Реквием по так и не прорвавшему блокаду

Барабанов Виктор
Отец у меня был блокадником. А  я – оболтусом.  Не очень-то  слушал его рассказы. Мало, что помню. И как все русские люди, крепкие задним умом, сейчас жалею, что не слушал и вопросов  почти не задавал. А ведь   17 уже исполнилось,  когда отец умер.

В исторические сведения  новейшей истории я верю даже меньше,  чем истории древнего мира. В современном изложении  от последней хотя бы не разит  прямой  корыстью  и  политической конъюнктурой.  Но субъективизм одного человека в рассказах о блокаде  Ленинграда,  для меня абсолютно  документален   и не замутнен временем.  Это  рассказы и жизнь отца.

Сколько  умерло людей от голода в блокадном Ленинграде,  никто точно не знает.   Это признают даже те,  кто на подобных исторических сведениях защитил диссертации  или  составлял статистические сводки за "доппаёк".

 
Отец умер от рака. В 58 лет.  Был крупным, красивым и даровитым мужиком, и в 58..! Печень, желудок,  почки… Жертвой блокады его бы признали, возможно, сегодня,  да вот только сегодня ему шел бы сто второй год…


 То,  что отца убил голод  блокады,  для меня сегодня факт очевидный. Как и очевидно, что блокада с  некоторыми продовольственными послаблениями началась для отца  не в сентябре сорок первого, а где-то после 1917-го  и   не  была порвана до самой смерти. Отец прорыва блокады не дождался и в прямом и переносном смысле.


В прямом, потому что, его ценного кадра –токаря  высшего разряда Путиловского завода, чуть теплого эвакуировали через ладожскую дорогу жизни в Казахстан. Там  хлеб был. Отец,  если его никто не останавливал,  мог в присест съесть ведро (10 литров, кто не знает) затирухи. Затируха - заваренные в кипятке кусочки теста, типа клёцок. Блокаднику на восстановления сил,  выдали мешок муки.


В переносном,  потому что мне вспоминается такой факт.  В 1990  я стал хорошо  зарабатывать, а главное, появилась возможность покупать дефицит. Тогда  по карточкам, то есть дефицитным,    было почти все.  Мама уже сильно болела  и я хотел ее порадовать.  С  продторговской  базы нам  домой  привезли гору еды: апельсинов и яблок, сгущенки и «Косолапых мишек», мороженную говяжью ляжку и даже здоровенную банку осетровой икры. Мать смотрела на все это невиданное изобилие как-то испуганно. А потом сказала: «А  наш папочка досыта так  никогда и не ел». Скоро она умерла, а я  эти слова запомнил. Когда осмыслил, понял, что они о блокаде говорят мне  больше, чем все пафосные и велеречивые  тусовки и мемориалы.


Отец сын белорусского землемера ел досыта только с рождения и до революции,  а потом началась блокада:   продразверстка, коллективизация, репрессии, война и осаждённый Ленинград, потом индустриальный Урал с хрущевской кукурузой и зарплатой в 120 рублей на всю семью с двумя детьми.  Денег едва  хватало на еду, да и то, если только сажать свою картошку. Всё это в отца  попало прямой наводкой…


 К концу шестидесятых полегчало,  отцу на металлургическом комбинате  стали платить  больше и даже  дали льготную путёвку на курорт в Ессентуки, откуда он был срочно возвращен  с направлением в отделение  онкологии.  Жить ему оставалось около года…


Вот почему я всех людей его судьбы  называю поколением блокадников. А себя числю в  поколении  дожившем  до прорыва блокады… Но тут  у меня и возникает еще один проклятый вопрос.


 А прорвать блокаду и спастись это - одно и тоже, или хотя бы, это  -  явления причинно-следственные?  Вот,  как стали кормить  Ленинградцев после прорыва блокады? Какие продукты везли эшелоны с транспарантами «Привет героям-блокадникам от товарища Сталина»? И везли, сколько нужно и то, что нужно?   Отец  от затирухи-то  в «изобильном» Казахстане  чуть не помер. Бульончик куриный ему был показан…  Но история об этом умалчивает…  Не отвечает она и на вопрос, а мы из прорвавших блокаду спаслись?  Или у блокады много колец и смерть от голода всего лишь одно из них, разорванное, но не переплавленное и сегодня?…


Ответ на этот вопрос даст история, только не написанная для единого школьного учебника, а рассказанная  такими людьми, как мой отец.

               

                ОН ТАК И НЕ ПРОРВАЛ БЛОКАДУ...

                ***
Отец говорил, что не любит куриный бульон и мандарины. Не любит, потому что они имеют вкус и запах болезни.  Слышал я от него эти слова всегда в больнице, когда приходил его навещать, а он пытался меня угостить. Не знаю, ел ли он мандарины просто так. Здоровым. Может когда был маленьким?
               
                ***
-Пап, а ты в Ленинграде где жил?
- Комнатка у меня была полуподвальная, в самом центре…
-А центр в Ленинграде где? Где Эрмитаж?
-В общем, да. Из моего окошка можно было увидать  только  ноги прохожих и арку Генерального штаба, а она между Невским и Эрмитажем.
-А в Эрмитаже ты был?
-Нет, не был.
-Почему?
-Да все как-то не случалось. То работы много,  то  откладывал на потом. Думал вот он рядом, успею. А тут война. Блокада…
               
                ***
Еды стало не хватать сразу, уже осенью сорок первого.  Голодные ребятишки пробирались на немецкие позиции и солдаты давали им продукты. Но так было недолго…

                ***
- Пап, а почему есть, вроде, хочется, а просто хлеб с чаем есть не охота?
-Потому что хочется есть тебе только «вроде».
-Как это?
-  Сейчас объясню. В цехе под моим верстаком стоял ящик для всякого хлама, который  не нужен, а выбросить жалко. Не помню, что я в нем искал, но  нашел там засохший, замшелый кусок белого хлеба.  Я даже вспомнил, что как-то, еще до войны, в обеденный  перерыв  ветчину с бутерброда  съел, а краюху положил в ящик.  Вкуснее хлеба мне есть не приходилось… Шла  блокадная зима  1943 года… трупы умерших от голода встречались даже  на улицах.
 Так что свежий, белый хлеб может быть не вкусным, только когда « вроде есть хочется»… -улыбается отец.

               
                ***
-Когда немцы разбомбили Бадаевские продовольственные склады,  горящий сахар тёк ручьями и речками, пропитывая землю.  Прошел слух, что сладкую землю можно есть.  Я  ходил ее искать, но ничего не нашел. То ли до меня всю  сахарную  землю съели, то ли это была миф, рожденный голодом…



                ***
Когда отец работал «с четырех», то возвращался домой за полночь. Ужинал  на кухне.  Иногда я вставал и садился с отцом, тот давал мне ложку и мы хлебали из одной тарелки. Как-то  он ел с большим аппетитом,  видимо был голоден.  В тарелке с борщом лежал небольшой и единственный кусочек мяса.  Я уже собрался его взять, как отец подцепил кусок  и отправил в рот.
-Ой, и я его хотел! - восклицаю, скорее, от неожиданности и желания общаться.
Отец вынимает изо рта еще не разжеванное, слегка помятое  мясо, кладет на ложку и протягивает мне:
-На, я еще почти не жевал…
-Нет, нет,- машу руками я,- Изо рта не буду. Да,  мне и не очень хочется.
Отец снова отправляет кусок в рот. Жует. Вид у него какой-то немного  виноватый…
Прошло уже больше полувека, а этот жилистый кусочек говядины на ложке отца не идёт у меня из ума…

                ***
У отца был плохой вестибулярный аппарат. На тогдашних рессорных автомобилях по проселку он мог проехать не больше пары километров, потом  начинало тошнить. Когда Гагарин слетал в космос, мы много говорили об этом, но больше нас интересовал не  космос, а блага, которыми осыпало государство любимца нации.  Как-то отец, вроде бы, шутейно сказал:
- Я бы согласился полететь в космос. Конечно, я бы там умер, зато вам бы обеспечил будущее…


Эх, батя. Ты так хотел прорвать блокаду. Просто не знал, как  это сделать,  не полетев в космос с плохим вестибулярным аппаратом.  Не  знал. Как не знаю сегодня я: прорвать блокаду значит спастись?

24-25 февраля 2014