Руководители школьных групп

Анатолий Емельяшин
                Из сборника «Туристские походы со школьниками.
                На фото группа "Чкаловец". Руководитель - методист по туризму Дома Пионеров Л.В.Емельяшина (вторая справа).
 
    Почему многие школьные турорганизаторы после трёх – четырёх лыжных вылазок в лес считают возможным вести ребят в многодневный поход?  Неподготовленные группы встречаются мне каждые весенние каникулы. У руководителя порой и опыта нет, сложностей не представляет, если и бывал в походе, то только участником в группе взрослых. Но тянет, тянет за собой доверившихся ему малышей. Испытываешь боль за ребят и злость на самонадеянного  руководителя.

    Я уже не говорю о снаряжении. Известно, в школах и детских клубах хорошего снаряжения нет. Но что мешает реконструировать имеющееся, изготовить совместно с родителями самодельное, проконсультироваться по лучшим образцам с грамотными туристами? Мне кажется, причиной всему безответственность. Зачем тогда заниматься этим делом, зачем рисковать здоровьем детей? Ответа не нахожу.
    Если хочешь доказать, что ты «не хуже других», хочешь самоутвердиться – иди в поход с такими же как сам, собирай толпу единомышленников. «Не боги горшки обжигают!» Да, не боги, но – думающие люди! Незачем приобретать опыт «методом тыка» – опыт спортивных походов уже накоплен и обобщён тысячами, десятками, сотнями тысяч путешественников.
    Каких только горе-руководителей я не встречал за годы занятий школьным туризмом!?

    Вот на склоне Жёлтой сопки пристраивается на ночёвку группа восьмиклассников из Ленинского района. У них «холодная ночёвка». На тощем настиле лапника устанавливают обычную палатку – памирку. Печки нет, да её и не подвесишь в такой палатке. Спать собираются в обычных ватных спальных мешках. Костерок провалился в яму, дров нет. Как их собрать в густом мелколесье, если глубина снега более полутора метров? Собирали дрова, проваливаясь в сугробы, естественно, все вымокли. А обсушиться, согреться нечем – дров мало, да и кострище утонуло в снегу. Что ожидало их ночью, при морозе хотя бы минус пятнадцать?
     Уговариваю руководителя – парня лет двадцати спускаться в Сольву, ночевать в избе. Упёрся: у него по плану похода сегодня холодная ночёвка. Не хочет понять, что холодная ночёвка и замерзание в тайге – не одно и то же.  Какие теоретики лыжного туризма внушили ему такую дурь? Моих доводов не слышит. Или не хочет признаваться в своей неправоте. Не авторитет для него и мои полномочия члена КСС. Только угроза мордобоя заставила его поднять группу и вести ребят к избам.

    У реки М. Поймары стоит группа из Качканара.  Паренёк, работая у костра, разрубил ногу топором. Прорубил резиновый сапог. Почему сапог, а не валенок? Почему дежурный в резиновых сапогах? Толстый валенок ослабил бы удар.
«Валенки у костра намокают» – объясняет мне белокурая педагог. Что существуют резиновые чуни на валенки – для неё открытие. А ведь чуни на валенки любители подлёдного лова изобрели, пожалуй, сто лет назад. Хорошо, рана оказалась не столь серьёзной – лезвие не задело кость. Обработали антисептиком, забинтовали. Группа пошла назад, в населёнку. Пострадавшего вывезли на волокуше.
 
    А группа из Горного Щита, взявшая в лыжный поход картофель по ведру на участника? На первом же переходе они его выбросили и вернулись назад. Ребят сломала тяжесть рюкзаков. У кого консультировался педагог, составляя походный рацион? Да, нет хороших продуктов, их достаём «по блату». Но крупы-то есть!

    Вот ещё случай, о котором я писал в газете «НА СМЕНУ». Два крепких мужика повели в многодневку на Денежкин группу пятиклашек. В Сольве поселились в избе Митрофана Хозяинова, взломав замок. Уже только за это их надо бы гнать из туризма.
    На восхождение вышли поздно и на обратном пути решили «срезать». Сунулись на склон цирка Б.Шегультана. На насте один из малышей сорвался. Остановил его, ценой перелома лодыжки, торчащий камень. Повезло: падать вниз предстояло несколько сот метров. На носилках из лыж принесли ребёнка в Сольву только к утру. Обездвиженный,  он ещё и ноги поморозил. Этим дядям кто-нибудь объяснял, что такое настовый склон? Страховка и самостраховка? Я уже не говорю об этике: вломиться в чужую избу!

    В Сольве на совместный переход через Денежкин напросилась группа девятиклассников из школы Железнодорожного района. Этот сложный «троечный» элемент – траверс гольца – был предусмотрен  их планом похода первой категории, утверждён МКК ОблСЮТур.  Я не возражал, хотя их экипировка и вызывала у меня сомнения. Обычные прогулочные лыжи, фонарики на лыжных ботинках, телогрейки, рюкзаки-колобки – явно не асы лыжного туризма. Куда смотрели выпускающие?
    Зато гонора у руководителя с избытком: её группа сильнейшая в районе, а может и в городе. Предупредил, что задерживаться из-за них не будем, пусть поспевают. Те в ответ захихикали: им не внушала доверия наша разновозрастная группа. А у меня в группе был десятитилетний Митька, чуть постарше его Таня Бетехтина, да и вторая Татьяна в свои 15 лет выглядела не старше. Но у этих малышей было уже по несколько сложных лыжных походов.
    Разница в классе выявилась уже на подъёме на Жёлтую сопку. Наша «малышня», как обычно идущая впереди, взвинтила такой темп, что старшим пришлось попотеть, а железнодорожники отстали ещё в середине подъёма. Долго их ожидали на гребне увала. Окончательно мы потеряли эту группу на спуске в долину реки Супрей. Наши ребята на широких лыжах спускались значительно быстрее, применяя «туристский слалом»; заночевали мы уже вблизи избы на Тальничной и к обеду были в Черёмухово.  Как я узнал позже, отставшие первую ночёвку вынуждены были провести на Супрее, вторую, уже без продуктов – на подходе к Сосьве и  затратили на переход три полноценных дня. И это по пробитой нами лыжне.

    За все годы работы в школьном туризме я так и не понял мотивы поведения таких руководителей. Что они искали в сложных походах с детьми?  Укрепления авторитета среди подростков? Показ собственного опыта? Тогда обучайте, передавайте опыт, если он есть, но не ставьте детей на грань их физических возможностей. Не играйтесь преодолением непосильных задач.

    Но были и другие мотивы у руководителей. Об этих мотивах я узнавал или от приятелей из КСС или обнаруживал сам, возглавляя маршрутную комиссию Дворца пионеров. Эти мотивы вызывали только брезгливость и отторжение от каких-либо общений с этими «школьными работниками».
    Есть категория людей, идущая по жизни с девизом: «А что я от этого могу иметь?» Иногда они встречаются и в системе НарОбраза. Они могут и из турпоходов извлекать материальные блага. Особенно имея богатых шефов.  Умудряются получать двойные дотации на поход, обычные от РайОНО и дополнительно от шефов, а вместо похода отсиживаются в таёжных избушках или совершают экскурсионные поездки в дальние края, заявляя спортивные походы.

    Да что я о них? Большинство руководителей школьного туризма всё же люди увлеченные и ответственные.
 
                Из походных дневников 1981 – 1991гг.