Баба Яга

Валерий Захаров 39
 

Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом! Сколько раз мы читали эту фразу в детских сказках, и она сопровождала нас всю  жизнь. Наши дети, затаив дыхание, слушали перед сном сказки, где всякая нечисть щекотала им нервы.  И что это за существо,  баба Яга? Откуда она взялась, кочуя из сказки в сказку, с успехом перебралась в 21 век, где чувствует себя весьма комфортно?
  В давние времена, когда на Руси уже было принято христианство, а язычество не сдавало свои позиции, все боги, божки, и окружавшая  их мелкотравчатая нечистая сила, вовсю правили бал. Излюбленное место нечисти  была деревня, поскольку в городах, вне природы,   им не было места.  И действительно, куда кинется, скажем, леший, если нет леса? Не идти же ему учётчиком в Леспромхоз!  И водяного не ждут в Горводоканале! 
Но вернёмся к Бабе Яге. В сказках  русского ученого - этнолога Афанасьева это вовсе не  смешная безобидная старуха, когда она летит в железной  ступе «деревья пригибаются, реки из берегов выходят, земля трясётся».  Да и сама избушка обнесена частоколом, на котором нанизаны черепа, и такие злыдни женского рода существовали у многих народов,   например, в  Японии  это   Ямауба, в  Литве  –   Лаума,  у тюркских народов Шамус –  баба, и т.д.  Как сказал украинский священник – «ни в одном мужике нет столько злобы, сколько в Евиных дщерях!». Да и сама библия прямо указывает на источник всех несчастий человечества – на женщину.
  Первые упоминания о бабе Яге восходят к 1588 году, описанные Джильсом Флетчером, где говорится, что основными рассказчиками были солдаты из Сибири.  Образ бабы Яги возник при посещении русскими  дикого Пермского края, где проживали вогулы и уйгуры, откуда  до похода Ермака в Сибирь    редко кто возвращался живым. У этих народов всё ценное, в первую очередь пищевые запасы, хранилось в лабазах,  крытых  сооружениях на двух столбах. Внутри его, для оберега, клали куклу, одетую в национальную одежду – ягу. Её задача была охранять доверенные  ценности от непрошеных гостей. Вот вам и избушка на курьих ножках с бабой Ягой! Однако существует ещё одна версия – по обычаям древних славян V – IX  веков  на курьих ножках – то есть окуренных дымом, ставили «избу смерти», т.е. хоронили покойника.
А как же выглядела Баба – Яга? Слово  «баба» на русском языке совсем не значит, что это обязательно старуха;  это собирательный образ женщины.  То есть Баба Яга могла быть женщиной средних лет, пожилой, только не девицей.  Однако этот образ в искусстве, на полотнах художника Билибина, в скульптурах, игрушках, театральных и киноперсонажах,  в музыке, да, да, и в музыке  тоже, например сюиты «Картинки с выставки» (избушка на курьих ножках)  Модеста Мусоргского, в произведениях композитора Лядова, и т.д  трактуется как нечёсаная, зловредная немытая старуха в лохмотьях. Вот как описывает облик ведьмы Анна и Серж Коллон в романе «Мятежница из Пуату». «…Еще одна зима, проведённая ею в  сырой пещере, способствовала превращению этого человеческого существа в нечто близкое  животному или даже растительному миру. Её туловище приняло вид искривлённого старого дерева, волосы походили на  лесные побеги или на паутину, а глаза напоминали глаза лисы в чаще леса». Довольно  впечатляюще.  А если русский, привычный образ осовременить, помыть, причесать, сменить лохмотья на приличную одежду, переселить из избушки в городские условия, догадываетесь, в кого она превратится? Ну, конечно, в старуху Шапокляк! Правда, в  ней уже не будет той силы, что в лесных дебрях, однако на  мелкие пакости она будет способна.   
  «Чую, русским духом пахнет!» То есть эта самая баба Яга могла даже по запаху отличить своего человека от чужого. Была ли она слепа? Этого никто не знает.   В сказках Афанасьева наша бабуся не раздавала направо и налево волшебные клубочки, оказывая помощь каждому встречному – поперечному, а занималась «лихими»  делами.  Нет такого преступления, которое она бы не совершала,  тут и людоедство,  и колдовство, и убийство,  и заговор, мошенничество, а такое преступление, как воровство, и за преступление то не считалось, впрочем, как и сейчас в России. Одной из справедливых версий является баба Яга в сказке «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но почему Баба – Яга –   костяная нога?  Наверное, потому, что она наполовину живая, наполовину – мёртвая.   И само посещение бабы Яги всякими молодцами да царевичами сопровождается ритуальными действиями: омыванием, подготовкой к смерти, но так как они  вооружены и агрессивны, наша бабуся не может с ними сладить, ей остается только оказывать таким гостям помощь и поддержку.
 Одним словом – баба Яга  –   страшное существо. Правильное представление о бабе Яге даёт чтение сказок, собранных исследователем Афанасьевым в их народном, первозданном варианте, и вряд ли такие сказки помогут детишкам спокойно заснуть. Взрослые же устроили себе развлечение в селе Кукобой Ярославской области, назначив 26 июня днём рождения Бабы Яги, чем восстановили против себя Русскую православную церковь.
И всё-таки во всей этой истории с Бабой Ягой кроется  какая-то недосказанность, такая живучесть персонажа зиждется на чём-то другом. Ведь Баба Яга – та же ведьма, а слово ведьма происходит от слова «ведать», то есть знать (знать не знаю, ведать не ведаю). Но представьте  такую историю: на окраине села, почти у самой опушки леса, жила была…одинокая женщина. Как говорят, не сложилось, такое в жизни случается.     Женщины эти  в то время на Руси сами по себе представляли нечто необычное, общество всеми силами старалось найти в них изъян; мало того, обладая наблюдательностью, сметливостью, знаниями о природе вещей, занимаясь лечением травами, и тому подобными вещами, недолго было прослыть такой ведьмой.
 Если она ворожбой  может помочь хромой скотине, или вылечить травами заболевшего, то можно полагать, что таким же образом она может и навредить.  У людей появляется опаска, однако надобность в подобных знахарях велика, поэтому народ крадучись посещает ведунью. Однако, потихоньку – полегоньку, исподволь,  выжили знахарку из деревни,  и одинокая, немолодая женщина, волею судеб вынуждена жить в лесной трущобе. Кто поставил  эту избушку? Может, это брошенная избушка лесника, или разбойников? Никто не знает! Как она вела хозяйство, ведь чем-то надо было кормиться? Ну, летом грибы, ягоды, то, да сё, а как зима придёт?  Куда двигать по глубоким сугробам да по трескучим морозам? А воды наносить, а дров напилить, нарубить, наколоть, в поленницу  сложить, сена для скотины наготовить, избу законопатить, печку переложить, изгородь подлатать, крышу поправить? Каково это одной женщине? Тимуровцев-то  тогда не было! Да и одеться надо во что-то,  зимой холода в России будь – будь! 
Ну, а как заболеет, кто придёт ей на помощь? Как известно, ведуньи да ворожеи сами себя лечить не могли, не было у них такой силы!  А главное – одиночество! Не с кем словом перемолвиться,  похвалить, пожалеть, побранить, кроме кота! Будь я художник, я бы написал   Бабу Ягу как  одинокую, несчастную женщину, сидящую в полумраке,  и с тоской глядящую  в маленькое оконце, туда, где  за вершины древних сосен садится закатное солнце. Из-под старого платка выбилась прядь седеющих волос,  натруженные тяжёлой работой руки, горестные складки у рта, ветхая одежонка, убогая утварь, в запавших, когда-то прекрасных глазах поселилась тоска….         Никто не постучит к ней в дверь, не спросит о её здоровье, не принесёт гостинца, не пригласит в гости, а придет смертный час, и глаза  закрыть будет некому. Страшно! Что- то подобное было описано русским писателем Иваном Куприным  в повести «Олеся», да ведь там были две женщины, а тут – одна! И какие же мытарства устраивали  «добрые» люди этим несчастным горемыкам!
А ведь Баба Яга была  сердобольной  женщиной, у неё нашли приют и филин, подобранный ей птенцом с переломанным крылом,  и волк, подобранный щенком, осиротевшим после смерти матери – волчицы, убитой охотниками, и кот, выброшенный хозяевами на улицу.  Так что образ Бабы Яги можно представить и  так, и эдак,   везде найдётся доля истины, и пусть решает читатель,  что ему кажется  правдивей и ближе.
А вообще, все герои русских сказок: Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, Баба Яга  –   являются яркими представителями языческой славянской культуры, каждый образ по своему интересен, и полезен тем, что, исследуя его, любознательный читатель невольно изучает  историю и культуру, и, главное, нрав своего народа. И через сто лет ваши праправнуки будут рассказывать своим детям: «…Вот идет он по густому лесу, и видит избушку на курьих ножках.  Избушка – избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!» И всё так же, раскрыв свои любопытные глазенки, ребятишки, затаив дыхание, будут слушать прекрасные русские сказки!