Покорение Бездны

Александр Зинковский
(этот рассказ предназначен для школьников)

Северный полюс был покорен отважными полярниками в  1909 г. В 1911 г. ими был открыт и Южный полюс. Это были две из четырех наиболее «экстремальных точек» нашей планеты. В  1953 году альпинистам сдалась третья «экстремальная точка» Земли – пик  высочайшей в мире горы – Джомолунгмы, уходящий на высоту более  8 километров. На планете оставалась лишь одна «экстремальная» и неподвластная Человеку «точка». Это была самая большая, 11-километровая  глубина, обнаруженная океанографами в 50-х годах прошлого столетия на дне Марианской впадины Тихого океана.
 
Для  достижения  дна 11-километровой океанской бездны, в которой «утонула бы» даже высочайшая гора мира Джомолунгма, надо  учитывать, что  с погружением на каждые 10 метров любое тело подвергается увеличению давления водной среды на 1 атмосферу. Получается, что на глубине 100 метров устройство,  в котором акванавт погружается под воду,  будет находиться под избыточным давлением в 10 атмосфер, а на глубине 11 километров – 1100 атмосфер. Если бы мы взялись набирать из металла такой же вес, давящий на площадку всего в  один квадратный метр,  нам понадобилась бы целая «армия» из поставленных друг на друга более чем 200 современных боевых танков, весящих по 50 тонн каждый! Очень трудно было в те времена защитить акванавта на 11-километровой глубине от чудовищного давления воды, да и  глубоководная техника к середине 20-го века (подводные лодки и небольшие самоходные аппараты или стальные батисферы, опускаемые на тросах с кораблей) была недостаточно развита. Она позволяла  безопасно достигать лишь глубин не больше полутора – двух километров.
 
В 1932-м году швейцарский изобретатель и физик, профессор Огюст Пикар установил мировой рекорд подъема в верхние слои атмосферы, покорив 23-километровую «воздушную бездну» на стратостате собственной конструкции с шаровидной кабиной, способной поддерживать для пилотов нормальное внутреннее давление в безвоздушном пространстве. После заоблачных полетов над планетой  Огюст  Пикар решил использовать свой опыт по расчету  прочности сферических кабин для покорения предельных глубин океана.

Когда профессор Пикар конструировал и строил самый глубоководный в мире батискаф (так он назвал свое изобретение: «батис» - глубина, «скафос» - судно, то есть - глубоководное самоходное судно), ему пришлось заказывать стенки обитаемой стальной сферы (батисферы) из такой толстой стали, что она могла просто утонуть в океане как кусок железа. Требовался  очень большой «поплавок», чтобы тяжелая батисфера могла не только сама уйти на глубину, но и всплыть обратно без помощи стального троса, который на глубине 11 километров все равно разорвался бы от собственного  веса. Профессор Пикар решил заполнять «поплавок» бензином, потому что он легче воды и не сжимается никаким давлением. Все части, механизмы и устройства батискафа профессору Пикару пришлось конструировать с таким запасом прочности, чтобы даже 200 танков не могли их раздавить.
 
Огюсту Пикару в постройке глубоководного аппарата помогал его сын Жак. Первая модель была готова еще в 1948 году, а к январю 1960 года второй, улучшенный батискаф, названный по имени итальянского города - «Триест», был построен, испытан и доставлен в район Марианской впадины Тихого океана.

В огромный сигарообразный «поплавок», делавший батискаф чем-то похожим на обычную подводную лодку, закачали бензин, добавили чугунный балласт, и  рекордное погружение началось. Пилотами «Триеста» были два человека - сын профессора швейцарец Жак Пикар и американец Дон Уолш.

Первые десятки метров погружение проходило при слабеющем солнечном свете, все меньше пробивавшемся на глубину через толщу вод, а потом вокруг батискафа начали сгущаться «подводные сумерки», сменившиеся полной темнотой. Акванавты всматривались в иллюминатор, включали и выключали прожекторы. Глубина росла, достигала сотен, тысяч метров, но океан вокруг не был безжизнен. Снаружи плавали светящиеся, причудливые, похожие на монстров глубоководные рыбы, медузы, кальмары и другие жители больших глубин.

Когда батискаф достиг отметки 5000 метров, необыкновенная, «светящаяся» жизнь холодных и темных глубин все равно не исчезала. Наконец, глубиномер показал 11000 метров, и прожекторы батискафа осветили илистое дно океана. Акванавты все это время, занявшее несколько часов, дышали благодаря запасенному в баллонах кислороду.

Сжатая чудовищным давлением, батисфера скрипела и слегка сжималась, сочилась вода, появились трещины на оргстекле иллюминатора, но Жак Пикар управлял рулями и двигателями, а «Триест» послушно парил над дном, перемещался, делал съемку, собирал образцы флоры и фауны, брал пробы воды и грунта. Мимо иллюминатора проплывали две плоские глубоководные донные рыбины, демонстрирующие невероятную силу жизни, существующей даже в этой бездне.
 
С тех пор прошло полвека, но никто за все эти долгие годы так и не смог повторить рекордное погружение Жака Пикара, хотя по всем океанам, морям и озерам Земли работали несколько более современных, в том числе и российских батискафов, способных погружаться на глубины от 2-х до 6-ти километров. Китай не так давно заявлял, что его новый батискаф будет способен достигать 7-километровой глубины.

И только  Джеймс Кэмерон - режиссер имевшего огромный успех фильма «Аватар» - сумел в одиночку заново достичь в 2013 году предельной глубины Мирового океана  на глубине 11 километров в той же самой Марианской впадине.  Ведь, другой такой предельной глубины в Мировом океане до сих пор нигде не обнаружено. В своем  батискафе  «Глубоководный исследователь» (имевшем небольшие размеры, но огромную прочность за счет применения новейших материалов,  поэтому, огромный поплавок с бензином был ему не нужен) Кэмерон  находился  на дне этой впадины  в течение 6 часов, снимая на 3-D камеру глубоководные пейзажи и собирая образцы грунта и фауны. А после повторения рекорда Жака Пикара, знаменитый кинорежиссер подарил свой супербатискаф американскому океанографическому институту  Вудс Хоул.

Данный  рассказ был опубликован в кратком изложении в журнале  "Чудеса и приключения - детям" - 2012 г.,   N 11(Ноябрь), - с. 11-13.

Теперь он публикуется в полном варианте и с учетом последних событий.

Рисунок - коллаж автора.