Молитва Отче наш

Духовное Христианство
Первой причиной, по которой была произнесена Иисусом данная молитва, это просьба учеников научить их молиться. Не было потребности в особой молитве, а была потребность научиться общаться с Богом. Иисус, кратко напомнив о необходимой искренности в молитве, дал тот самый образец содержания, который в совокупности отражает этот смысл общения с Богом – 1е переживания и отношения к Богу (Отче и да святится имя Твоё), 2е – желать и принимать участие в реализации благого замысла Творца, 3е – возможность прошения о насущном и необходимом в земной жизни, 4е – исповедовать свою греховность и надеяться на божественную силу на пути праведности , на пути в Царство Небесное (прости грехи наши, не введи в искушение – избавь от лукавого, ибо Твоя есть сила и Царство). 5е - «Твоя слава вовек» - снова переживание Бога, переживание Духа Жизни, великолепия и совершенства Творца
Данное толкование молитвы не является плодом размышления или опытом отдельных откровений. Несомненно, бывают и замечательные духовные размышления как у И.И. Сикорского, или великолепный (думаю, наилучший) труд толкования и рассуждения о молитве Господней священномученика митрополита Владимира, где видно особое вдохновение.
Данное предлагаемое содержание - это откровение лишь главной мысли, но в соответствии её духовной сути и контексту.

«Иерей должен иметь Бога обитающим в себе, в сердце своём сознательно, что бы таким образом с дерзновением мог он возносить моления к Богу и друг с другом беседуя, говорить: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё!» - потому что молитва сия показывает, что приносящий её имеет живущим в себе сущего по естеству Сыном Божьим с Отцом и Святым Духом» - Прп. Симеон Новый Богослов

Когда Творец наполняет животворящим Духом, озаряет светом Своим, Его благая среда отражает все совершенство отцовского чувства и заботы. Разделяя Отеческое божественное благословение с учениками, Иисус обратился: “Отче наш!”
Переживая экзистенциально дух Бога (Отец во мне) и вездесущность  божественной жизни (я в Отце), было сказано: “Сущий на небесах”.

Переживание Святого Духа, как духа животворящего, жизни – как света Божьего – осознается как бесценный дар, и в этом открывается святость Творца.

Как Сын Бога, Иисус, по ведению сокровенного в недре Отчем, переживает всю широту добродетелей и глубину самоотдачи – святости Отца Небесного. И лишь истинный Сын, знающий Отца, по достоинству способен произнести слова: “Да святится имя Твое!”

Если эти слова произносятся в духе и истине сразу же после обращения к Богу, то какая же святость и в Сыне! Вообще, Иисус так выразился потому, что имел огромную заботу, чтобы все знали Бога и свято к Нему относились.
Но само это отношение есть переживание святости Божьей в Святом Духе.
И Иисус учил учеников, чтобы они, обращаясь к Богу в переживании Его святости, тоже имели сыновию заботу о познании Господней святости в человечестве - чтобы воспоминание о имени Божьем сразу приводило в благоговение, в котором "вся внутренность моя - святое имя Его" (пс.102).

Слова "да святится имя Твоё" – глубина молитвенного духа. Сила молитвы – познание Божьей святости. Можно опасаться строгого суда Божьего, но поклонение в духе и истине – поклонение святости Бога. Благоговение – это чувство переживания божественных благ и глубокая признательность Богу.
В книге Откровение есть образ, где «днём и ночью (четыре серафима шестикрылых) взывают: свят, свят, свят Вседержитель, и двадцать четыре старца поклоняются Творцу (Живущему во веки веков) и кладут свои золотые венцы пред престолом Бога, отдавая всю честь и славу Ему, сотворившему всё и соизволившему всё» (Отк. 4:8-11). Это очень яркая и красивая иллюстрация переживания святости Творца, поклонения Ему «в духе и истине» в Святом Духе и Истине.
Так в данном видении (Откр. 4:8-11) главной действующей персоной является Святой Дух как Дух Поклонения, Исходящий от Отца и к Отцу Приводящий. Естественно, что этот Дух заключает в себе сакральную истину святости Творца, передающуюся через Сына, тем самым свидетельствуя о «полноте Божества в Сыне». Святость Бога не навязывается, но как следствие предполагает "истину поклонения". Другими словами, праведным делом будет поклонение всей святости Бога, но в первую очередь как Творца и Создателя. В поклонении Божественной Святости закономерно начало молитвы. И в этом духе и предстоянии как бы открывается дальнейшая возможность общения с Богом в Духе Жизни и «владычествуемом» Духе. Это как бы правило «духовного вкушения от Древа Жизни».

“Да придет Царствие Твое”.
По пророчеству, замысел и обетование Творца – Царство Божье. Понятно, что через молитву приближается этот главный и благой замысел.
Но стоит сказать о том, что преображающие и просветительные свойства Святого Духа, знание личности Бога через Святой Дух – все это дает возможность иметь некое представление о совершенстве Царства Божьего и Божьего царствования. Царство, которое “внутри нас” – основа откровения и веры.
Как, например, некоторые качества, которые показывает Ап. Павел в плодах Духа.
Гал.5:22-23 Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Еф.5:9 Плоды Духа: благость, праведность и истина.
Римл.6:22 "плод ваш есть святость"

Приобретая  Божий  нрав  и силу вдохновения, Божье  становится нашим и мы  говорим: Закон  Господа  совершенен  –  укрепляет  душу;  откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс 18: 8, 9).

Здесь же рождается естественная потребность, чтобы праведность и нрав Царя Небесного были явлены на земле, исполнение законов Божьих – в доброй воле. Здесь же и пребывание “в духе и истине”, когда мы “один дух с Господом”.
- “Да будет воля Твоя и на земле как на небе”.

Далее, водительство Духа напоминает нам о настоящем моменте положения “на земле” и сюда же переводит небесное благословение и заботу Бога: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”.

Здесь же (в земной жизни и «земном» благословении) мы имеем необходимость в очищении, также - в очищении для молитвенной связи, и в данном непосредственном случае: потребность крепче стоять в молитве. Поэтому произносим: “прости наши грехи».
И Господь Иисус показывает нам основание для нашей праведности: “…как и мы прощаем должникам нашим”.

И впредь - в будущем, христианину необходимо избавление от греха, ведь главный хлеб – небесный, и путь – в Царствие Небесное. И необходима упреждающая молитвенная просьба: “Не введи в искушение, но избавь от лукавого”.

Иисус добавляет “Ибо Твое есть Царство”, имея ввиду, что главный замысел Творца крепок в Его воле, в Нем “сила” на осуществление…на спасение Своего народа: “…и слава во век!”. – Созерцая дела Отца Небесного, имея веру и вдохновение, Сын Божий исполнен переживанием славы Божьей и вечного ее дыхания! Аминь!

P.S. В толковании не был затронут взгляд на хлеб насущный как хлеб духовный, потому что здесь не рассматриваются все возможные интерпретации духовной жизни и отдельного опыта. В греческом оригинале в слове “насущный” – приставка “над”. Это может о том же насущном хлебе, приходящем через Божье благословение, но пусть… Главное, по духу, синодальный перевод передаёт всю полноту слова – в Господней молитве и в нашей жизни с Богом.
 2е-Контекст говорит в пользу хлеба, для которого «довольно заботы сегодняшнего дня» - «на сей день» 3е – Когда садятся за стол, благодарят Бога за хлеб насущный, то почему не просят?! 4е – Сама молитва уже является хлебом небесным, потому, что верующие «имеют власть быть чадами Божьими», то есть могут «взывать Авва Отче». Каждый христианин имеет уже «один талант» - молитвенное общение с Богом, как с Отцом 5е – Чем меньше иносказательного в молитве, тем больше – искреннего.

P.S. Нашёл созвучное у свт.Феофана Затворника, где он на слове святых отцов и через собственный опыт передаёт слова глубочайшей духовности и доступные для понимания.
"Да святится имя Твоё"
Прославляется и благовейно чтится имя Божие, когда познаны бывают неизреченное всесовершенство Божие, и величие Его с неумытною правдою и судом, превосходящие меру постижения нашего. До познания сего можно доходить и собственным размышлением при руководстве божественного откровения. И смиренный Богомысленник не может не заключать своего богомыслия—или славословием Богу, предивному в совершенствах своих, или падением пред Ним в страхи и трепете, при представлении Его величия необъятного и Его страшной правды и судов неумытных. Но такие проявления славословия и благоговеинства, происходя от меры постижения Божиих свойств и величия, и сами не восходят выше сей меры, и да¬леко бывают от меры Божией. К тому же они прояв¬ляются вследствие натиска от ума на сердце, почему бывают поверхностны. Настоящее же словословие и благоговеинство бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговеинство в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое. Даруй Господи, благодатью Твоею сердцу нашему вкусить, сколь благ еси, дивен и велик, и уму нашему войти в созерцание сего, чтоб наши славословие благоговеинство, хоть мало, подходили в меру Твою и водворившись внутрь нас, никогда не отходили от нас!—Не потому ли и повелел Господь говорить: «да святится», а не: да святим мы, что благодатные славословие и страх Божий, когда приходят, действуют сами собою, оставляя дух наш быть только сознавателем происходящего и вкушателем того.
Да прославляется и да благовейно чтится имя Твое всеми людьми. Молящиеся о сем конечно са¬ми славословят Бога и благоговеинствуют пред Ним, сознав долг свой к тому. Дети естественно и чтут и славят отца. Но самая любовь к отцу не даст им довольствоваться славою и почитанием отца только в своем кругу; они желают и ищут, чтоб отец их всеми был славим и чтим. Так и в отношении к Богу, именующие его Отцом своим не могут доволь-ствоваться только своим Его прославлением и чествованием; но желают, чтоб и все люди славили Его и благоговеинствовали пред Ним. Так как cиe иначе исполниться не может, как распространением истинного познания о Боге, чрез распространение божественного откровения; то в желании, чтоб все славили и чтили Бога—Отца нашего, естественно выражается желание и того, чтоб распространялось благовестие о Боге и всеми было познано имя Его. Ибо Бог наш таков, что только познай Его, и уже не возможешь не славословить Его и не благоговеинствовать пред Ним.