Корреспонденция. Присуще советскому моряку

Юрий Комболин
В Амдерму "Волга" пришла десятого октября. Заполярный порт принимал последние грузы навигации и, несмотря на осень, жил уже зимними заботами. Да и как иначе, если на дворе мороз двадцать два градуса и ветер пять-шесть баллов.
Неприветливые берега, видневшиеся в миле от стоянки теплохода, временами скрывал туман или снежный заряд, и в это время морякам приходилось включать локатор, используя его для проводки буксирного катера (РБТ) "Богатырь", который круглосуточно таскал от судна к берегу плашкоуты, гружённые всякой всячиной, необходимой амдерминцам на долгую зиму, и обратно, сначала пустые, а потом, когда освободился трюм, набитые контейнерами и металлоломом. Временами ветер, как сорвавшийся с цепи пёс, загонял в укрытие всё, что жило и двигалось. "Волга" дважды уходила с рейда в залив, прячась от семибалльного ветра.
Портовики, проклиная всё на свете, по часу, по два в сутки отрывали для сна и работали, работали. Моряки тоже не отставали в труде, и когда понадобилось вооружить тяжеловесные стрелы для выгрузки габаритного многотонного бурового оборудования, они в мороз, при шестибалльном ветре, при зыби, раскачивавшей судно так, что пришлось плашкоут из-под борта уводить, сделали всё необходимое и при этом уложились в нормы, рассчитанные на идеальные погодные условия.
Старший помощник капитана Иван Фёдорович Евдокимов, руководивший вооружением стрел, хвалил всех без исключения участников этой операции, а о двоих - плотнике Н. Замятине и матросе первого класса П. Варфоломееве - говорил даже с восхищением. Это они вели все работы на саллинге мачты, а там в рукавицах, как известно, делать нечего. Как там им было на высоте те несколько часов, необходимых для дела, - об этом знают они, остальные могут только догадываться.
Работа велась практически беспрерывно. И только освободились третий и четвёртый трюмы, как в них стали грузить металлолом и контейнеры.
В один из ночных рейсов от судна к берегу "Богатырь" напоролся на камни. Помаялись портовики с полсуток, пытаясь снять его с банки своими силами, и пошли за помощью к морякам. Из судов на амдерминском рейде была в то время только "Волга". Здесь приняли в судьбе буксира живейшее участие. Порекомендовали завести с обеих сторон потерпевшего по плашкоуту и наглухо их пришвартовать к "Богатырю". К тому времени днище РБТ было основательно подразбито, и плашкоуты должны были сыграть роль поплавков.
Условия позволили подвести эти плашкоуты только к одному борту "Богатыря", машинное отделение и жилой кубрик которого уже залило водой.
В два часа дня "Волга" встала к терпящему бедствие катеру с наветренной стороны. Отдали якоря и теплоход приспустили на них к РБТ. Напряжение было столь велико, что на погоду никто не обращал внимания. Боялись одного - мели. Поэтому примерно за триста метров до банки остановили судно и завели буксир на "Богатырь". Сняли его без труда на малом ходу с одновременным подбором якорей. Вывели на глубокое место, подтянули к корме и уже готовились передать конец на мощный портовый буксир, как случилось непредвиденное.
С "Богатыря", которого в сгустившейся темени даже с кормы уже нельзя было разглядеть, послышались крики...
Как потом оказалось, залитый водой катер оборвал своей тяжестью кормовой швартов, потом носовой, которые связывали его с плашкоутами, и стремительно ушёл на дно. Рабочие, участвовавшие в спасении РБТ, едва успели перепрыгнуть на плашкоуты. Вот их крики и услышали на "Волге".
Ночь. Потеряно драгоценное время, сделана впустую трудная работа. Есть от чего впасть  в уныние. Да ещё ветер крепчает...
Часа через два вахтенный  - третий помощник капитана В. Корнеев доложил, что перетёрло буксирный конец, связывавший "Волгу" с "Богатырём". Грузовые операции были продолжены, и к спасению катера вернулись только через двое суток с приходом мощного буксира "Протей".
Сразу столкнулись с трудностью. Буй в виде бочки, оставленный над утонувшим РБТ, сорвало, и пришлось искать это место.
Точка, данная штурманами "Волги", оказалась более точной, нежели та, на которую указали портовики, и вскоре подготовку к подъёму "Богатыря" завершили. Руководство операцией по подъёму взял на себя капитан-наставник Северного морского пароходства В. Шершнёв.
Для подъёма катера решили использовать тяжеловесную стрелу "Волги". И опять напряжение достигает предела. Вот показывается из воды рубка "Богатыря", и снова, в который уже раз, вдруг... один из стропов в руку толщиной обрывается. Катер вновь уходит на дно.
Опять работа водолазам, и новый подъём. На этот раз удачно. Бедолагу РБТ вернули в строй, и он ещё послужит.
К тому времени на "Полярном" - теплоходе, выгружавшем на рейде Амдермы тяжеловесы, произошла авария: обломилась носовая мачта.
Пришлось "Волге" опять выступать в роли помощницы спасателей. Помогли извлечь остатки мачты из трюма и выгрузить с пострадавшего судна все тяжеловесы и весь груз из первого и второго  трюмов. Тридцатитонную махину (один из тяжеловесов) и из своего-то трюма брать сложно, а тут пришлось работать на полном вылете стрелы, потому приняли все меры предосторожности. И всё обошлось благополучно.
В паре с "Полярным" девятого ноября вышли на Архангельск и сопровождали его до выхода из Карских Ворот...
С точки зрения экономических показателей этот рейс "Волги" нельзя, вероятно, причислить к разряду очень удачных. Но он весьма показателен как рейс, в котором моряки продемонстрировали высокую готовность прийти на помощь пострадавшему, взаимовыручку - то, что всегда было присуще советским морякам, а тем более морякам-северянам.
Экипаж в труднейших условиях осеннего Заполярья в минуты испытаний и трудностей сработал надёжно, как единый, здоровый и крепкий организм. И совершенно по-иному воспринимается этот факт, если учесть, что для трёх четвертей команды, не исключая и подменного капитана Юрия Андреевича Бойцева, это был первый рейс на "Волге". Какой же надо иметь высокий потенциал коллективизма, чтобы вот так, придя из резерва и, по сути, впервые видя друг друга, полностью довериться партнёру в трудной работе и блестяще её выполнить! Точнее будет сказать: потенциал, присущий советскому моряку.

На снимках: из воды показалась рубка "Богатыря"; их сдружила работа: слева направо - П. Варфоломеев, Н. Замятин, Г. Венидиктов.

Фото автора и старшего помощника капитана И. Евдокимова.

Газета "Моряк Севера", №93 (6500), 18 ноября 1977 г.