Солнечная тропка Ч1, Гл1

Николаева Лисогорская Надежда
ЧАСТЬ 1    

 Глава 1   СОЛНЕЧНАЯ ТРОПКА

 Мне повезло родиться

 Иголочки дождя
 К нам сыплются в окно,
 И льнут они к стеклу,
 как маленькие льдинки.
 Осенняя погода!
 А в доме так тепло,
 И сохнут у огня
 промокшие ботинки...
 Уютно в тишине
 здесь слушать непогоду
 И старый домик свой
 из детства вспоминать:
 Вспорхнули из дождя
 мои ребячьи годы,
 У своего окна
 стою, чтоб помолчать...
 И вижу, как бежит
 девчонка-озорница –
 Портфель в её руке,
 как сальто в облаках!
 Ах, до чего же мне
 в ней повезло родиться
 С той радостью – летать!
 в восторженных глазах...

 Солнечная тропка

 Солнечная тропка...
 Лунная тропа...
 И качает лодку
 Даль из серебра...

 На её просторах
 Зарождаться дню –
 В солнечных узорах,
 С трепетным: “Люблю...”

 Я родом из детства

 Я родом – из детства,
 Куда же мне деться?
 С вихром непослушным,
 Зонтом, мне не нужным,

 На ножку не ту
 Натянувшей калошку,
 Не ждущей, когда же
 Мне кто-то поможет.

 С мешочком, в котором
 Хранятся игрушки:
 Стрелялки, страшилки –
 Их нет у подружки!

 Как нет  друга Кольки –
 Соседский мальчишка...
 Подрались! На лбу –
 Горделивая шишка...

 Неважно! Забыто!
 Но всё-таки в щёлку
 Во двор погляжу:
 Не нашёл ли девчонку?

 А то: с кем кораблик
 Пускать буду завтра?
 Не надо сердиться,
 Друзья мы, ведь, правда?

 Держи мою руку,
 Мальчишка-приятель,
 Драчунья девчонка  я,
 Но не предатель!

 Ну что же поделать,
 Я родом из детства,
 Такой и останусь,
 Куда же мне деться?

 Несносный ребенок

 Несносный ребенок... Хитрющий взгляд..
 Вот-вот что-нибудь натворит!
 И только маме, как Ангелу, рад –
 Её он боготворит...

 Ах, как же подвижен, ах, как же шалит –
 Ничем успокоить нельзя!
 “Смотри, Баба-Ёжка на кране сидит,
 В ночное окно на шалунью глядит!
 Утащит, боюсь ведь я...”

 – “Не надо, мама, прижмусь к тебе,
 Не стану тебя огорчать,
 Одна только знаешь: на теплом плече –
 Твоём! Я хочу засыпать...”

 О маме

 А моя мама любила броши...
 И пахла  вкусно – индийским чаем,
 И “Беломор” курила тоже,
 Справлялась как-то со мной – отчаянной!

 А моя мама носила косы
 И никогда не знала стрижки,
 Общалась просто, без всякой позы,
 А я же в детстве  росла... мальчишкой...

 А моя мама была снабженцем:
 Олифа, краски, металл, прокатка...
 И усмиряла словечки с перцем!
 А я мечтала всегда... о папке...

 А моя мама меня любила –
 До одури, почти до обморока,
 А я её... боготворила...
 Теперь-то знаю, что стала… облаком...

 Мамин поцелуй

 Мамин поцелуй...
 Он пахнет... чаем!
 Нежнейший, драгоценный аромат...
 Веселые глаза:
 “Косички заплетаем?
 Ах, эти детки, как же сладко спят...”

 Мамины слова: “Тебя люблю я!
 Мне дай же ручку, шею обними...
 Ах, снова, снова, снова поцелую!
 Чуть-чуть еще...
 немножечко...
 …поспи...”

 Разбуди меня ты, мама

 Разбуди меня ты, мама,
 Утром спозаранку,
 Там, в ветвях березы старой
 Ждет меня тарзанка

 Полечу над водной гладью,
 Разбежавшись ловко:
 Я с мальчишками на равных -
 Смелая девчонка!

 Витёк

 Смоленский переулок

 Витёк, двоюродный мой брат,
 Дразнить меня любил:
 “Забраться десять раз подряд
 На горку хватит сил?

 А с горки весело потом
 На трехколёснике твоём
 Катиться будет вниз!
 Давай, попробуем вдвоём,
 Узнаешь, кто артист!”

 Педали вертятся без ног –
 Витёк разгонами помог:
 – Велосипед, лети!
 Забыл в запале озорном,
 Что там, внизу, – пути...

 Трамвай! Наверно, в Божий час
 Поймал прохожий,
 Тем и спас...

 В пять лет кто что бы понимал?
 А Витька слёзы утирал
 И тряс меня, и целовал...
 И больше даже не дразнил,
 Он просто так со мной дружил...

 Из детства. В первом классе

 В первом классе всё у стенки
 Приходилось мне стоять:
 То чернильницу на Ленку
 Велит чёртик проливать,

 То толкнуть нечаянно Петьку,
 Чтоб рассыпал то, что нёс...
 За косичку дёрнуть Светку,
 Чтоб не задирала нос...

 А в итоге снова угол!
 Не пускают и домой,
 Пока лучшая подруга
 Маму не пришлёт за мной.

 В класс откроет мама двери,
 Так волшебно подмигнёт –
 Наша Лидия Сергеевна
 Вмиг прощение даёт!

 Побежим в кино порошей!
 Там буфет заждался нас –
 То бисквитное  пирожное
 Снилось мне по многу раз!

 Гаснет свет... И вот оказия:
 Два часа сидеть в тоске –
 Про любовь фильм... Фильм-фантазия,
 На заморском языке!

 Деревянные ступеньки

 Деревянные ступеньки,
 Двухэтажный наш барак...
 Здесь скрываюсь в переменку
 Я – зачинщица всех драк.

 Мимолетом замечаю
 Лучик солнца на стене,
 Радуюсь! Чему? Не знаю,
 Но скорей всего –  весне!

 Не догоните, мальчишки!
 И не ведаю я бед...
 В мамой скроенном пальтишке...
 Мне всего-то десять лет...

 Весенняя музыка

 У весны приметы:
 Счастья голос звонче,
 Песенное небо
 Цвета “колокольчик”!

 Музыке кларнета
 Где-то вторит флейта:
 Нежных нот букеты
 В ореоле света!

 Птичкой перелётной
 Вылетают звуки
 С мыслью залётной
 Встреч после разлуки.

 На ладонях сердца
 Ноты замирают,
 Нужно им согреться,
 Улыбнись – оттают!

 На одном дыханье
 Солнце в небе ловят,
 С музыкой свиданье
 Нам весной готовят!

 Крутится подъемный кран

 Крутится подъёмный кран,
 Как корабль на небе броский!
 Вьются флаги... Капитан
 Там, в кабине – “на подмостках”.

 Чтоб не завалился “нос”
 И под грузом не качаться –
 Рычаги страхуют трос:
 Крану – на ветрах держаться!

 Разворотом поворот...
 “Майна!” “Вира!” – вся недолга,
 А стрела, как пулемёт!
 Показалось... Ненадолго...

 Только вспомнилась та ночь,
 Где  по лесенке, по крану
 Забиралась чья-то дочь
 К звёздам... К неба океану...

 Возвращение

 Долго ждали с мамой брата.
 Телеграмма нам пришла:
 “Отслужил на флоте!” Дата
 Неразборчивой была.

 Мы не знали ни вагона,
 Ни прибытия числа –
 “Прописались” на перронах,
 ВСЕ встречали поезда!

 Дождались-таки мы срока,
 И в один погожий день
 В поезде из Владивостока
 Брат в фуражке набекрень!

 Ленты в бескозырке вьются,
 Чуб – шикарная волна,
 А глаза... Глаза смеются!
 И ручища как сильна!

 Он меня подбросит лихо,
 Улыбаясь, скажет так:
 “Ты, сестрёнка, не трусиха!
 Поезд, знаешь, ехал тихо –

 Через всю нашу страну...
 Дайте вас я обниму!”

 Облако привета

 На коммунальной кухне, в уголке,
 Уткнувшись в книгу, я стихи зубрила,
 А за окном всё в белой дымке плыло:
 Весна признания свои дарила,
 Заскромничав в невестиной фате...

 Вишнёвый сад в цветенье одичалом
 Не голову, а всю меня кружил,
 И мир огромный, словно небо, был,
 Меня, как мама, всю до капельки любил,
 Не кораблём казался, а причалом...

 И эти чувства юных чистых дней
 Весной спускаются на парашюте с неба,
 Окутывая облаком привета –
 Нежно-зелёного загадочного света,
 В котором жизнь становится  милей…

 Кастанаевская

 Кастанаевская! Наши
 С тобой рядышком дома.
 День рождения мой даже
 Ты не вспомнила сама!

 Рассмеялась я, конечно,
 Ты умчалась, как стрела:
 Скрученный кулёк прилежно
 Семечек мне принесла!

 Розочку ещё с газона…
 (Мама – сторож! Повезло,
 Что простить была готова
 Это маленькое зло).

 Наше лакомое блюдо
 Мы, как птички, поклюем...

 (И не надо нам посуды!)
 Хорошо мечтать вдвоем!

 Нам о тайнах океанов
 Очень хочется узнать,
 Об отважных капитанах
 О  подводных чудо-странах,
 И о доблести, о чести,
 И о том, что лучше вместе
 Что-то злое побеждать...

 Этот маленький кулёчек,
 Этот аленький цветок
 Принести б еще разочек
 Вместе с детством на порог...

 Сладких семечек пожарим,
 За столом все посидим
 И о том, что было с нами,
 Посмеемся, погрустим...

 В поле

 Поле потемнело, ветер дик и смел:
 Сгрёб нас, ребятишек, дальше полетел,
 Тучи взбаламутил – в гневе небеса
 Ах, какая страшная началась гроза!

 А подружка Валечка набожной была
 На колени плюхнулась, слёзно позвала:
 “Матка-Боска, родная, выручи, приди,
 Беду неминучую от нас отведи!”

 Волосы растрёпаны, сарафан в грязи
 И бормочут губоньки: “Господи, спаси!”
 Ну а я, беспечная, прыгаю, скачу:
 Мне не страшно, – весело! И я хохочу...

 Сколько лет промчалось – трудно сосчитать,
 Сколько раз казалось: в поле я опять,
 Небо грозовое и комок в груди:
 “Матерь Божья, милая, выручи, приди...”

 Школьная экскурсия

 Стреляет Петропавловская пушка...
 Так значит, полдень!
 Наш десятый класс –
 У каждого есть тайная подружка,
 Но все мы дружим и не напоказ –
 Здесь, в Ленинграде, на каникулах, ура!
 Пред ним снимите шляпу, господа!
 Исакий, Эрмитаж, мосты, замёрзшая вода...
 И что зима, так это не беда!
 Ты голову, попробуй, запрокинь:
 Адмиралтейский прямо в небо шпиль!
 А Петергоф: аллеи и покой...
 Замри и ты. Немножечко постой...
 Волнение уйми... Душа чья-то с тобой!
 Побродит, поглядит: заснеженные дали...
 “А вы совсем другими стали...”
 И подтолкнёт нас на спектакль поспешить:
 В Ленкоме представление дают
 Ах, Сирано, давнишний милый друг!
 Поэта раненное сердце там, в груди,
 Ему – восторг, любовь, поклон, мечты, цветы!
 ...Той благородной страсти пылкий след
 Протянется еще на много-много лет...

 Татьянин день с Пушкинской Татьяной

 Какая светлая за окнами зима!
 Татьянин день – январское рожденье!
 И вспомню пушкинскую – искренне, чиста –
 Поэта милого воображенье...

 Рукой – моею – письма шлет – Ему!
 Забьется сердце: “Можно ль признаваться?”
 Знакомый образ! Тёплую свечу
 Зажгу над книгой: дальше наслаждаться…


 Мы с тобою с первого класса

 Наиле Закировой (Смолиной)

 Мы с тобою с первого класса
 Сколько лет просидели рядком...
 Как терпела мои ты проказы?
 Я ведь в детстве была сорванцом!

 Терпеливо меня поджидала:
 Утром выскочу в школу бегом!
 Ты тогда уже твердо мечтала:
 Когда вырастешь, будешь врачом...

 Не косички, а толстые косы!
 Твой серьезный задумчивый взгляд,
 И ответ на любые вопросы
 Знаешь точно, а я – наугад!

 Наши первые девичьи грёзы,
 Первый, хрупкий, как лёд, идеал,
 Где любовь, там, конечно, и слёзы,
 Ветер времени их осушал…

 Жизнь потом нас с тобой разбросала:
 Семьи, дети – зигзаг на листке,
 Ну, а главное все же осталось:
 Верность давней заветной мечте.

 Словно не было нашей разлуки
 Столько зим, столько весен и лет…
 С твоей помощью славные внуки
 У меня появились на свет!

 Ты стоишь у истоков творенья,
 Дом-дворец с дружным криком: “У-а!”
 А сегодня  тебя: “С Днем рожденья!”
 Всегда помню, люблю до конца...


 Подруге детства

 Людмиле Моргачевой

 Глаза твои смешинками искрятся,
 И заразительный я слышу смех,
 Давно, мой друг, пора нам повидаться:
 Без наших встреч прошло немало лет...

 Там, за плечами, юности рассветы,
 Забыть такое нам с тобой нельзя,
 Мы в одинаковые платьица одеты,
 Их мама шила – радостей швея...

 Ты помнишь, электрички увозили
 Туда, где зелена  была трава,
 Мы в этом необъятном мире плыли,
 И всюду нам мерещилась весна...

 Так, в реку полноводную вливался
 Загадочный, заманчивый пейзаж,
 Он радугой над нами раскрывался
 И звёзды рассыпал, как верный паж...

 В прозрачной выси утопали грёзы
 И музыкой взлетали в небеса,
 Грустя, склоняли ветви к нам берёзы,
 И чудились их песен голоса...

 В тех песнях укрывали нас заботой
 И до поры от горя берегли
 Далёкие прекраснейшие годы,
 Сверкающие солнечные дни...

 Весело, вприпрыжку

 Весело, вприпрыжку,
 обгоняя солнце,
 день бежит по лужам
 раннею весной!
 Синим флагом реет,
 Птичью стаю кружит,
 Заставляя мчаться
 следом за собой!

 Птицам в нём –
 раздолье –
 бережно на руки
 их подхватит ветер,
 отнесёт домой –
 к милым тихим рощам,
 где ждёт хлеб и соль их,
 и так сладко пахнет,
 Родина, тобой!

 Небесный водовоз

 Небесный водовоз
 весною поливает землю...
 Зелёной ленте
 развиваться вслед за ним!
 Парить над тёплой
 нежной колыбелью,
 В которой каждый
 божьим помыслом любим...

 Года спешат,
 но вера остаётся:
 Рождаешься,
 чтобы  лететь на свет –
 Он есть и будет!
 Где-то с ним сольётся
 И твой, из детства,
 самолетик-след...

 Весна рисует

 Весна рисует кистью акварельной:
 Зелёный – дышит – на картине цвет!
 Разбавлен воздухом до нежности пастельной
 В ней дальний лист, стремящийся на свет.

 В цветущих клёнах – россыпью бутоны:
 Шумит-звенит там золотистый рай!
 В шартрезовых невидимых шифонах
 Взлетает  над землёю месяц май.

 И белым соком брызнула, нагнувшись,
 Черёмуха, умытая дождём,
 А ветвь вишневая, в тепле весны проснувшись,
 Вот-вот вскипит в цветении своём...

 Сиреневый салют

 Струями упругими –
 Струнами на арфе –
 Дождь берет аккорды
 В молодой листве,

 Она отзывается,
 И мелькает шарфик –
 Цвет весенней радости
 С ленточкой в косе...

 В капельках сиреневых,
 Вспыхнувший стожаром,
 Салютует в небо
 Под окошком куст,

 А в раскрытых кистях
 Нежным талисманом
 Нам на счастье – россыпь
 Пяти звёздных бус…

 Майская сирень

 Майская сирень –
 звёздные охапки!
 Помнишь, в этот день –
 – пароходы, парки...
 И прощальный вальс
 в скромном белом платье...
 Принимала жизнь
 нас в свои объятья...

 Будто на весу
 между двух Вселенных
 Бережно несу
 голубую ленту
 С розовой мечтой –
 той, что юность манит...
 Поделюсь с тобой
 верой: не обманет...

 Майская гроза

 Симфония дождя
 С раскатом дальним грома
 И эхо от литавр
 Небесного гонца,
 И кубок огневой
 Божественного слова,
 И брошенный нам круг –
 Дорога из кольца...

 После дождя

 Дождь умыл зелёненькие листья,
 В капельках – весёлый хоровод!
 Хитрым глазом солнышко лучится –
 На опушку леса нас зовёт.

 Там – неугомонный птичий щебет,
 Хлопоты весенние трудяг,
 И травинок мокрых нежный лепет
 Вспоминает передряги дня...

 Скромные цветочки отряхнули
 С сарафанов отраженье грёз,
 Потянувшись к солнцу, улыбнулись
 Ветвям, к ним склонившимся, берёз,

 И шмели вдруг загудели рядом –
 Ищут свой живительный нектар...
 Разливается волнующая радость –
 Принимать земли цветущей дар...

 Судьба играет с нами в кошки-мышки

 Судьба играет с нами в “кошки-мышки”:
 Не разгадать её грядущих глав!
 Но там, где бегают девчонки и мальчишки,
 Таится в омуте ребяческих забав...

 И подрастая, весь в сомненьях и азарте,
 Ловец неведомых, непознанных глубин
 Пойдёт, отыщет по видавшей виды карте
 Тот путь, который он пройдет совсем один...

 И продираясь через тернии желаний
 И паутину оплетающих лиан,
 Усталый, но как будто первозданный
 Туда придёт, где бьётся Океан...

 Ежики в тумане

 Я смотрю на небо своей памяти
 И с братом считаю звёзды
 Там, где шумит горная речка Лаба...
 И спрашиваю: “А что же такое любовь?” –
 Как будто это можно объяснить словами!
 “Любовь – самое прекрасное, что есть на свете,
 И ради чего стоит жить...” – отвечает мне брат,
 И мы продолжаем смотреть на звезды
 И слушать, как рядом шумит гордая горная речка Лаба...

 Я мечтаю о прекрасном

 Я мечтаю о прекрасном,
 Запредельном, ненапрасном!
 О полете, о кружении,
 Всё в движении, я - в движении!

 В ритме танца растворяюсь,
 Возвышаясь, каюсь, каюсь,
 На земле, как на Везувии,
 Но люблю жизнь до безумия!

 Самолета след заоблачный -
 Мой портрет почти законченный,
 Вихрем я себя рисую,
 Лишь добавь волну морскую.

 Через солнечные брызги
 И всегда - на грани риска
 Я живу и улетаю,
 Таю, таю, таю, таю!

 Ракеткой в небо

 Ракеткой в небо
 Подброшен мячик!
 Ударом в бубен
 Команда: вскачь нам!
 Мы в половодье весны,
 Как в пене,
 Пьянит, дурманит
 Её цветенье...