Жить в племени так незатейливо и просто?

Маркус Норман
Жить в племени так незатейливо и просто?
Суданские провинциальные мотивы.

      Работа в командировке регулярно складывается таким образом, что из Джубы на дальние точки в суданской провинции приходится возить самых различных клерков, проверяющих, советников, тренеров и прочих представителей «цивилизованного» мира (кроме амеров, они явно брезгуют Африкой). Два-три часа ожидания, пока вновь прибывшие заняты служебными делами, ты созерцаешь неспешный быт аборигенов.
Говорю вам честно: я не люблю фотографировать «негативов», потому что нет никакой эстетики в чумазых детских лицах, бегающих вокруг вертолета, в чем мать родила. Тем более, выглядят совсем непривлекательно взрослые дяди и тетки, с морщинистыми, высохшими лицами, босиком или в сланцах, в которых уже умерло прежде десяток человек из старшего поколения.
      Негры тянут к тебе руки, дабы поздороваться с незнакомцем. Я понимаю их открытость, искренность поведения. Но вижу, как мухи садятся на конечности черных людей, ползая по ним прямо таки сладострастно, ощупывая своими лапками давние залежи грибковых заболеваний немытых тел. Инстинктивно шарахаешься от них, словно от прокаженных, быстрее убирая лесенку вертолета внутрь кабины, не допуская на борт посторонних. Мало ли какую гадость они сюда занесут? Это наивные европейцы готовы обниматься и целоваться с черными, словно с братьями. Русские более практичны, предусмотрительны, да…
      Вокруг машины постоянно собирается толпа народа, почему-то подтягивается даже домашний скот: бараны, овцы, козы, коровы медленно перемещаются по кругу, издавая мычание-бурчание. Такое ощущение, что вся деревня сегодня празднует небывалое событие – прилет на ее древнюю землю загадочных музунгов-небожителей.
Время от времени, ручкой от метелки отгоняем наиболее любопытных, пытающихся забраться на топливные баки. Минут пять аборигены обиженно переговариваются в стороне, потом снова лезут к «железной птице».
А як же? Не каждый день она прилетает в забытый богом уголок Южного Судана.
- Ну и что вы творите? Куда вы прете? – возмущаемся поведением черных нахалов. – Не возьмем вас в Джубу, здесь будете свой век коротать, черти беспредельные…
- А ведь точно, никто из этой глухой деревухи, никогда, за редким исключением, не выберется за ее границы: ни в Джубу, ни в Бор, ни даже в ближайший город Малокал. Грустная жизненная перспектива сельских жителей суданской глубинки, где отсутствуют коммуникации между провинцией и центром новой страны.
    Так мы лениво обмениваемся мнениями, коротая на жаре, в ожидании два неприятных часа в чреве вертолета.
- Зато никто из них тупо не сопьется, не сколется или не скурится, - снова подает голос командир экипажа. – Не разобьет себе башку на мотоцикле, не станет жертвой дефолта или теракта, как сейчас массово происходит в Ираке, Сирии, Египте. Где там еще обильно нагадили в нашем мире звездно-полосатые демократы, подскажите?
- Действительно, главная опасность для аборигенов заключается в межплеменных столкновениях, когда из соседней деревни нагрянут охотники-ковбои, угонщики чужого скота. Ведь скот – главное богатство местных жителей…
       Нашу беседу прерывает появление двух седовласых джентльменов. Первый раз за день, в суданской деревне увидел аккуратно наведенные утюгом стрелки на брюках, подчеркивающих респектабельность или просто принадлежность к деревенской власти.
- Сельский староста пожаловал, с личным секретарем, - делаю предположение. – Интеллигентные люди, блин!
Нельзя сравнить по каким-то родственным критериям жизнь во Вселенной и на маленькой планете Земля. Точно так же нельзя механически сравнивать быт провинциального Судана и, например, деревенской России. Хотя, мне кажется, суданские аборигены точно не знаю, что такое «коррупция». Разве повернется ваш язык назвать «взяткой» кусок вырезки от свеже-забитой утром коровы, преподнесенной в дар деревенскому старосте?
     Можете вы назвать «превышением должностных полномочий» действия деревенского «участкового»? Он гордо подходил к вертолету в трико и в старой, засаленной форменной куртке. Вместо резинового «демократизатора» страж держал в руках огромную оглоблю, гоняя с ее помощью подростков от машины. Они особо не возражали.
     Несколько бойцов СПЛА  в относительно новенькой форме свысока поглядывают на деревенского полицая. Правда, впечатление портит в хлам заржавевшие автоматы воинов. Замечаю, у одного «ружья» ствол явно погнут! Что же он с ним делал? Под колесо машины подкладывал?
     Родоплеменной строй предполагает наличие минимальной бюрократии, коррупционных связей, простоту общественных отношений, где в отдельно взятой суданской деревне все приходятся родственниками друг другу. А разве можно коррумпировать сородича?
Ты в очередной раз переживаешь культурный шок, оценивая нищету суданской деревни с одной стороны, а с другой чуть завидуешь миру, где в отношениях людей царят бесхитростность, простота, открытость, даже какая-то непорочность местных аборигенов.
    Может быть, пройдет лет стопятьдесят-двести и в эти непуганые края все же доберутся «блага цивилизации». В каждой соломенной хижине появится электричество от бесперебойного источника питания, спутниковые тарелки, плазменные ТВ займут место в «красном углу». Аборигены между просмотрами мыльных опер начнут бурно обсуждать бодание «демократически избранного президента» Южного Судана с самобытным «навальным» из Джубы. Возможно, начнут выходить на митинги и демонстрации в поддержку оппозиции. Но потом, получив небольшую подачку – дотацию из центра, вернутся домой, привычно пасти скотину.
    Кстати, ни в одной суданской деревухе (а нам довелось много их посетить) близко не видели культовых сооружений, позволяющих определить принадлежность жителей к той или иной религиозный конфессии. Аборигенам хватает древних языческих верований. Возможно, и сюда доберутся фанатики-миссионеры, обратят негров в «истинную веру». А куда деваться? «РПЦ – ум, честь и совесть нашей эпохи».
Вездесущий «Макдоналдс» откроет здесь свои точки фаст-фуда, решив что негоже трескать одно мясо, без булочки и кока-колы.
ТВ в каждый суданский дом, «Макдоналдс» за углом, бодание власти с оппозицией в Джубе, безумный парламент со своими жириновскими и мизулинами – вот оно, «подлинное щастье» для южносуданцев. Не знают, бедолаги, какие блага цивилизации ждут их в скором времени. А самое главное, можно ли будет от них избавиться?