику хора. Псалом Давида.
 2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Начало откровения псалма 18 - это чувство восторга от совершенства творения.
Действительно, какая грандиозная и славная картина!

 3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Эта речь дневного проявления жизни, разнообразия и гармонии, представлена нам в положительном свете художественного восприятия и музыкой в душе .

Такая же, славная, в лунном и звёздном небе, но уже тихая, и во всех своих положительных качествах, предстаёт нам ночь.
Если день наполняет нас впечатлением, ночь приносит покой и наш мысленный взор уносит в неведомые дали.

 4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

Четвёртый стих продолжает констатировать о масштабах распространяющейся жизни, напоминая о небесном её происхождении. Велики небеса в которых Бог поставил жилище солнцу.

 5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
 6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

Далее мы видим образ жениха, выходящего из брачного чертога (атмосфера торжества), в радости, как исполин (сила и крепость) солнце проходит своё поприще – картина великолепия!

 7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Седьмой стих указывает в этом великолепном поприще на совершенную добродетель – «ничто не укрыто от теплоты Его».

Этот божественный созидательный закон Господа совершенен. Он укрепляет душу, потому что отражает божественную мудрость и надёжность.

 8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

Далее говорится, что откровение Господа умудряет простых и Его праведные повеления веселят сердце.

 9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Здесь в простоте открывается то, что уподобившись Богу в созидательных и добродетельных путях, человек обретает веру в Его поддержку и благословение.

 10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;

На фоне божественного совершенства грех обличается резче и контрастней. И псалом говорит уже …о страхе Господнем!
Так же, как и следствие – о судах Господних, подразумевающих результат греха.

 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
 12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

О судах говорится, как о сладком мёде и о золоте потому,  что знание от Творца произвело и очищение в страхе Господнем (который «чист» - 10 стих)
и смирение - бодрствуя в судах Господних (12й стих).
А «смиренным  дает  Господь благодать» – мир и радость в Святом Духе (11й стих).

 13. кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
 14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

Видно, как внимание в богопознании переносится глубже внутрь себя, и псалом переходит на исповедь и молитву .

От созерцания к созерцанию, от переживания к переживанию рождаются чувства, открывающие духовную мудрость, разнообразие и опыт духовной жизни.
 
Псалом 18 в миниатюре отражает путь и глубину откровения «через рассматривание творений».

 15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

В последнем, 15-м стихе содержится просьба к Богу принять благоугодными слова уст и помышление сердца. Здесь осознание своего человеческого несовершенства в предстоянии пред Богом.
В данном случае, осознание своего несовершенства и нечистоты (тайных погрешностей) отразилось молитвенной исповедью и просьбой принять молитву. И такое прозрение может достигнуть того предела, когда наступает безмолвная молитва.

Последняя фраза псалма подытоживает веру и любовь
– «Господи, твердыня моя и избавитель мой!».