Полосатое существование

Соколов Сергей
Наша жизнь соткана из светлых и тёмных полос. В одни периоды жизни нам удаётся всё: мы на подъёме. В другие – всё валится из рук, и, кажется, что всё… всё, что строилось ранее, рухнуло. В такой «полосатости» нет ничего удивительного. «Полосато» устроен мир вокруг нас. «Полосато» воспринимают его наши органы чувств, выхватывая из него только узкую полоску информации. Наши органы чувств реагируют только на те внешние воздействия, на которые они настроены. В теле каждый орган чувств воспроизводит тоже только свои специфические волны. Они вызывают в нас только свойственные им ощущения и реакции.

Изъян в восприятии, свойственный органам чувств, является для нас не только недостатком, но и великим благом. Наше сознание останавливается только на тех внешних влияниях, которые важны для нашего существования. Органы чувств реагируют на изменения вокруг. Органы слуха «замолчали» бы без колебаний воздуха. Глаза «ослепли» бы без электромагнитных волн, испускаемых атомами вещества. Органы обоняния и вкуса не потревожили бы нас, не изменись состав воздуха и не окажись у нас во рту пища. Изменений внутри нас не было бы, в том числе не было бы и никаких ощущений, не будь изменений вокруг нас.

Разные сочетания внешней информации вызывают в нас разные состояния. Одни звуки расслабляют или доставляют удовольствие. Другие – раздражают. Третьи – способны вызвать агрессию. Четвёртые – боль. Умеренный свет подчёркивает прелести мира. Слабый свет снижает возможность общения с ним. Чересчур сильный свет, вообще, слепит. Приятные на вкус вещества или вещества с чудесным ароматом могут оказаться опасными для жизни, несовместимыми с жизненно важными процессами в нашем теле. Одни процессы они способны затормозить. Другие же процессы они могут нарушить полностью. Органы чувств, как могут, выручают нас в разных ситуациях. С такой же вероятностью, они могут и подвести. Да и что с них взять, если они тут видят, а тут не видят, тут слышат, а тут, не слышат?

Представим на время, что все воздействия на нас вышли за пределы восприятия органов чувств. И что? Мир как бы перестанет существовать для нас. Реально мир есть, а в нашем воображении его нет. Без восприятия не будет ответной реакции с нашей стороны. Мы замрём, замрём в неведенье о происходящем, или же будем хаотично двигаться вслед за происходящими вокруг изменениями, не понимая, что с нами происходит. И это произойдёт в тех условиях, когда и наше тело, и наше сознание будут исправно работать.

Природа, наделяя нас «полосатыми» органами чувств, вероятнее всего решала двуединую задачу. Ограничив поток информации, она ограничила наше осознание, происходящего вокруг. Заодно она уменьшила и количество страхов, довлеющих над нами. Так природа избежала чрезмерного влияния на наше сознание. Чем хуже, чем тусклее восприятие мира, тем меньше рождается у людей соблазнов, усовершенствовать его. Природа, словно заведомо знала, что добра от человеческого внедрения в созданный ею мир не жди. Из-за плеча его желаний, неизменно выглядывает лицо его агрессивности. Так природа оградила и себя от чрезмерного посягательства со стороны людей.

Выручает нас в общении с окружающим миром поверхность тела. Она делает нас «всё воспринимающими», информированными обо всём, что происходит вокруг. Она улавливает все изменения, происходящие в пространстве, и реагирует на них. С неё начинается перестроение внутренних органов под эти изменения. Благодаря её подвижности наше тело само подстраивается под разные внешние условия.

Наше тело ведёт себя вполне самостоятельно, вполне разумно. Оно словно понимает, что в ответе за нас. Без него нашему сознанию негде было бы жить. Через него мы не только воспринимаем, но и понимаем окружающий мир. Без нашего тела, равно, как и без нашего сознания, мы не были бы «человеком».

Человек не был бы в природе элементом преобразующим, если бы не включил себя в круг своих интересов. Мы не только поглядываем по сторонам, но и настойчиво заглядываем внутрь своего тела. Решая насущные задачи, мы пытаемся понять работу собственного сознания. Через своё любопытство мы информированы не только о том, что происходит вокруг нас, но и достаточно полно информированы о процессах, происходящих внутри нас.

Мы устроены так, что не только воспринимаем информацию, приходящую извне, но и активно делимся той информацией, которой обладаем. Внешняя информация меняет наше состояние, и мы делимся с окружающими информацией об этих изменениях. Касается это и информации, которая рождается непосредственно в нас. При этом нам не важно, с кем делиться и чем делиться: мы выбрасываем информацию наружу. Под её воздействием меняются окружающие. Они тоже люди. Они тоже включены в информационный обмен. Они тоже влияют на происходящие вокруг изменения, в том числе и на нас.

Условия, в которых мы живём, создаются наложением самых разных потоков информации. Создаваемая ими картина реальности непрерывно меняется. Мы перестраиваемся следом за ней. Часть этих перестроений неприятна нам: мы активно отдаём себя. Это воспринимается как чёрная полоса жизни. Часть перестроений доставляет удовольствие: мы принимаем, мы получаем то, что хотим. И это, безусловно, светлая полоса. Когда внешняя информационная картина более-менее устойчива, мы воспринимаем её как полосу стабильного существования – этакая «серая жизнь» без взлётов и падений. Всё вместе и создаёт в нас ощущение полосатости жизни.