Ум Христов

Духовное Христианство
Ум Христов в простом понимании – это ум, просвещенный Святым Духом (1 Кор. 2: 12, 13, 16).
Но человек создан “по образу и подобию” Бога; он уже может иметь божественные законы, записанные в мыслях и сердце. Человек имеет сострадание и благоразумие, и в таком расположении ума способен будет принять “благодать на благодать”, т.е. возродиться от Духа Святого.

Иисус с детства возрастал в благодати, и Дух Божий был на Нем. Но Иисус был и человеком, у Которого с рождения в совершенстве был светлый ум и чистое сердце. Не зря, наверное, Господь соблюдал Его родословие по плоти в пророческом рождении “в семени жены” (Быт 3:15). А в общем, пишет пророк: «кто изъяснит род Его?»
 
Однако, познавая человеческую природу Христа, можно извлечь много полезного. Ибо через надлежащие мысли и чувства открывается духовный мир.

Справедливо будет считать первым и основным качеством ума Христова – кротость и смирение. Но в данном случае можно их рассматривать не как сердечную добродетель, а как исходное состояние ума, за которым следуют соответствующие мысли и чувства. “Научитесь у Меня – сказал Иисус – ибо Я кроток и смирен сердцем, и иго Мое благо, и бремя легко”.
Кротость сама по себе – покой страстей. Но этот сердечный покой настолько существенный, что ум в этом состоянии без основательных причин не пустится искать следствие, обобщать и делать выводы. Ум остается в чисто созерцательном действии. И зачастую заключения ума происходят без размышления. То есть такой ум не мыслит, а видит. Например: “Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь”. (И через звезды восхищенное сердце открывает Бога, а не нечто иное. Беспристрастное сердце не вводит ум в иллюзию, а открывает интуитивный сердечный канал познания сущности, значения вещей).

Конечно, главная мысль была в высказывании Христа: “…и иго Мое благо и бремя легко”. Нетрудно понять, что духовная стойкость есть плод праведности, откровения и благодати Божьей.
Но Иисус указывает на первопричину – кротость.
Это то, что Он знал о Себе с раннего детства. Это то, что, не омрачая сердце и ум, позволяет восхищаться творением Божьим. И кротость – это то, что позволяет верить – признавать истинный лик жизни в красивом и благом, а также не отчаиваться от дурного лика зла и страдания.
То, “что Бог утаил от мудрых и открыл младенцам” – это вера в сказку, в победу добра… И это, видимо, самое реалистичное отношение к действительности.


…Таким мальчишкой был Иисус

Уже младенцем в пеленах
утрату ощутил свободы,
и эту жизнь тогда познал
как неудобство и невзгоды.
…Но Ангелы дух ублажали,
и святость берегла покой… (Пс. 15:5)

…Чуть позже двор был, сад и небо, (Пс. 15:6)
где в свете солнечных лучей
как откровенье духа - чудный, (Пс. 15:6)
поток был жизни - сказка  в ней.

И Сам Господь жил в детском сердце,
был Светлым Ликом жизни всей,
был Образом, и был тем Нравом, (Пс. 15:7,8)
необходимым для людей.

А люд – в уродливых манерах,
кто вовсе чужд, кто жалок вдруг. (Пс. 15:4)
Но некий образ совершенства
в них есть – любовь приходит тут.

И в ком хоть чуть добра осталось,
или согреть чье сердце нужно,
с тем говорил ребенок Божий 
спасительно... великодушно... (Пс. 15:9)

Ребенок - праздности не знавший,
Его отрадой старец был -
со взором к Богу на коленях
тот в дивный образ восходил. (Пс. 15:3)

И Он искал, и Сам был с Богом.
И призван – Сыном Божьим быть… (Пс. 15:10)

Не время полных откровений.
Но ум Его был ум Христов,
И в сердце кротком и смиренном (Пс. 15:11)
Он все делить с людьми готов.

Мир полон смерти и страданий,
печать проклятья на земле.
- Но здесь живу Я и хожу Я,
пусть будет чаша та и Мне.

Кротостью и смирением принимается крест судьбы. Кротость, принимая сострадание, “выходит пройти не одно поприще, а два”.
Также сказано, что “гордым Бог противится, а смиренным дает благодать”. И причина здесь не только нравственная. На физическом плане смирение открывает сердце для благодати.

Выше было упомянуто о сострадании.
Это искорка “подобия Божьего” вдохновляется Божьим Духом возвышенной благости – “трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит”.
Сострадание способно возрождаться в любви, где “нет большей любви, чем кто душу отдаст за друзей” (Еванг).
Спутником и соратником сострадания сердца является благородный ум: “возлюби ближнего как самого себя” и “как хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте” (Еванг). (Сострадание может быть от врожденного чувства, а может быть от взвешенного ума.)

Можно обратить внимание, если кто-либо стремится в добродетели всегда искать высокий духовный смысл, то Иисус часто формулировал Свою мысль в житейской-человеческой нравственности. Это потому, что обычная нравственность – искра, подобие Бога и Царства Небесного.

Человеческая природа Христа – природа истинного “образа и подобия Бога”! Но через человечество Христа легче понять, почему Иисус Христос, будучи Сыном Божьим “во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти и услышан был за Свое благоговение” (К евр 5:7 и Пс. 15:10).
Иисус был без греха, но явился во плоти. В Гефсиманском саду, ночью, он говорил ученикам: “бодрствуйте и молитесь, чтоб не впасть в искушение. Дух бодр, а плоть немощна”.
Но еще, благоговение Христа, как и вся Его жизнь, в свете промысла Творца является образцом для человечества.

В детстве Христос был обычным ребенком, радующимся жизни, но не был по-мирски праздным (как детские шалости у восточного Кришны). Его интерес и внимание все более “к святым, которые на земле - (Пс. 15:3)- и к дивным Твоим – к ним все желание Мое”. Поэтому в 12 лет Его нашли в Иерусалиме в храме, на Пасху, общающимся со старейшинами. Тот случай ярко свидетельствует о пророчестве в 15-м псалме и выраженной здесь мысли.
Соответственно, с раннего возраста Иисуса внимание было привлечено к Писаниям, к закону Моисея. В Евангелие Он часто обращался к их истолкованию.
Господь Сыну Своему без труда открывал священную книгу. Несмотря, что Бог во всем способен открываться человеку, однако, Священное Писание - это уже явленное Откровение и Слово Божье, обращённое к народу Божьему и ко всему человечеству, но прежде всего - это Книга Служения Пророков, в том числе и Сына Божьего. 
Например, представим, что отрок Иисус, проводя время “в том, что принадлежит Отцу Его”, открывает Писание и читает пророка Даниила. (В Евангелии Иисус обращается к Даниилу). И вот, открывая и подтверждая многие истины “о прошлом и будущем”, Он читает и о том, как Бог спас от огня Седраха, Мисаха и Авденаго. Читает о том, как был потрясен этим чудом Навуходоносор, и как этот возвысившийся царь свидетельствовал: “ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать”.
Неужели этот факт, как одно из дивных дел Бога, не восхитил Сына Его?! После такого свидетельства, неужели не сказать: “нет ничего невозможного Богу”?!

В наше время немало сплетен о том, будто Иисус в юношеские годы ходил учиться к мудрецам на Восток. Стоит сказать, что многие пророки не имели нужды учиться у людей, тем более, Сын Божий. Божественный учитель – Дух Святой.
А зрелый практичный ум предпочитает знать факты, то есть видеть или “по плодам узнавать”. Поэтому ветхозаветная вера основывалась на исторических фактах Божественного явления, свидетельства Моисея и других пророков.
Так и в наши дни, нет просвещения сильнее жизни Христа. “Был свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир” – пишет Апостол Иоанн. Дела Христа в великой силе продолжились в апостолах и первых христианах.

Особенное качество ума Христова – это любовь к правде.
Псалом и пророчество о Христе: “Ты возненавидел беззаконие и возлюбил правду”. Несомненно, все, что касается человеческих отношений, заботит Творца как Небесного Родителя. И, если обратить внимание на сердце пророков, то подобно Иисусу Христу, они дерзновенно отстаивали правду и страдали за нее.
Примечательно, что достаточно “любви к ближнему”, а то и “справедливости” (Матф 7:12), чтобы сказать: на этом “утверждается закон и пророки”, или: “в этом закон и пророки”. “Достаточно”, потому, что лишь праведность (честность) – путеводная нить к Богу, к истинному знанию и откровению.

Нужно сказать о внимании и конкретности Сына Человеческого. Внимание, конкретность – это зерна проницательности. Из притч видно, как хорошо Иисус знал жизнь в различных ее проявлениях. На примерах окружающей жизни Он быстро, конкретно по смыслу и сообразу создавал притчу (разбираясь в делах и людских взаимоотношениях или наблюдая природу). Несмотря на то, что первоисточник слова Христа – откровение Духа, несомненно: в ранние годы наблюдательность Ему помогала открывать законы бытия и духовной жизни.
О вышеупомянутых качествах Иисус делится в словах: ”замечайте, как слушаете. Ибо, какою мерою мерите, такою вам отмерится”.

Мир Христа неисчерпаем и достаточно богато раскрывается через Евангелие. И “что может человек сделать больше того, что сделал Царь” (Кн. Еккл).
Поэтому, в заключение лишь хочется вернуться к тому главному, что видится и переживается во Христе. Это любовь и неотступное стремление к Богу-Отцу с раннего детства.

И снова стоит обратить внимание на ум Христов, так как другая сторона медали нравственного подвига – мудрость.
Например, зная уже одно то, что “у Творца источник жизни, во свете Его мы видим свет” – отсюда:
1. пробуждение, осознание греха и страх остаться без Бога – страх Божий,
2. “Бог есть и ищущим Его воздает” (К евр 11) – вера, и
3. вера, стяжавшая от Источника жизни – любовь.

В отличие от пророков (и праведников), Иисус от рождения был призван открыться в Боге  Сыном Божьим. Поэтому Его любовь есть полнота мира и радости в Святом Духе, богатством которой Он благословил мир, имел силу жизни жить среди нищих и убогих, не имел на земле “где голову приклонить” и принял мученический венец.
По воскресении Своем, Он явил Жизнь Вечную.
Иоанн пишет: ”от полноты Его все мы приняли благодать на благодать” (1:16).
“Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (1:17).
И далее “Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (1:18). То есть, происхожение истины и благодати зключается в божественных делах и в самом духовном и божественном лике Христа. "Филип, как ты не знаешь Отца? - видевший Меня, видел и Отца".

Стоит заметить, что для тех, кто ищет Бога, личность Христа открывается всегда, по мере соприкосновения.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (От Иоанна 3:29-36).

У Иоанна-Крестителя мы находим в нескольких фразах, что признаки духовности и пророческой миссии можно различить по слову.
Пророку, знающему духовную жизнь и духовный смысл истории, легко опознать личность и великую в духовном мире, и противников. Например, Иоанн говорит о том что (открывшийся духом и праведностью) человек не принимает на себя ничего не от Бога.
Также, Иоанн слышал в слове Иисуса богатство Духа и небесную речь.
Да, у Иоанна были и знамения от Бога, и пророческое откровение. Но как быть обычному ищущему человеку? Кому верить? 
“Бог поругаем не бывает.” Кто действительно Его ищет, тот всегда внимателен к божественной вести и к слову "суда, веры и милости".
Поэтому те, кто принял свидетельство Иисуса – те ждали и были внимательны к слову Пророка, они и услышали, и увидели, и опознали Того, Кого обещал послать в мир Бог. Поэтому они “этим запечатлели, что Бог истинен” (От Иоанна 3:33).