Об Иисусовой молитве - как оно есть

Духовное Христианство
Господи Иисусе Христе Сын Божий, помилуй меня грешного.
1.Молитва Иисусова не требует заучивания многих слов. Но в ней внимание отдаётся  тому истинному и достаточно ёмкому образу Божьему, вполне наглядному и пробуждающему образу Бога в Иисусе  Христе.
Что открывает верующему христианину имя Иисуса?
Воспоминание о святости Его и великих Божьих чудесных исцелениях, воскрешениях, о подвиге мученической смерти, о воскресении и вознесении. Это свет Евангелия - Благая Весть.

Чем лучше мы впитали в себя Евангелие, тем полнее и крепче собирательный образ Иисуса проработан в наших частных переживаниях Евангелия и обобщенном чувстве благоговения.
Только так возможно "привести в силу" имя Господа Иисуса. Ибо в пустом обращении можно уподобиться тому, кто говорит «Господи, Господи, а сердце его далеко от него». (Ев.)
«Открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим.1:4).
Откровение Иисуса Христа в Сыне Божьем позволяет нам приблизиться к откровению боговоплощения и исповедовать Иисуса Господом. Всё это, также, является некогда предметом соответствующего переживания, которые приводят к откровению  веры  и поклонению Господу Иисусу.
Имя Иисуса Христа приходит в мир не только со времени евангельских событий. Но предвозвещается в ветхозаветных Пророках и продолжает светить и освещаться в деяниях Апостолов и слове их Посланий.
Всё это ориентирует и даёт представление о высочайшей духовной нравственности, понимании промысла Творца и святости духовного подвига. Это приближает к святому чувству и располагает к встрече со Святым Духом.

2. О прошении «помилуй меня грешного».
Когда искренно исповедуешь свою немощь, опираясь на Божью милость, то это и есть один из видов смирения, в котором приходит мир и покой.
Здесь же, в истине открывается «путь» исповеди. Мир и покой приходят в сердце очищенное исповедью, куда и входит свет надежды.
Исповедание своей греховности – это исповедание в памятовании частных грехов и осознания общего состояния «слепоты, нищеты и наготы».
Иисусова молитва позволяет, ради исповеди и лучшего созерцания Господа, делать отступление на вышеописанные предметы.
В этом деле не главное духовность или добродетель, главное – искренность и вера, способность сбросить лукавое и преходящее.
Но если есть дух жизни и добродетель, то ещё лучше – к тому и стремимся.

То, что Иисусова молитва возможна при воздыханиях, это понятно. Но и в благодушии нужна Божья милость, что бы ни заснуть, ни облениться, ни впасть в другие искушения от хорошей жизни.

Очень распространенно учение, о практиках, способствующих  молитве.
Но роль тех практик не существенна относительно искренности,  желания спасаться и молиться. Напротив, это скорее вредит искренности - поклонению в духе и истине. Однако легкомысленные ученики обычно предпочитают именно вот такие внешние «манипулятивные» действия, уклоняясь в мечтание.
"Дыхание" или "распознание точек блаженного воздействия", или "помещение ума в сердце" – Апостолы в этом не нуждались, и им это было бы не интересно.

Однако часто утверждается,  что Апостолы не только интересовались  умным деланием, но и открыли его как «во Христе тайну» и заповедали ее для нас, с ссылкой на Еф. 3:
"Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - ...открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге...Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, ...да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши".
Как и в «откровенных рассказах странника» Апостол Павел цитировался: «непрестанно пребывать в молитве»…
Всё это, конечно, согласуется и с Иисусовой молитвой, и «умным деланием», и с «внутренним человеком»,  и Духом Христа, вселяющегося в христианине.
Но повторюсь, искренность, желание спасения и молитвы - уже есть решающая сила нашего выбора к памятованию о Боге и приближения к Нему. И насколько это необходимо, настолько «непрестанно богопамятование».

При искренней необходимости спасения души Иисусова молитва является следствием воздыханий духа (страх Господень, покаяние) или радости во Христе (благодарения в духе, когда приходит благо-говение, ответственность - чувство свободы, но и долга: избрание обязывает и необходима милость Бога и Христа всегда).
В итоге, говоря о радости во Христе, по сути, Благой Вести,  мы приходим к Евангелию.
Что такое Евангелие? – Это начало познания Христа. Но это очень богатый и неисчерпаемый источник. Это и есть тот источник и благодать, которую стремятся обрести через Иисусову молитву и «умное делание».
Если теперь представить, что Евангелием для Апостолов был Сам Иисус Христос и Его призвание приходит в откровении и силе Святого Духа,  то уже зачем в молитве «прислушиваться к дыханию»?
А нам Ап. Иоанн говорит: "О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение -- с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1Ин:3).