Глава 77. Подсобное хозяйство в Лехтуси

Иван Григорьев
Вызывает меня в свой кабинет начальник автобазы Левин.
- Григорьич, как здоровье?
- Не плохо, Абрам Маркович!
- Тогда вот тебе задание. Бери пикап, поезжай через Токсово в Лехтуси. Познакомишься с директором подсобного хозяйства и спроси сколько у него в коров, сколько лошадей. Да порадуй его! Будет на днях получен маленький трактор Фордзон-Кировский. Для полного отчета пусть приедет сюда.

Погрузив кое-что в пикап, я поехал по назначению. Погода была сухая. Давно миновала пора сенокоса, но грозы еще по весеннему гремели, а дождь оставил лужи на дорогах. Приехав в Лехтуси, я скоро нашел директора т. Огурцова. Он был дома и готовился обедать.
- Товарищ Огурцов, здравствуйте! Будем знакомы. Я - Григорьев. Работаю на автобазе начальником ПСО, мастером паросилового цеха. Разрешите? Как вас звать-величать?
- Семен Федорович. Давайте со мной обедать? У меня есть соленая капуста и отварная картошка.
- Семен Федорович, я с большим удовольствием поем горячей картошечки с капусткой. Ведь это в Ленинграде большая редкость!

Мы втроём уселись за стол. Хозяин достал небольшой чугунок с картошкой и в тарелку положил желтовато-белую шинкованную капусту, сдобрил ее растительным маслом. Запах так раздражал аппетит, что, казалось, съел бы все один... Мы вначале ели молча. Семен все подбавлял капусты и приговаривал:
- Ешьте, не стесняйтесь! Я, между прочим, люблю поесть.
- Кто-то откажется из городских от такого продукта! Его и в мирное время люди едят с удовольствием. - сказал я ему. Выйдя из-за стола, я спросил Огурцова:
- Семен Федорович, начальник велел спросить сколько у вас уже коров и лошадей?
- Коров насобирали двенадцать, а лошадей пока три и один жеребенок.
- Кто же за ними ухаживает?
- Одна местная из Матоксы, молодая, здоровая. Другая приехала из города. У нее ребенок, девочка маленькая, второй годик. Звать ее - Лена Кюпар. 32 года.
- Это не сестра ли шофера Кати Кюпар?
- Да, она упоминала, что есть сестра, работает на автобазе Военторга.
- Я Катю знаю. Она ездит на фургоне и развозит на передовые разные канцтовары и почту солдатам.
- Вы, Федорыч, уже обеспечены инвентарем?
- Да, есть кое-что. Начали пахать под озимую рожь. В начале мая посеяли, посадили часть овощей. Хотите покажу хозяйство?
- Спасибо! Мне надо заехать на озеро...

Шофер мой за обедом и после не обменялся с хозяином ни одним словом. В пути я спросил его об этом.
- Товарищ Виноградов, что вы такой неразговорчивый? Ездили в Перкярви - не слышал ни слова, и сегодня всё молчишь и молчишь.
- Иван Григорьич, у меня большое горе, которое стараюсь пережить молча.
- В чем заключается твоё горе?
- Я - белорус из-под Могилева. Немцы уничтожили наше село. Людей заживо сожгли в большом доме. Я всё это видел. Спрятался в пустом колодце. Двое суток я ревел, потом дал клятву: "мстить гадам!". Примерно через месяц был ранен под Тосно. После выздоровления меня направили в автобазу Военторга. Вот теперь живу здесь, но горе и люди стоят перед глазами.
- Сколько же было твоих родных?
- Отец, Мать, два братишка-школьника и одна сестренка.
- Ты еще не был женат?
- Да, не успел еще. А девушку, которая у меня была в нашем селе угнали в Германию еще раньше.

Доехав до Лемболовского озера, мы скоренько погрузили в пикап рыбу и поехали скорее домой, чтобы успеть вернуться к ночи. Дома я получил нерадостное письмо. На квартире в Шадринске случился пожар. Сгорели все наши вещи, которые вывезли из Ленинграда, надеясь уберечь от бомбёжек и обстрелов. Маруся и люди смогли спасти кое-какие тряпки, оставшиеся от мануфактуры. Одежда и обувь осталась только та, что была одета. А получилось вот что. Валечка, оставленная дома, решила перенести зажженную керосиновую лампу-коптилку на другое место, да обожглась и уронила ее. Керосин на полу загорелся и все деревянное в доме. Валечка перепуганная выбежала из дома. Когда прибежали взрослые, было уже поздно. Воды поблизости не было. Дело было зимнее. Нашлись добрые люди, пустили жить мою семью в свою баньку.

Фото. Это я перед войной в 1940 году.
Фото. Это я в блокаде 1941-1943 г.
Стихотворение. "Непобедимый город".
Стихотворение. "26 лет Октября".

В Военторге узнали, что у автобазовцев есть подсобное хозяйство. По нашему почину все отделения, получив пригородную землю, стали активно и коллективно ездить на ее обработку. Как у нас, так и в управлении, чтобы поехать на воздух, из желающих создавались очереди, а это сказалось на урожае овощей и добавке к рациону. Наша автобаза получала часть продуктов в столовую, где люди несемейные брали продукты в готовом виде. От пайка и добавочных продуктов все работающие стали веселее и заметно поправлялись, как и я.