О страхе Господнем

Духовное Христианство
1. Самое распространённое значение страха Господнего подразумевает наличие веры. Издавна, что бы показать в ком-либо тот минимум веры и праведности, употребляли как критерий и обращали внимание на наличие богобоязненности – страха Божьего. Так же, о беззаконии говорят, как об отсутствии страха Божьего.
2. Практичность определения сделала «страх Божий» синонимом веры в верующем народе. Такая формулировка становится крылатой, она становится необходимой более глубокой духовности и мудрости. «Страх Божий» торжественно звучит уже как «страх Господень» – духовное чувство, утверждённое пророками.
В более глубоком и широком переживании духовной жизни страх Господень является фактором, влияющем на бодрость духа и связанный с многообразием духовного чувства начинает обретать различные определения.
2Пар.19:7 Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.
Иов.28:28 и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла -- разум.
Пс.18:10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
Пс.110:10 Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек..
Прит.8:13 Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
Прит.9:10 Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум;
Прит.10:27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
Прит.14:27 Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Прит.15:33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Прит.19:23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Прит.22:4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Ис33:6 И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.
Сир.1:11 Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости.
Сир.1:12 Страх Господень усладит сердце и даст веселие и
радость и долгоденствие.
Сир.1:13 Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви.
Сир.1:18 Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога, который распространяет славу любящих Его.
Сир.1:25 В сокровищницах премудрости – притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен.
Сир.10:25 Богат ли кто и славен, или беден, похвала их – страх Господень.
Сир.25:8 Венец старцев – многосторонняя опытность, и хвала их –страх Господень.
Сир.40:26 Богатство и сила возвышают сердце, но выше того – страх Господень:
Сир.40:28 страх Господень – как благословенный рай, и облекает его всякою славою.

3. Так же, опыт познания добра и зла, адекватное его переживание, находят «страх Господень» в обобщающем отражении несовершенной и греховной жизни. То есть переживание добродетели восходит к чувству любви, а переживание зла сопровождается страхом Господним. «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине»(1кор.13).
Чувство, когда любовь не радуется неправде, включает в себя переживание страха Божьего.
4. Первоисточник зла – это жизнь без Бога. Поэтому страх господень сходящий свыше – это мудрость, хранящая цельность пребывания с Богом, цельность духовной жизни. Это знание или ощущение всей трагедии и скорби безбожной жизни. На этом же уровне сознания находятся стыд и целомудрие.
В Святом Духе, страх Господень – очищающий дух, любовь – животворящий.
5. Так же, как «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов»(Иаков1:17), страх Господень может иметь место ещё до рождения веры в законах, записанных Господом «в мыслях и сердце». Такому человеку чуждо несправедливость, воровство, убийство…

Многим кажется, что как то не вписываются слова Апостола Иоанна – совершенная Любовь изгоняет страх – в данные выводы.
Но Иоанн говорил непосредственно о дерзновении в день суда и на условиях совершенства в любви. В данной статье была сделана попытка показать, почему понятие страха Божьего приобрело более широкий смысл и устойчивое положение в духовном совершенствовании. То очищающее действие необходимое для покаяния, необходимо и для более глубокой кротости, и для большего принятия благодати. к тому же, кроме личного спасения, у верующего может быть забота о спасении других и т.д. Поэтому всю работу, всё бдение и энергию на пути к Богу верующие без комплексов продолжают называть страхом Господним. Не понимать это могут или находящиеся в «прелести», или обременённые ропотом неверия, а так же, гордые и недостаточно смиренные.

А что касается слов Иоанна, которые не вписываются в «данные выводы» и выводы о том, что «страх Господень чист – пребывает вовек» (пс.18:10), то ещё можно сказать, что в Духе Святом и многоразличной благодати, в каждом частном случае, различная пропорция животворящего и очищающего действия.
Авторы священной книги говорили соответственно по Духу в непосредственной ситуации и водительстве.
В том контексте 4-й главы, переживание Ап Иоанна было подобно переживанию Спасителя, изрёкшего Нагорную проповедь в обилии животворящего и блаженного Духа.