Испытание веры Авраама

Духовное Христианство
1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2.  [Бог]  сказал:  возьми  сына  твоего,  единственного  твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Что бы правильно понять (истолковать) сердце Авраама, предпочтительно иметь некоторый опыт духовной жизни. И, несомненно,  различать,  как  "говорит"  Бог - то есть, в некоторой мере знать Бога  и  какие  признаки имеет переживание откровения веры (Духа Святого). Именно в таких, смущающих разум, вопросах необходима точность.

В Новом Завете (Евреям 11) Ап. Павел приоткрывает психологию откровения веры. А по поводу принесения в жертву Исаака Авраамом мы находим:
«17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование»

Эту  ключевую  мысль, что "Бог силён из мётвых воскресить", как  уже обобщенное откровение  духовной  жизни и в иной ситуации, повторяет Иисус: 38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук.20:38).

Почему Ап.Павел написал в своём послании, что Авраам "думал", а, например, не "знал по откровению Святого Духа"?
Это потому, что Бог общается с человеком чрез его веру.
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, что-бы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт" (Евр.11:6).

"Бог есть и Он таков, что ищущим его воздаёт" - то есть большое значение имеет то, в какого Бога ты веришь. А другими словами, какого Бога ты видишь: творящего, мудро и художественно всё устроившего, вечно существующего и дающего всему жизнь? Как ты понимаешь Бога и "думаешь" о Нём?
Все отношения с Богом - общение и откровение Его приходит через веру в Бога и то, в какого Бога ты веришь. Поэтому знание духовной жизни и откровения Святого Духа, пришедшие через веру, я часто называю откровением веры.

Есть,  конечно,  разница  между  тем,  что  мы принимаем  верою и  тем,  что переживаем  в Святом Духе по откровению  веры. 
В  первом  случае,  верующий  никогда  не примет на себя подобную жертву (отдать сына) хотя бы психологически, не говоря уже о реальном действии возложения на жертвенник.
Просто вера, не имеющая яркого и чёткого откровения в Святом Духе руководствуется в основном заповедями, совестью и здравомыслием. Всех подробностей и нюансов духовной жизни (Царствия Небесного), а также, особого вдохновения, верующие чаще не имеют. Даже Апостол Павел однажды сказал, что "говорит по разумению человеческому, - но думаю, что и я имею Духа Божия" - сказал он.
Но когда приходит откровение, тогда возможен более ясный свет видения и веры... (вплоть до знания всех грядущих событий).

Например, Иисус Христос всегда жил и руководствовался такой верою - верою в откровении.
Когда Лазарь был болен, Иисус не пошёл его лечить потому, что Дух Его не вёл - у Него не было тогда на исцеление Лазаря Божественного откровения.
Иисус знал, что всё, что Ему необходимо делать, показывает Отец Небесный через откровение Духа. Так было и в случае с Лазарем. Господь показал Ему воскрешение Лазаря, после чего Он решился идти в Иудею. На возражение учеников Он ответил: "кто ходит во свете, тот ходит и не спотыкается".

В некоторых случаях, верующий, но "душевный" человек (1Кор.2:14) вообще "может не принимать, что от Духа Божия, а почитать то безумием"
С позиции обычной веры (и скорее, веры современной цивилизации)в рассматриваемом случае, лишь интуитивно можно согласиться с тем, что у Авраама было достаточное основание, чтобы решиться на эти вызывающие недоумение действия, в следствие которых, добродетель  веры не была бы превратно (не правильно) понята.
Но имеющий откровение веры «в Духе воскресения» (какая была у Авраама) находится уже не в мире лишь плоти. Его внутренняя жизнь и добродетель имеют иную полноту. Это уже иное видение: это «взгляд с небес», это «взгляд глазами Бога».
Но при всём том, мы знаем, как и Сын Божий Иисус Христос скорбел в Гефсиманском саду. Потому было написано, что и Авраам  «был искушаем».

Конечно, прежде, чем исполнить сию волю Бога, во внутреннем самоопределении Аврааму  пришлось мобилизовать  весь  опыт  общения  с Богом. Даже в том слове, где сказано: «наречётся тебе семя» (Евр.11:18 Павел толкует Кн.Бытие), была надежда на то, что « Господь усмотрит себе жертву» (вместо Исаака). Поэтому Авраам так и ответил сыну (по Кгиге Бытие).
Когда Бог говорил к Аврааму, Он сказал, что конкретную гору  для  всесожжения  укажет потом... Здесь откровение  слова  достаточно  конкретно, и по тексту Библии,  и  по  божественным  признакам,  и по побуждению  к  действию. Потому Авраам,  даже не  успел полностью осознать, какую ношу на него взвалил Господь. Он отправился в путь «просто по откровению и слову Бога».

Особенностью подобного общения с Богом является то, что само откровение приходящее от Него становится сопричастно духу сына человеческого и побуждающие действия органически соединяются с волей человека. Само совершенство Духа Божия убедительно во всех своих аспектах, как "дух совета", "дух мудрости", "дух крепости", "дух отчий" и т.д.
Внушая доверие (пройдя все внутренние тесты верификации) Дух Божий помогает человеку исполнять конкретные повеления Бога, не всегда ещё переваренные и не видимые своим последствием обычному разумению.
Как мы знаем и из толкований учителей Церкви и из Евангелия, Господь Аврааму показал гору Боговидения, где тот «видел день Христов и возрадовался» (Иоанн 8:56).
Всё это (и то о чём ещё не сказано) показывает довольно не простую картину, но ясную в том, как гармонично и последовательно Господь руководил действиями Авраама. Сам Господь, находясь рядом, вдохновлял и помогал Аврааму исполнить подвиг веры.

Лишь одно нельзя понять: как отец над сыном смог занести нож? Хорошо, что Библия – правдивая книга: всё, как есть и без прикрас. Но как ответить на  этот не простой  вопрос  (с жертвоприношением сына или человека)?  Это  как  то  увязывается  лишь  с  искупительной жертвой Спасителя, с Его воскресением, но не оправдывает идею  убийства.  Самое противоречиво  здесь  то,  что  Авраам действительно  имел  Божественное  откровение,  но само «оправдание делами» в занесении ножа здесь  –  это уже перебор и религиозный фанатизм. Не зачлась бы "вера в делах" Аврааму Господом, если бы он и не занёс нож?

Как понять  жертвоприношение Иеффая?
Многое можно  понять,  что  кажется жестоким  в Ветхом Завете (от себя говорю). Например, избавление от зла поклонения идолам через расправу сынов Левия над своими собраьями. Но как понимать обет, данный Богу Иеффаем Галаадетянином (книга Судей гл.11)? Стих 29 – И был на Иеффае Дух Господень.
Можно понять дерзновение такого обета в духе традиции жертвоприношения. Но  когда оказалось,  что  из  ворот  дома Иеффаю на встречу вышла его дочь, он разодрал одежду свою и сказал: ах дочь моя! Ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! Я отверз о тебе уста мои перед Господом, и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! Ты отверз уста свои пред Господом, – и делай  со мною  то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.

Что можно сказать об этом? – Только то, что вера и обет Богу  в  еврейском  народе  были  превыше  всего?  И  Господь промыслительно  попускал  иногда жестокосердию? Дух  Господень  был  на Иеаффае,  наверное,  как  сопутствующий  его начальствующему положению. Иеаффай всё же был богобоязнен и удалялся от беззакония. Но большего здесь не видится. Это далеко не тот случай, не такая вера и не то общение с Богом, какое было у Авраама...

Чтобы переварить эти сюжеты в Новозаветном  Духе,  необходимо  иметь  особое  смирение, помнить притчу «о работниках в винограднике хозяина» и не забывать, что все – грешники,  и всех Бог призвал к спасению.
И самое главное, безупречная святость Христа, Его жертва в жизни и смерти, Его слава – всё это даёт крепкую веру и просвещает во всём.
И стОит признать, что жертвенность Бога и Сына Божьего - это подвиг САМОпожертвования и победы духа над плотью. И здесь нет эпизода с самостоятельным убиением отцом сына.
Пытаясь согласовать отзыв Авраама на испытание его веры (отзыв на божественное откровение) с необходимыми и адекватными для того действиями я считаю, что брать в руки нож и, вообще, возлагать сына на жертвенник - это не может являться объективным показателем веры. Так, как и не приятие насильственного образа в жертвоприношении не может быть объективным показателем неверия.
В новозаветном понимании "принести сына в жертву Богу" означает "принести в жертву живую - богоугодную" всего, что у тебя есть и самого себя.

Главным основанием (главной мыслью) для меня в дерзновении разрешить сей недоуменный вопрос было знание того факта, что когда Бог тебе что-либо поручает через откровение Святого Духа, то Он даёт и вдохновение внутри. А само отношение верующего ко всему откровению в основном на этом держится и имеет всегда веру в то, что "всё будет правильно".
Иными словами, буквальное обращение Бога всё же оставляло надежду на то, что жертвы - как таковой, не допустится. Что и получилось.

Но классическое и точное - это толкование буквальное. Ведь при помощи откровения и вдохновения Авраам как слышал, так и исполнял в полном соответствии с понятием "жертвоприношение" - согласно религиозной ветхозаветной традиции. 

Если отталкиваться от логики развития религиозного служения (и сознания) с тех времён, то именно принесение в жертву сына своего становится образом полного доверия Богу для цельной картины в ритуальном служении.
То есть, психология жертвоприношения на то время отражала два аспекта: ритуальное – обрядовое (символическое) действие для очищения греха и выражение благодарности и веры Богу.
Но дух истинного патриарха в своей самоотдаче и служении уже не удовлетворён тем, что человек ограничивает себя жертвоприношением животных, которые остаются творением и принадлежностью Бога. «Что своё ты можешь принести в жертву Богу"? "Что большего ты можешь отдать (сделать), чтобы твой народ и мир поверил в "существование города, построенным не рукою человека, а Богом"? А также - в то, что «Бог способен и из мёртвых воскресить»? Или «что может патриарх (с кем общается Бог в народе и на земле) сделать, чтобы то обрядовое жертвоприношение имело обетование на спасение Божьего народа»? - таково сознание Авраама.
И поэтому становится понятно, почему Господь обратился именно с таким словом к Аврааму, и иименно - к Аврааму (ветхозаветному патриарху). "И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего"(Быт.22:18)

Итак, будучи вдохновлён той мыслью (по словам Апостола Павла), что "Бог силён и из мёртвых воскресить", пребывая во вдохновении чувства святого заверения "Бог поругаем не бывает", Авраам исполнил то СИМВОЛИЧЕСКОЕ жертвоприношение, как ОБРАЗ подвига веры.
Этот вывод подтверждает само действие Бога, Который через Ангела остановил Авраама.