Вечные указы Бога и посредничество Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕЧНЫЕ УКАЗЫ БОГА И ПОСРЕДНИЧЕСТВО ХРИСТА
Джон Брайн (1754)
http://www.mountzionpbc.org/John_Brine/JB_Sermon_19.htm

Предварительная версия перевода

Предисловие

При написании этого рассуждения у меня не было мысли напечатать его. Но поскольку его издания пожелали те, кому я оказываю немалое почтение, я решил открыть это видение, хотя я и обеспокоен тем, что оно может оказаться неприятным для некоторых, ибо здесь я взял на себя смелость показать абсурдность выдвигаемых некоторыми авторами учений, касающихся Божественных указов: что они никоим образом не вечны, но вытекают из бытия Бога, и были началом творения. Мы все должны понять, что мы склонны и можем ошибаться, и очень часто люди с презрением относятся к тем, о ком они думают, что они неправы. Мы стремимся исправить наши ошибки, но есть друзья, которые возмущаются такой свободой. И это является одним из многих способов, какими раскрывают себя гордость и испорченность сердца. Однако я стремлюсь не к порицанию, но лишь к защите того, что для меня есть Божественная истина. Я сожалею лишь, что у нее нет лучшего защитника, чем я. Если то, что я предоставляю читателю, окажется бесполезным либо принесет вред, ибо в нем окажутся ошибочные утверждение об установлениях Бога, Личности Христа и устроении Его посредничества, и мне будут даны ответы, я готов перестать писать. Но я не остаюсь совсем без надежды, что это краткое рассуждение может достичь своих целей, с благословения Божия. Посему я и рекомендую его.   

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Притч.8.22-23

Эти слова принадлежать Мудрости, которая говорит на протяжении всей главы. Высказывались различные мнения о том, кто или что имеется здесь в виду. Я думаю, что есть четкие основания полагать, что мудрость есть интеллектуальная способность личности; она может изображаться под различными символами и ей могут усваиваться различные личностные действия, как, например: "Я, Премудрость, нахожу рассудительное знание" (KJV). Также ей могут приписываться дела любви и привязанности, она может любить и быть любимой, и проявления радости и восторга: "Каждый день бывала Я его радостью, радостью всегда перед Ним: веселясь в обиталище Его на земле радость Моя была с сынами человеческими". Все дела, совершаемые этой Премудростью, Божественной Личностью, таковы, что они не могут быть применимы ни к кому, кроме Христа, Который есть Премудрость и Сила Божия.
Говоря непосредственно об этих словах нашего благословенного Спасителя, я должен сразу, без комментирования предшествующего, приступить к их толкованию. И будет правильным показать, что значит, что премудрость была началом пути Господа, под чем подразумевается дело Христа; почему дела Божии были предназначены для Спасителя нашего, и почему они были искони; и почему Мудрость была помазана от века, от начала, прежде бытия земли.
I. Я должен показать, что значит начало пути Господа. Путем Бога иногда называют Его мудрое и святое устроение мира и Его Церкви в провидении, которые устроены Его указами в отношении к обоим в их состоянии во времени.  Именно в этом смысле часто понимают эти слова, и тогда под Его путем следует понимать Его добрые цели и намерения, которые были сформированы в Его бесконечном и вечном разуме относительно Христа и Его Церкви. Я полагаю, что этот смысл имеет место в словах: "Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь,  но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55.8-9). Это милующая благодать и милость, о которой Господь говорит, что Он многомилостив. Мы слишком склонны ограничивать Святого Израилева Его дела, дела милости, доброты и милосердия. И Его намерение в этих словах - уверить нас, что цели Его благодати, милости и прощения бесконечно превышают то, как мы склонны их понимать. Я полагаю, что в этом смысле следует понимать в тексте Божественный путь: как Божьи мысли и задачи любви и благодати, касающиеся Христа и Его народа.
II. Премудрость была в начале пути Его. Если мы понимаем под этим время, то она должна или не должна иметь начала, и также конца. Но начала нет для длительности, у которой нет начала, в этих словах: "Бог от начала избрал вас ко спасению, через освящение Духа, и веру истине".
Этот Божественный акт избрания вечен: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира". Слова с самого начала и до основания мира означают то же самое. Ибо никогда не было такого момента, когда Церковь не была бы предметом благодатного избрания ко спасению или к наслаждению вечной жизнью. Ее Автор благоволил отличить ее в вечности, в бесконечном бытии перед существованием мира и всех сотворенных вещей, где нет предыдущего и последующего. Слова "от начала" означают существование Бога,  которое вечно и не имело начала, "искони" же относится к Его указам или действиям в Себе, относящимся ко Христу и Церкви, которую Он утвердил с самого начала. Так  мы можем подвести итог тому, что до нас было выражено в следующем утверждении: "Сам Бог предшествует тем замыслам, которые Он имеет о Своих делах, как и в порядке природы лицо предшествует своему слову или делам, которые оно делает" (1). Давайте немного выжмем этот виноград, чтобы мы были в состоянии сформировать суждение о природе его сока.  Мы никак не основываемся на утверждении, что Бог был прежде, чем возникли Его бесконечный разум и сознание; это невозможно ни потому, что Слово ничего не говорит об этом, ни по самой природе вещей. Это очень небезопасное, нелепое и обидное утверждение. Если Бог когда-либо был без бесконечного мышления и сознания, Он тогда не мог бы быть Богом. Ибо существо без мышления и сознания Богом быть не может. Я буду вполне откровенен на эту тему, ибо это утверждение настолько абсурдно, что меня удивляет, как оно вообще кого-то волнует.  Божественные указы так же вечны, как и само существование Бога. В Его бытии нет времени, и у Него нет цели, более поздней, чем Он Сам. Кроме того, допускать, что вечная продолжительность такого рода бытия имела место у Того, у Кого нет ни начала, ни конца, значит представить продолжительность, которая не была ни вечной, ни временной, но что-то между обоими, что является весьма абсурдной фантазией.  Всякая продолжительность либо неизмерима и без каких-либо ограничений, либо она измерима и имеет пределы. Если продолжительность неизмерима, она вечна и не может иметь начала. Если она измерима, она не вечна, но временна и должна иметь начало. Не может быть ничего среднего между вечностью и временем. Продолжительность, которая начинается, измерима и ограничена, вне зависимости от того, состоит она из частей и движется или же нет. Если же она измерима и ограничена, то должен быть какой-то момент, в который мы должны обязательно остановиться, когда мы созерцаем прошедшую продолжительность, которая была с самого начала. Поэтому, если Божественные указы появляются позднее существования Бога, или имеют начало, то они должны бесконечно отличаться от существования Бога. Так что, в соответствии с доктриной, содержащейся в этом самом абсурдном из всех утверждений, должна быть бесконечная продолжительность, в которой Бог не обладал знанием и мыслью о Своих делах, то есть был без мышления и сознания и, соответственно, всю эту бесконечную продолжительность Он не был Богом. Ведь если Его мысли и замыслы действительно имели начало, они должны были начаться после Его существования, в бесконечной продолжительности,  потому что такая продолжительность должна была быть неизмеримой, прежде чем они начались,  и следовательно, хотя Бог и Его существование вечны, Его любовь ко Христу и Церкви, и Его указы о них не вечны, но только временны. Но это не более верно, чем то, что Бог некогда не был Богом.
Некий писатель изливает бесчестие на некоторых, чьи работы высоко оценили, и еще долго будут хвалить их, поскольку они пытались доказать вечное существование Христа и Его истинное Божество из этого места. Его презрительные слова о них таковы: "Интересно не то, что арианство преобладает среди нас в эти дни, когда такие бедные, слепые и невежественные негодяи обязуются защищать Учение Бога-Искупителя, а то, что Притч.8 используется в доказательство этого таким образом, что это место Писания неминуемо должно было оказаться в руках ариан" (2). Такой пренебрежительный язык этот автор использует в отношении некоторых достойных людей, которыми Церковь Божия была благословлена в прежние века. Его большое недоверие и презрение не будет удерживать меня от утверждения, что в настоящей главе в изобилии даются ясные доказательства важнейшей доктрины вечного существования и собственно Божества нашего драгоценного Спасителя. Я не поколеблюсь сказать, что если эта доктрина не может быть доказана из этого текста, нельзя привлечь к доказательству ее ни одной части Священного Писания. Термины и фразы, используемые в нем, выражая вечность Его существования, так полны, сильны и ясны, что ничего большего нельзя и желать. Но этот писатель, как и некоторые другие, впал в ошибку, потому что применил понятие времени по отношению к Божиим указам и имманентным действиям, чего делать никак не следовало. В общем и целом, если начало понимается как длительность, вечность должна пониматься как неизмеримая продолжительность того, что было до сотворения мира, то есть она безначальна. Но то, что мы видим в оригинале, не вполне соответствует нашему переводу, и буквально звучит так:  Господь имел Меня в начале Своего пути (3). Отсюда следуют две вещи.
1. Что Христос является первым и главным в указах Божиих, так как все они даны для Его славы, что выше ангелов и людей. Высшей целью Бога во всех Его делах является Слава Его собственных бесконечных совершенств мудрости, силы и добра. Поэтому Он создал и устроил все вещи для Себя. Следующей, подчиненной Его целью, которую Он вечно имел в виду, была слава Христа в характере Посредника, как следствие Его бесконечной любви к Его Личности. Поэтому апостол говорит о Христе в Его посреднической силе и о Его личности в ее нынешнем единстве Божественной и человеческой природы: "Все было создано Им и для Него". Все вещи были созданы Им как действенной Причиной, и также созданы для Него, как конечной Причины.
2. Опять же, когда говорят, что Христос является первым и главным из путей Бога, это означает, что совершенства Божии в Нем явлены в большей мере, чем в любом другом или во всех Его делах вместе взятых. Все Божественные дела прекрасны и достойны их бесконечно благого и дивного Автора. Дела творения являют нам бесконечную мудрость, неограниченную власть и доброжелательность Творца. "Ибо невидимое от него, от Сотворения Мира, через рассматривание творений видимо,  даже  вечная сила Его и Божество" (KJV). Но есть и гораздо более величественное и превосходное явление мудрости, добра, святости, истины и справедливости Бога в устроении Личности Христа и в удивительных делах, Им совершенных. И следовательно, со всем основанием можно сказать, что Он как Посредник был началом путей Божиих. Я исхожу из этого, чтобы показать следующее:
III. Что здесь подразумевается под словами "Господь имел меня".
Слово оригинала (4) означает получение или обладание. В этом смысле Ева использует его. Когда она зачала и родила Каина, она сказала: я получила человека от Господа. В этом смысле его также можно понимать, но не в этом контексте. Мудрость, или Христос, говорит о Себе: "Прежде чем водружены были горы, прежде холмов, Я родилась". Упомянутый мной писатель, говоря о рождении Христа как Божественной Личности, вводит следующие замечательные слова: "Я уверен, что Христос, как вечный Бог, никогда не был рожден, так как невозможно счесть получение и рождение равными по смыслу" (5).
Почему он так уверен, что Христос как Божественная Личность никогда не был рожден? Для него это так, ибо он не в состоянии понять, как Господь мог "иметь" Премудрость прежде, чем Он был рожден. Должны ли мы, ничтожные черви с бедным и ограниченным пониманием, взять на себя дерзость произнести, что возможно и что невозможно для Бога, о Котором мы не в состоянии даже сформулировать адекватную идею, и объяснить, почему это так?  Мы должны забыть нашу собственную природу и природу Бога тоже, если мы так сделаем. Мы должны забыть нашу собственную природу, потому  что она ограничена и конечна, и по этой причине неспособна понять то, что бесконечно. Мы можем быть уверены, что Бога нет среди конечных и ограниченных существ. И также мы должны забыть о природе Бога, а именно что она бесконечна, и поэтому непостижима для нас. То, что заключает в себе противоречие среди существ конечных и ограниченных, может не быть таковым в этом Бытии, которое является бесконечным. Например, применительно к человеческой природе будет явно противоречивым сказать, что рождение может  совершиться одновременно с зачатием. Но из этого вовсе не следует, что это будет противоречием применительно к Божественной Личности, которая может быть рождена не позднее Отца.  Наш писатель, несмотря на всю его уверенность в этом вопросе, мог бы с недоумением задать вопросы, относящиеся к этой загадочной теме. Но, я полагаю, он вряд ли бы отрицал, что существует продолжительность, у которой нет начала и никогда не будет конца, хотя он, возможно, счел бы невозможным для себя  решить некоторые сложные вопросы, касающиеся этого. Это вне противоречия, что Христос есть Сын Божий. Но Он Сын либо в собственном смысле, либо лишь в метафорическом. То, что Он Сын Божий, в собственном смысле, может быть заключено из Его утверждения, что Бог есть Его Отец: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Евреи сделали вывод, и очень неправильно, из этого утверждения, что Он не только считает Себя Мессией, но и Сам сделал Себя равным Богу. Поэтому они пытались убить Его не только потому, что Он нарушал субботу, но сказал также, что Бог был Его (idion, самостоятельно, или собственно) Отец, делая Себя равным Богу (Иоан.5.17-18). Если Он Сын, то Он той же природы, что и Бог, Которого Он Сын. По этой причине Он и назван Его собственным Сыном: "Бог Сына Своего не пощадил". Бог не может быть Его Отцом, если не Он родил Его, и Он не может быть в собственном смысле Сыном Божьим, если Он не был рожден от Него. Но Он есть Сын Его Единородный: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного". Некоторые подумали, а некоторые думают, что Христос называется Сыном Божьим, потому что Он наделен служением. Но это значит уравнять Сына и раба и сделать их одним и тем же. В качестве Посредника, он является Божьим Слугой: "Се, Отрок Мой, Которого Я держу за руку". Теперь, если это правда, что Он есть Сын Божий, как облеченный посредническим служением, Он есть Сын не менее, чем Он Слуга, и эти очень разные качества не могут быть отождествлены, и нет никаких оснований так думать. Кроме того, то, что Христос есть Сын, предшествует Его посредническому служению, которое Он не мог бы исполнить, если бы это служение было поводом или причиной Его сыновства.
То, что Он был Сыном прежде Его служения, является, я думаю, совершенно очевидным из слов Богодухновенного писателя: "Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, Который на веки". Если Христос носит характер Сына, по причине Его первосвященства или того, что Он есть Посредник Церкви, то Он не мог быть Сыном до Его назначения на это служение, но ясно, что в таком случае все наоборот: "Ибо слово с клятвой, которая по закону, поставило Сына". Что это означает? Бог сделал Его Первосвященником или Посредником,  следовательно, Он был Сыном, прежде чем Он был сделан Первосвященником или Посредником. Это столь ясно из славной истины о Сыновстве Христа как Божественной Личности, что я уверен, что будет невозможным для человеческого ума с помощью любых ухищрений уменьшить силу этих слов. Скажем дальше: Христос как Сын не был обязан подчиняться и страдать. Это ясно сказано в словах:  "Хотя Он и Сын, однако навык послушанию через страдания".  Мнение, что Он стал Сыном в силу Своего служения, должно привести нас к тому, что мы перевернем эти слова: хотя Он и Сын, но как таковой обязан подчиняться и страдать, чтобы навык послушанию, для того, за что Он пострадал. Но кто может думать, что это будет истинным смыслом слов Писания? Конечно, это не так. Как Посредник, Он был обязан подчиняться и страдать, как Сын - не был, и поэтому Его посредничество не образует Его сыновства, но оно есть Его сыновняя связь с Богом как Божественной Личности.
Опять же, Отец даровал Ему от всех этих сокровищ благодати и славы, которые, как Он намеревался, Церковь должна получить здесь, и наслаждаться ими в будущем. И весь контекст также способствует этому смыслу: "Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю" (ст.20-21). Христос способен исполнить это благое обетование, ибо "было благоугодно Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота", и "Он благословил нас всяким духовным благословением в небесах во Христе". Вся благодать, которой мы спасены и призваны, дана нам во Христе: "спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе прежде создания мира". Все эти драгоценные преимущества, которые Церковь Божия вкушает в этом мире, и вся благодать и слава, которой она будет обладать в небесном состоянии, были вложены ради нее в руки ее вечно благословенного и славного Главы, Который хранит ее в вечной безопасности.
IV. Бог обладал Христом прежде созданий Своих, искони.
1. Делом, которое было предназначено Ему, было дело творения; насчет этого, я думаю, не может быть никаких сомнений, ибо Мудрость сразу после этого текста переходит к дивному описанию творения (ст.24-29). Вот замечательные дела, в которых проявляется Божественная мудрость и сила! Творение - только от Бога; только всемогущество может создать существующее из несуществующего, и Он это сделал, так что "из невидимого произошло видимое". И только бесконечная мудрость и сила может создать столь прекрасную вселенную из грубых масс вещества, которому было дано существование изначально:  "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Творение, следовательно, есть дело Бога и свойственно только Богу. И Он бросает нам вызов: "Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто исчислил воинство их? Он зовет их всех по именам, по могуществу и славе, Он силен державою, как ни один" (Ис.40.26 KJV).
2. Эти дела были замыслены издревле. Многие века прошли с сотворения мира, и если вещи, созданные для того, чтобы неизменно блюсти его законы, сохранились все последовательные века времени, в которое они существуют, это доказательства, что они были сформированы бесконечной Мудростью, и сохраняются ею в том дивном порядке, в котором они были впервые устроены великой силой Божией.
3. Христос пребывал у Отца прежде творения, прежде, чем возникло любое существо и, следовательно, в вечности, или в этой бесконечной, неизмеримой продолжительности, которая пребывала пред временем. Начало Божьего пути поэтому никак не может означать конечный и ограниченный срок. И если эти фразы не означают собственно вечность, то будет невозможно привести из Писания что-либо, что выражает ее. Но следующий момент в тексте требует особого внимания.
V. Христос был помазан; на Него было излито помазание как на Человека, Который был наделен служением.
Это  означает поставление Христа на посредническое служение. Писатель, на некоторые из высказываний которого я обратил внимание раньше, выводит отсюда  предсуществование души Христа, и трудится, чтобы доказать это в этом месте. Он возражает против применения этой фразы ко Христу как Божественной Личности в крайне бессмысленной манере: "Это не может иметь никакой связи с Его Божеством, ибо мы не можем сказать, что Божество помазано" (6). Но на самом деле мы не можем сказать, что Его душа излилась, когда Он был помазан на служение, ибо изливается елей Духа, а не душа. Он добавляет: "Эти слова могут также обозначать Его помазание, и потому выражение "Я была помазана от века" в этом смысле не может быть применено к Его Божественности" (7). Поразмыслив, он уяснил бы, что будучи правильно понята, эта фраза очень хорошо применяется к личности Христа, как она была задумана в союзе с Его человеческой природой. Божественная Личность Христа, поскольку Он должен был воплотиться, была наделена посредническим служением, согласно вечному завету, который был заключен между Божественными Лицами. Об этом завете и его сторонах наш автор говорит: "Я не пишу о совете и целях Бога в Себе, но о Его завете и договоре с нами, чтобы исполнить этот совет и цели, которые постановили Лица Троицы, заключив завет и решение исполнения дел Божиих. Я согласен, что основание спасения было заложено в Его вечном разуме, и весь замысел нашего счастья был в бесконечной вечности, до всяких времен, но с заветом между Отцом и Сыном не так, ибо тогда человек Христос должен быть бесконечным и вечным, поскольку абсурдно думать, что вечность конечна,  либо бесконечное Бытие должно заключить завет с Самим Собой" (8). Это сумма всего, в чем этот автор возражает против вечности завета благодати как соглашения между Божественными Лицами. Все это рассуждение можно разбить без малейшей сложности. Для меня, хотя Божественная Сущность не вступает в завет Сама с Собой,  Божественные Лица, существующие отчетливо в одной сущности, вступают в завет друг с другом. Как Лица Вечной Троицы Отец Сын и Дух личностно различны, то будучи по существу одно, каждое из Лиц действует отчетливо в одной Сущности; и Божия мудрость и воля, которые по существу такие же, действуют четко в каждой Божественной Личности, по причине их отдельного личностного бытия в Божественной природе.
Таким образом, Божия мудрость и воля, действуя четко в отдельной Личности Отца, замыслившего Воплощение Сына и решившегося на это, для совершения Им нашего спасения в нашей природе, лично едины в Нем, в Его деле и страдании и во всем, чего требуют закон и справедливость для этой великой цели. И это было предложение Отца Сыну, взять на Себя эту большую и трудную работу. И, таким образом, также, Божественная Мудрость и воля, действуя четко в Личности Сына, который пребывает отчетливо отдельным от Отца в Божественной сущности, утвердили этот замысел согласно совету между Отцом и Сыном, и Сын исполнил Свой завет с Отцом, относящийся к этому великому делу, и для этого Он принял на Себя повеления закона, исполнил их и пострадал в нашей природе, которую Он принял в личный союз с Самим Собой, исполнив все, что закон и справедливость требовали для нашего спасения.
Опять же, Божия мудрость и воля, действуя четко в вечно благословенном Духе, Который есть Личность, отличная от Отца и Сына, одобрила благодатный замысел в спасении избранных, и как  Божия мудрость и воля в Лицах Отца и Сына пожелала, чтобы Бог прославил Христа и освятил Церковь, Дух согласен с волей Отца и Сына. Таким образом, Он взял на Себя дело и служение прославления Христа и освящения Церкви, и оно является той частью, которую Он несет в домостроительстве нашего спасения. И следовательно, как Сын обязался  Отцу в том, что Он воплотится, чтобы искупить Свой народ, членов Церкви, так Святой Дух обязался Отцу и Сыну  прославить Христа и освятить Церковь.
И я смиренно признаю, что особое значение этого таково, что Святой Дух часто называется Духом Божиим и Духом Христовым, или Духом Сына, и по этой же причине Он посылается Отцом и Сыном.  По природе Своего участия Он пребывает в обязательствах Отцу и Сыну, чтобы исполнить Свою часть в деле нашего спасения. И это является основой Его миссии по отношению к Отцу и Сыну. Оба Лица посылают Его, ибо Он приходит по благоволению Отца:   "Кого пошлет Отец во имя Мое"; "Бог послал Духа Сына Своего в сердца ваши", и также по воле Сына: "Если Я уйду, то пошлю Его к вам", говорит Христос, о Святом Духе Утешителе.
Эти различные и взаимные дейстия Божественных Лиц, согласованные между собой, являются заветом благодати, и в них был устроен способ нашего спасения и действенно обеспечен его благодатный замысел. И следовательно, наш автор обнаруживает здесь слабость, говоря, что "завет между Отцом и Сыном не был бесконечно выше всякого времени, если Человек Христос не бесконечно вечный" (это глупость, ибо не может быть не бесконечной вечности), либо же бесконечное Существо должно заключить завет само с собой" (9). Но бесконечные отдельные Лица Божества в совете заключили этот завет, и это не было соглашение Божественной природы внутри себя, но завет  Божественного Отца, Вечного Сына, и блаженного Духа, которые являются лично отличными, но одним по существу. Также могут быть три различных действия Божественной Мудрости и воли, которые по существу то же самое, и это можно утверждать без отрицания отдельности Лиц Отца, Сына и Духа. Если они являются различными Лицами, без всякого сомнения они действуют отчетливо, и Божественная Мудрость будет действовать четко, в каждом из Лиц вечной Троицы, в Отце, Сыне и Святом Духе.
Кроме того, этот автор представляет себе так, что человеческая душа Христа уже существовала, когда завет благодати был заключен, и что именно она была договаривающейся стороной в этом завете. Но это абсолютно разрушает вечность этого завета. Отсюда следует, что это вообще не завет благодати, и такой Христос не есть Посредник и Глава Церкви. Именно в завете Он стал таковым, если же некогда завета не было, то до этого Христос не был Посредником и Главой избранных Божиих, и тогда Его премудрость не пребывала с сынами человеческими. Наш автор считает это Божиим благословением, но это должно быть отвратительно для христиан, ибо подрывает саму основу всей их веры и надежды. Понятие предсуществования души Христа и ее бытия до сотворения мира противно Писанию. Это мнение безусловно ложно, ибо истина в том, что  в начале сотворил Бог небо и землю. Если продолжительность была до начала, то ее можно измерить или разделить на части, как я уже отмечал. И тогда мы должны были бы обязательно остановиться на некотором мгновении начала до творения. В таком случае то, что говорит Моисей о творении как о начале, ложно, то есть Бог сотворил небо и землю не в начале, но после начала, через непостижимо долгое, но время. Именно к таким нелепицам приходят некоторые люди, поддерживая заблуждения о таких вещах и ложные мнения, которые они имели неосторожность усвоить.
Скажем об этой тщете еще раз. Предположить, как делает этот писатель, что душа Христа была договаривающейся стороной в завете благодати, а не Его Божественное Лицо, есть умаление Его славы как Божественной Личности и наделение Его человеческой души той славой, которой она ни в коем случае иметь не может. Да охранит меня благой Господь от умаления славы драгоценного Иисуса в Его человеческой природе, которая должна быть вечно дорога моей душе! Я смиренно надеюсь, что я никогда не скажу ничего, унижающего Его честь в человеческой природе. Мое сердце не может вынести эту смертельную мысль; и все же, с бесстрашием я говорю, что это слава свойственна Христу в Его Божественной Личности, заключившей завет с Двумя другими Лицами, Отцом и Святым Духом, и стать договаривающейся стороной в завете благодати - эта бесконечная честь слишком велика для человеческой души Христа. Стороны этого завета равны, и потому они могли заключить его. Воля Христа как человека в Его человеческой природе могла лишь свободно и полностью согласиться со всем, что было решено в завете о Его послушании и страданиях. И это значило, что как Богочеловек, принявший человеческую природу, Он уже должен был подчиниться и пострадать, как имеющий цель Своего существования. Именно для того, что было бесконечно выше человеческой природы Христа, необходим был Его состав как Посредника. Поэтому не было необходимым, чтобы Его человеческая природа должна была существовать в любой ее части, душа не более, чем тело, для совершения дела искупления согласно завету благодати. В устроении посреднического дела Христа должно было совершиться следующее:
       1. Божественный Отец определил и предложил Ему, что в полноту времени Он должен принять человеческую природу в союз с Самим Собой. Божественная Мудрость и воля, действуя четко в Личности Отца, как выше объяснено, предложили Ему это. Это было предопределение Ему стать человеком, еще до основания мира.
2. Христос согласился с этим замыслом и предложением Отца и с Божественной мудростью и волей,  действуя четко в Личности Сына, как мы сказали, одобрил этот замысел и по согласованию с Божией волей в Своем Лице принял человеческую природу в личностный союз с самим собой, в назначенное время: "Вот, Я иду".
3. Если человеческая природа Христа тогда не существовала, Он рассматривался как Богочеловек в Своем Божественном Лице. Не то чтобы Божественный разум считал Его уже тогда существующим в человеческой природе, но Лица Троицы решили о Его будущем воплощении между собой и таким образом с Ним был заключен завет благодати.
4. Дело, повеленное Ему как Воплощенному, или то, что от Него требовалось, так как Его Лицо включает Божественную и человеческую природу ради спасения Его Тела, Церкви.
(1) От Него требовалось подпасть повелениям завета дел. Этот завет без повеления Божия не мог бы иметь власти над Ним в Своих требованиях и угрозах, не только потому, что Христос не был представлен Адамом, как его естественный потомок и соучастник в его завете, но и потому, что Его человеческая природа как объединенная с Его Божественной Личностью возвысилась над состоянием просто твари. И  следовательно, это был добрый акт снисхождения Его Божественной личности, давшей согласие смирить Себя и в качестве Посредника принять обязательства завета дел: "Стал как человек, смирил Себя, став послушным до смерти".
(2). Другое, что требовалось от Него - это пострадать и умереть за Свой народ, для очищения грехов их: "Когда душа Его принесет жертву за грех, Он узрит семя Свое". Это также было решено для Его Божественной Личности, и с согласия Его Божественной воли Его Личность и человеческая природа должна была претерпеть смерть: "не надлежало ли Христу претерпеть это?". Это был акт бесконечного сострадания Христа к бедным грешникам - отказаться от преимуществ Своей природы и претерпеть тягчайшие страдания и смерть в проклятии, чтобы искупить их от справедливо заслуженной ими погибели.
(3) Человеческая природа Христа была объединена с Его Божественной личностью, и они стали единством в Нем.
5. Отец отдал избранных Христу, как Его людей: "они были Твои, и Ты дал их Мне". Он сделал Сына Главой их, и они стали Его членами. И Сын обязался спасти их и сохранить в безопасности, и привести в состояние славы и блаженства, которые Отец по Своей бесконечной любви уготовал им для их радости. Поэтому  наш благословенный Господь говорит: "это воля Отца, пославшего Меня, что из того, что Он дал мне, Я ничего не погубил, но все то воскресить в последний день" (KJV).
6. Славная награда была обещана Ему за великое служение, которое Он совершил. Вся слава, которой Он обладал как Посредник, была затем предоставлена Ему при условии Его послушания, страдания и смерти. И следовательно, Он говорит об этом: "прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.  Это было обетованием для Него, когда Он решил исполнить волю Отца об искуплении Своего народа. Таким образом, я думаю, что отсюда мы видим очень четко, что Христос, вечный Сын Божий, должен был воплотиться, когда Он вступил в союз с Отцом, и обязался исполнить всю Его волю, относящуюся к восстановлению тех, Главой кого Он стал, возвеличить закон и прославить все Божественные совершенства. И вся слава, которой Он владеет, была дана Ему по обетованию как Посреднику, хотя она не была составной частью Его человеческой природы, которую Он принял, будь то душа или тело.
VI. И наконец устроение Христа как Посредника было от века, от начала, прежде бытия земли.
Эти фразы, как мы сказали, выражают или измеримую продолжительность, или неизмеримую, хотя я думаю, что в любом случае это продолжительность до сотворения мира, и она или имела начало, или нет. Если она имела начало, то это была часть времени, а не вечность. Время и вечность отличаются , как конечное и бесконечное. Время конечно, а вечность бесконечна. Невозможно, чтобы было нечто среднее между вечностью и временем, как не может быть ничего среднего между бесконечным и конечным. Все сущее должно быть либо бесконечно, либо конечно, и иметь неограниченный или ограниченный характер. И следовательно, всякая длительность, которая началась, должна быть временем, и она не может быть вечностью; ее можно измерить и, конечно же, у нее должен быть предел, на котором мы должны обязательно остановиться в нашем представлении о нем, если же его нет, то это вечность, или бесконечная продолжительность. Сказать, что нечто не измеримо так, как мы измеряем время по ходу солнца, не значит доказать, что это не измеримо вообще и не подлежит измерению, ибо тогда мы должны представить себе вечность такой, какой она быть не может, то есть только последующей вечностью.  Упомянутый нами уважаемый автор, прежде чем говорить о вечности, которая имела начало, должен сначала определить время, и чем оно отличается от вечности, как конечное отличается от того, что бесконечно. И чем должно быть доказано все это? Ничто в указах Божьих не позднее Его существования, и Он не мог установить их иначе, ибо этого не говорит Слово и это невозможно по самой природе вещей. Бытие Бога вечно и не имеет начала, но все Его указы, если это правда, носили временный характер или имели начало. И поэтому бесконечная продолжительность, которая должна иметь место после него, предполагает начало, и в таком случае до этого Бог не имел каких-лмбо замыслов о Его делах, а также не имел ни любви Христа как Посредника, ни представления о ней, и у Него не было ни любви к Церкви, ни мысли о ней. Но если бы Бог когда-либо был без мысли и сознания, то Он некогда просто не был Богом, ибо без них нельзя быть Богом. Другой писатель, упомянутый выше, для того, чтобы поддержать его представление о существовании души Христа прежде сотворения мира , истолковал эти фразы, как делают и некоторые другие, вообще бессмысленным образом, абсолютно бесполезным и не имеющим связи ни с какими евангельскими истинами. Но это совершенно диссонирует с Писанием и вечным заветом благодати, в котором было вечно предусмотрено спасение избранных Божиих.
Если длительность до сотворения мира могла иметь начало, то почему не может быть продолжительности после конца его, которая будет иметь конец? И если первое называется вечным, хотя имеет начало, почему последнее должно называться таковым, если оно имеет конец? Возможно, так считают некоторые, но это глупые мечты, никак не соответствующие действительности. Если это  может быть принято в интерпретации Писания, я уверен , что будет невозможно доказать вечность Самого Бога, ибо Его вечное бытие не утверждается в более сильных выражениях, чем те, что используются относительно Его указов и призвания Христа к посредничеству, ибо Божии указы были даны в вечности, как и Христос стал Посредником. И такие выражения могут быть приняты только в поддержку того, что само по себе абсурдно и  противно  некоторым из самых славных истин Евангелия , а именно вечному союзу Христа и Церкви Божией и Его вечному благорасположению к ней в завете благодати. Поэтому эти фразы - от века, от начала, прежде бытия земли -  в полной мере выражают вечность или ту неизмеримую длительность, которая была до творения, и сложно назвать места в Писании, где это было бы выражено сильнее, чем здесь. Если Соломон говорит о вечной Мудрости, то это не следует перетолковывать так, чтобы он говорил о созданной мудрости, как отмечает Герерус.  Когда Бог говорит нам о вечности бытия Премудрости, то Он говорит: "от начала дней Я Тот же" (Ис.43.13). И когда Он утверждает вечность Своих указов, Он говорит таким же образом: "Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же" (Ис.41.4). И ясный смысл этих фраз таков, что если длительность до начала времени предшествует существованию всех сотворенных вещей, то Христос был рожден до мира и до времени, и до начала существования творения (10). Я смиренно надеюсь, что вечность Божественных указов и посреднического дела Христа утверждены здесь помимо всяких трезвых и смиренных возражений, которые могут быть важны, и это та цель, которую я имел в виду в этом рассуждении. Я хотел бы закончить со всем этим, сделав три замечания.
Наблюдение 1. Замысел Евангелия является совершенно новым. Это система истин, о которой мы, в силу ее высочайшего совершенства, не могли иметь никаких знаний. Есть три принципа, из которых мы получаем все наши идеи, а именно ощущение, рефлексия и абстракция, и ничто из этого не даст нам познания глубин Божиих. И я смиренно признаю смысл слов апостола: "не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Наши глаза и уши воспринимают очень многое; значительную часть наших идей мы получаем через зрение и слух, и это включает в себя почти все, что мы приобретаем от других людей относительно природы вещей. Но невозможно, чтобы с помощью этих средств мы когда-либо обнаружили что-то из евангельских истин. Ощущения не могут позволить нам сделать столь важные открытия, и ни одна из идей, полученных через ощущения, не поможет нам в этом вопросе, как и абстракция, которая является разделением наших идей, и соответственно, законы разума, с помощью которых мы интеллектуальным путем выводим новые идеи, также не помогут нам в этом. Причина этого ясна. Истины Евангелия не имеют ни связи, ни сродства ни с одной из идей, которые конечное понимание способно обнаружить. Если бы мы имели полное представление о первом завете, о его принципах, заповедях, обещаниях и угрозах, мы и тогда были бы абсолютно не в состоянии вывести отсюда принципы второго завета, ибо он является совершенно новым и по своей природе отличается от первого. И если это так, то ни одна из его истин не могла бы быть открыта даже совершенным и неповрежденным разумом, что полностью доказывает абсолютную невозможность для  человеческого разума получить знание таких истин с помощью любых дел, которые он способен совершить. Сами ангелы никогда не познали бы этих евангельских тайн  без сверхъестественного Откровения истины от Бога, создавшего все Иисусом Христом. Представлять себе дело так, как некоторые, что второй завет основан на истинах , содержащихся в первом, на тех природных понятиях, которые мы имеем , как люди, о нравственном совершенстве Бога, значит  полностью уничтожить оба завета. Такие фантазии никак не согласуются ни с природой завета дел, ни с природой завета благодати.  Замысел посредничества уже не имеет никакого отношения ни к природе, ни к характеру завета дел, хотя он и исполнен для воздания ему высшей чести через послушание и смерть Христа.
Наблюдение 2. Отсюда мы узнаем, как благороден удел святых в их небесном состоянии, а именно созерцание Божественных совершенств и поклонение им, как они явлены в удивительном деле их восстановления и спасения. Некоторые, по-видимому, радуются мысли о том, что на небесах они станут совершенными философами и будут иметь более обширные знания обо всех вещах, чем те, что Адам имел в раю, что они  должны быть в состоянии разгадать природу в ее тайных причинах и великих делах. Я не могу найти ничего в Писании, что способствует этой щекотке воображения. Но я знаю, что души святых будут вечно радоваться тому, что является гораздо более благородным, возвышенным и великим, чем любая вещь, которую может предложить им познание природы. Я четко следую заключению видного богослова по этому вопросу, который говорит таким образом: "Разве не прискорбно, что многие христиане довольствуются столь малым? Знание евангельской истины, посвящение своих способностей и исследований, времени и усердия, исследование природы и действия Божественной мудрости и силы в нас и славной тайны Богочеловека Христа - как это игнорируется, если не презирается многими людьми, считающимися достойными! Увы, свет Божественной мудрости даже в величайших творениях природы не сияет в полную силу, как светит тайна Бога, явившегося во плоти. Одного постижения этого достаточно для любого нашего интереса к Богу и человеку во веки веков.  Это то, что наполняет вечность, и то, что вменяется в ничто некоторыми из нас здесь, будет ничем для них во веки веков" (11). Непрестанное созерцание этих славных и возвышенных тайн заполняет умы блаженных славной радостью и довольством, и будет поддерживать в них святое поклонение Богу во всю вечность.
Наблюдение 3. Если мы одобряем эти вещи, и они восхитительны для нас, ибо Слава Божия сияет в них, это свидетельствует само по себе, что независимо от нашего собственного расположения мы являемся счастливыми и блаженными причастниками милостивого просвещения Божия.  Ибо такова природа этих небесных тайн, что плотской разум не находит и не может иметь никакого удовольствия в них; он никак не получает их, ибо они для него глупость, и как бы он ни делал вид обратного, он не может их постичь, потому что о них "нужно судить духовно". И следовательно, если эти вещи не только приемлемы для нас, но если они являются нашей главной радостью, и это состояние несомненно является наиболее желательным для нас, если мы хотим познавать их все лучше в течение всей вечности и находить наслаждение в них. Наше нынешнее удовлетворение от созерцания этих возвышенных истин, поскольку они прославляют Бога во всех Его бесконечных совершенствах, является полным доказательством нашего будущего счастья в созерцании их в мире вышнего света и славы. И этот наш опыт неба есть четкое доказательство того, что "Бог, повелевший свету воссиять из тьмы, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Своей, в Лице Иисуса Христа".

 (1) Mr. Hussey, The Glory of Christ unveil’d L.,1706 , p. 85, 86.
(2) Mr. Stockell. The Redeemer’s Glory unveiled. L.,1733, p. 36.
(3) ty;ar Without the Prefix b.
(4) hgq
(5) Mr. Stockell, ibid. p. 41.
(6) Redeemer’s Glory, etc. p. 40.
(7) Ibid.
(8) Redeemer’s Glory, etc. p. 34.
(9) По этому поводу я не могу удержаться от того, чтобы  отметить, что некоторые лица, не удовлетворенные тем, что они не стали авторами, способными писать на столь возвышенные темы, несут вред себе и истине, делая публикации по ним. 
(10) Ante Seculum uncta sui, ante Principium, ante Primordia Terrae: So Noldius renders the Words. Vid. Concord. Partic.
(11) Dr. Owen of the Person of Christ L.,1678., p. 290, 291.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn