Что есть истина

Духовное Христианство
Задавая этот вопрос Иисусу, римский правитель  Понтий Пилат сказав, при этом вышел (Иоанн 18:38). Очевидно, что он считал сей предмет весьма абстрактным и далёким, а точнее, истина его не интересовала.
Но Иисус  до этого говорил, что «кто от истины (то есть от Бога), тот слушает гласа Моего».
Когда же говорил, что Он «на то родился и пришёл в этот мир, что бы свидетельствовать об истине», вполне ясно, что речь шла о Боге-Отце, о Его Слове, об исполнившемся пророчестве и явлении Сына Божьего. И далее – о Благой Вести со знамениями в силе Духа Творца, вести о Спасении и Вечной Жизни.
«Бога не видел никто никогда, единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанн 1:18), поэтому «благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Иоанн 1:17).

И вот уже спустя столько веков фраза «что есть истина?» став крылатой, как бы опровергает мнение римского правителя о её неактуальности. Пилат бросил реплику и вышел, а жизнь показала, что вопрос этот человечеству не безразличен.

С всею очевидностью можно сказать, что личность Иисуса Назарянина больше, чем легенда о выдающемся герое своего времени. Невозможно отрицать мощь и силу этого глобального культурно-исторического воплощения, связанного с Его именем. Как две тысячи лет назад, так и сегодня, о Нём происходит самая сильная «распря». Почему?
Об этом ещё предрекали пророки и Сам Христос.
Причина не в том, что под Его именем будет делаться зло (на то оно зло, что маскируется под добродетель). Причина, как раз, в том, из-за чего используется много средств, что бы отвергнуть  личность Иисуса Христа и исказить дух Его просвещения.
Многое, что сейчас происходит, было давно предсказано, но «это и дивно в очах наших», что «глазами смотрят, да не видят, и ушами слушают, да не слышат».

Не углубляясь в высокие материи можно сказать, что весьма зачастую человеку правда не нужна. На этот счёт многие имеют даже такое чутьё: вовремя избежать правды и «торжества истины». Правду не любят и боятся. Но как тогда познать истину – матерь правды?!

Как бы человек не развивался в научно техническом прогрессе, без любви к правде он имеет лишь тот плод «с древа познания», который воплощает сатанинскую иллюзию и путь к смерти.
Но однажды в мир рождается Сын Человеческий, чтобы указать человечеству Путь.  Он, воскреснув из мертвых, показал и явил «древо жизни» – потому не бессмысленно  дано человеку задумываться о смысле жизни. Человек разумный – это не какая-то природная аномалия. В разумном человеке  – промысел Творца. (О существовании, которого мы можем судить по Его творению).

Часто говорят: «что это там за миф библейский с наивной сценой непослушания Богу и познания греха? Что это за Бог такой?».
Но не стоит всю мысль той эпохи (вместе с ранним христианством) списывать на мифологический образ мышления. Именно библейское откровение рассматривает Бога уже как неведомого Творца, обличая идолопоклонство и язычество, представляя до сих дней вполне крепкую позицию креационизма. Именно в Библии давно было высказано понимание, что «земля держится не на чём».

Иисус говорил много притчей. Он же пояснял: «многое имею сказать, но не можете вместить». Способен ли человеческий разум «вместить» чудеса, которые Христос сотворил?!
А во многом ли продвинулось естествознание?
– По человеческим меркам – да, по Божественным – нет.
Феномен, который явил Бог в отдельном  человеке - Иисусе Христе, не поддаётся ни философскому, ни научному объяснению.
Скажут: Бога нет, есть – Природа. Но суть вопроса не меняется:  Долго ли будет человек воображать себя царём Природы?
Если кого можно было сравнить с царём Природы, так это опять – Иисус Христос! Иисус говорит: «Я победил мир», «иго Моё благо и бремя легко». Он же и явил эту силу Духа. Это ли не источник света, вдохновения и благословения человечеству?!

Иисус нам свидетельствует о Боге (о Творце). Он приводит человечество к познанию Бога не через законы высшей математики и научный эксперимент. Он показывает разуму человека, что познание исходит от Творца и должно основою иметь нравственную дисциплину (Закон Божий, Слово Божье).
 Рационально-материалистическому сознанию («вещественному» познанию) закрыт доступ к «древу жизни». Человек «срывает плоды с древа познания», но пренебрегая откровением о Живом Творце и нравственном законе, «прячется» от Бога. Это и есть та многовековая причина, по которой происходит и сегодня «распря» и противление Христу.
 
А как часто пытаются обвинить Апостола Павла, что ему как будто нужно было самому создать христианскую религию. Но кто за своё слово отдал жизнь, как сделал он (по примеру Христа других христиан и пророков).

Создатель не скрывает Себя от человека абсолютно. Он оставляет ему Свой свет в богоподобных качествах: разум и самосознание, художественное восприятие и добродетель.
Адаму предлагалось лишь «возделывать райский сад» и согласовывать свою жизнь с Богом. Но человек «в Адаме» не смог этим воспользоваться.

Как не понять современного искателя истины, который пресыщен слушанием всяких мифов, примитивных попыток познания  на заре человеческой цивилизации. Но и наука не способна ответить на многие вопросы, ни о явлениях физического мира,  ни о смысле и предназначении человека. Но если сам человек и его жизнь больше физической и биологической сущности, то какого уровня жизни и сознания должна быть Природа, сотворившая его?
Если человек в физическом мире чем больше познаёт, тем больше возникает вопросов, то может ему стоит на другом «языке» организовывать диалог с Творцом? Может достаточно будет понять  своего Творца в мифологическом аспекте, то есть найти «правильный» миф?
Может, как не раз уже выдвигалась в философии версия, человеку дано понять эту жизнь через язык искусства?! (Через нравственную жизнь… через сердце… через прямое обращение к Творцу…  - через Его откровение…).

Вера в Бога - это прежде видение  Творца, Который есть совершенство, мудрость, изобретательность, красота, добродетель, полнота и вечность жизни, истинный родитель.
 Если все эти качества, пусть даже не в полной мере, но проявляются в бытие, то естественно 'всякое даяние благое и дар совершенный исходит от Отца светов" (Иак.)
 Однако чтобы вера человеков обрела полноту от полноты явленного совершенства в Божестве, на земле по божественному провидению был рожден Иисус Христос.

Почему именно такой способ избрал Сам Творец, что бы в одном, обычном, из семьи плотника, человеке явить полноту Своего Божественного Света?
Во-первых, стоит признать, что это факт: именно «сын плотника» просиял в истории человеческой цивилизации столь совершенным и великим светом, который иначе, как божественным, не назовёшь.
Но и вошёл Он в мир по пророчеству в народе Божьем о грядущей Его славе. Так же, оставив свидетельство о Себе, что это был Он – Сын Божий, Мессия, в явлении проповеди, знамений и чудес, Он устремляется далее в историю через учеников и уверовавших, через Церковь Христову.

Теперь можно сделать попытку ответить на этот вопрос: почему во Иисусе Христе Бог явил себя.
- Первое, на что мы уже обратили внимание, являя Свои признаки мастерства и мудрости через творение, венцом тому божественному творению явился человек. Поэтому Бог явил Себя в Сыне Человеческом.
 Второе – поскольку Сам Творец является непостижимой, но единственной и неповторимой личностью, поэтому образ Им выраженный в Сыне Человеческом может быть лишь единственным -  полный совершенства, как было сказано во время Пришествия о Иисусе Христе: "Если придёт другой, сможет ли явить то - что явил этот?!".
Далее, возможно в таком действии, как - ступени творения, проявляется «максимальная продуктивность при минимальных затратах»...
 Но уж несомненно, что в воплощении Христовом мы видим как Бог, оставаясь Богом, явил Себя краеугольным камнем; и истинно, не будь Бог Богом, если помимо физического всемогущества, Он бы не использовал возможность сотворить художественно-драматическое содержание в своём действии и поведении, как Личности. Он создал «Сказку», для которой и свойствен тот мотив «юродства и чудесного преображения» - мотив, в котором томится и ищет свою мечту человеческий дух.
 
 Христос, являясь человечеству, даёт Спасение и позволяет верующим становиться подобными Себе – сынами Божьими (открывает доступ к «древу жизни»).
В обычном обращении к Богу (как Отцу Небесному), в молитве, Дух Святой отверзает разум к пониманию Бога. Здесь необходимо только внимание (вера) к словам Святого Иисуса, верить в то, что Создатель способен слышать Своё творение и, тем более, – призванных («насадивший ухо не услышит ли?» Пс. 93:9).
Конечно, даже многие христиане здесь скажут: если бы было всё так просто…  Но мало кто из них не подтвердит, что имея уже небольшой опыт веры, можно наблюдать, какой мерою мерим – такой и отмеряется. «Царство Божие силой берётся, и употребляющие усилие восхищают его».

Приобретая знания, человек чувствует себя богаче и увереннее в борьбе за существование. Но амбиции человечества доходят до того, чтобы с помощью знания взять господство над самой жизнью («вкусить от древа жизни, уже вкусив от древа смерти – древа познания). Раньше изобретались эликсиры бессмертия, ныне – расшифровка и эксперименты с ДНК. Изначально уже знание ведет человека к самообожествлению. И лишь беспристрастный ум способен повернуть в сторону богопознания (в поиск Бога). Или, подобно Соломону, поставить очень практичный вопрос о том «что полезно человеку в суетные дни жизни его».

В книге «Бытие» змей привлек внимание Евы к той греховной позиции познания, где сказал: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Источник же жизни и полноты знания – Бог. Как в русской сказке, где Иван-царевич, выбирая Василису утерял из своего внимания более главное - Жизнь, так и Книга Бытие констатирует, что не думая о Жизни, погоня за одними знаниями есть зло.
Это самое главное, что не должен был утерять в своем внимании человек.

Но Адам, все же, человек земной и своим вниманием предпочёл вещественный мир.  Для Адама Господь создал жену и благословил их плодиться и размножаться(природные инстинкты также – препятствуют духовному созерцанию).
Тем не менее, это не значит, что у человека не было принципиального выбора. Способность богопознания и возможность общаться с Богом человеку были даны. Но совершенным образом воспользоваться этим он не смог.

Зато, через выбранный им путь знания, Адам познал свою несостоятельность пред Богом и «устыдился своей наготы».  Далее Адам познал своё «изгнание из рая». Иными словами, человек, всё дальше удаляясь от Бога, всё же (или только) способен понимать страх Господень.  «В многой мудрости много печали» – мы находим в книге Екклесиаста как будто подтверждение тому, что добром с «древа познания» можно назвать те знания, которые приводят к покаянию. Однако со грехом пришла смерть. Человек имеет знание о своей смертности, и в книге Екклесиаста говорится о пользе внимания к этой горькой правде земного бытия.

Вопросы жизни и смерти, греха и чистоты – главные предметы интеллектуального и духовного внимания. Как человеку ответить на них? Или где и у кого найти ответ?
И вот, за пророками и мудрым Соломоном приходит Христос. Слово и сила Его знамений непосредственно связаны с благой вестью прощения греха (устранение чувства вины), возвращения к Богу и воскресения жизни. Стало очевидным божественное благословение человеку через силу и дух святыни Иисуса Христа. Можно сказать и о вознесении – вот  что видели люди! Это факты. И интеллектуальным действием (разумным) будет являться вера, стоящая на фактах. Часто, не имея ясности в этом вопросе, людям кажется, что вера – это необоснованный оптимизм, а знание – это «железобетон». Но прочное знание  фактов  и доказательство практикой – это одно, а необоснованные умозрительные теории «околонаучные» - это другое. Однако же, противники веры чаще в этом и «варятся», причисляя себя к адептам знания.
Обычно напротив: «кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. …Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 кор. 8:2,3).

Конечно, о предмете своей любви необходимо тоже что-нибудь знать. И говорится «блажен муж, который о законе Его размышляет день и ночь» (Пс 1:2). И вот здесь стоит обратить внимание на то – что же побуждает человека искать богопознание и, почти еще не зная, уже проявлять любовь к Богу? И здесь – имеет место вера. Но уже, как внутреннее знание и закон, записанный в мыслях и сердце. Пусть голос его порою слаб и человек может находиться во грехах, но Евангелие говорит (От Иоанна 5:38), что в верующем живет слово Божье.
Вера знает одно: искать Бога! И через Него обретает знание, которое суть – путь жизни, как индивидуально, так и во вселенском масштабе. Поскольку верующий осознал единственный стоящий смысл жизни обрести жизнь в Создателе, то его сознание выходит за пределы суетного и преходящего.