Пара слов о Свободе

Игорь Ко Орлов
"Лучше быть сытым, чем голодным.
Лучше жить в мире, чем злобЕ.
Лучше быть нужным, чем свободным.
Это я знаю по себе"
А.Иващенко и Г.Васильев

Свобода важна там, где есть принуждение и давление, которые уводят конкретного человека со своего пути, от своих благ, своего призвания.

В этом смысле - свобода - наиболее продуктивна. Она противостоит принуждению.

Мешают ей страхи, вынужденность и зависимость. Против них и выступает свобода.

Не очень люблю говорить про свободу, равенство и братство. Пока человеческая природа несовершенна этот лозунг кажется больше лозунгом, чем отражением реальности.

Но скорее, более реалистично - о миротворчестве. О том, как находить мир, договариваться о мире с другими людьми. Если бы была реальная свобода, не было бы конкуренции, борьбы, интриг. Где-то мы пересекаемся в схожих благах. Свобода выбора - пересекаться мирно, а не зло. Договариваться о мире и соблюдать его. Да, такая свобода продуктивна. И возможна. Любая война и борьба завершается не столько победой, но перемирием. Договариваемся! Благо, что так.

Не очень люблю говорить про свободу и ответственность.

Ответственность есть независимо от свободы, при принятии любого решения. А через решения проходит вся наша жизнь. Правильней говорить о решительности и ответственности. Принял решение, значит продумал и отвечаешь. Или принял с рисками и обозначил их. Есть ли здесь свобода не принимать решения, когда необходимость в них есть?

Не очень люблю говорить о свободе от чего-то и для чего-то. Свобода от вынужденности для того, чтобы делать то, что ты понимаешь и в чем компетентен, что любишь и умеешь.

Свобода - отсутствие обязательств?

Но в каком, интересно, случае?

Я знаю людей, которые занимаются так называемой любовью без обязательств. Они не женаты, не нарушают семейный кодекс, но совершают это для своего удовольствия. Пообщавшись с ними, заметил, что они берут на себя обязательства - сделать приятное друг другу, не нанести вред. Там может быть правильно сказать: свобода без нежелательных последствий? Я бы сделал такой вывод.

Свобода - начало, основа. Свобода как не вынужденность и не обман.

Более значимо, на мой взгляд, - продолжение свободы. Фундаментом чего является свобода? Что является продолжением свободы? Что следует за ней?

Ответ, который понял и воплощаю в жизни - правильная и направленная занятость. Свобода быть правильно плодотворно занятым. По-английски сказал бы так: свобода как to be productively busy (быть плодотворно занятым).

Как пример.

Смотрю на свое расписание активности:
Подъем в 6 утра, зарядка, молитва
Перемещение на встречи.
График встреч, график мероприятий. Все важные и высоко приоритетные. Клиентов много и каждый из них приоритетен.
И так до самого вечера.
А вечером - дела в семье.
Успеть надо многое за день. И тогда ночью понимание того, что жизнь не  бежит зря, она наполнена и полезна, направлена. Тогда и сон "мирен и безмятежен", будто заслужен. Когда не так - думы, сомнения, бессоница.

О свободе ли я думаю?

Нет, формируя этот или другой график занятости, я (и многие другие мои знакомые) думаю о том, чтобы все в нем имело свой благой плод - полезный результат в выбранном направлении. Каждое действие имеет свой плод, плодотворно. И я думаю и действую так, чтобы успеть и сделать все с полезными результатами или создать их перспективу.

Вечером, перед вечерней молитвой, провожу краткий итог дня - все ли успел, все ли было плодотворно. И возможно, где-то могу и вспомнить про свободу - не вынуждали ли меня люди и обстоятельства принять какое-то решение, совершить какой-то поступок, который я не хотел совершать.

Вот, возможно, где свобода!

Увидеть, где поступаю вынужденно, где обстоятельства выше меня. Да, так бывает. Молю о свободе в будущем и нахожу ее. В других обстоятельствах.

Мне, многим людям с кем я общаюсь, гораздо важнее это второе, идущее уже за свободой - занятость. Быть правильно занятым, чтобы успевать, чтобы эта занятость не была пустой и вынужденной, но плодотворной и перспективной. Чтобы эта занятость была от души и по душе, с любовью, миром и добром.

Как бы сказал в целом о свободе?

Свобода, чтобы быть правильно занятым, быть нужным, быть востребованным, заниматься тем, в чем от меня наибольшая польза и мне в радость, так как отголоском в душе.
Свобода дружить, любить и общаться с теми людьми, с кем приятно, "медово - сладко" без лести, интересно общаться.
Свобода в том, чтобы испытывая милость и сочувствие к конкретному человеку, помочь ему в меру сил. Свободно, с душой, не вынужденно и не навязано.

Вот такую свободу - да, люблю!
Вот такую свободу -да, воспеваю!
Вот такой свободой - да, живу!