Чудо по имени творчество

Татьяна Серотенко
«Странности… Нет никаких странностей.
Есть просто неровности.
Внешние свидетельства непостижимой тектонической
деятельности в глубинах человеческой натуры».
(Стругатские «Попытка к бегству»).

Душа наша – целый мир. Внутри каждого из нас сокрыта мини-вселенная. А вселенная по определению не может быть прилизанно гладенькой.
Именно душевные шероховатости создают неповторимый рельеф личности, позволяя нам иметь собственное творческое видение. Творческий потенциал, как отголосок Божественного, творческое наследие Бога-Творца  – в разных степенях и сферах – присущ каждому. Так что нет ничего удивительного, что все мы такие сложные и шероховатые в своей творческой индивидуальности:) 

Но это так, лирическое отступление. А поговорить мне хотелось, собственно, о самом феномене творчества. Из чего складывается творческий процесс? От чего он зависит?

Кэтрин Найт, солистка «Blackmore's Night», в одном из интервью назвала свою команду Blackmorizing machine, то есть своеобразной творческой «машиной», перерабатывающей события реальной жизни и народные напевов Средневековья и в результате выдающей самобытное новое свежее. На радость поклонникам этой фолк-роковой группы.
 
Наверное, нечто подобное происходило в душе Курта Кобейна, солиста «Nirvana», когда он созерцал неторопливые движения домашней черепахи, а потом писал свои душераздирающие тексты. Или в душе Джеймса Хэтфилда, фронтмэна «Metallica», который, отдыхая после концерта в гостинице и перебирая гитарные аккорды, сочинил мою любимую «Nothing Else Matters».

Леонардо Да Винчи, гениальный скульптур Возрождения, говорил: шедевр уже живет в куске мрамора, надо только убрать все лишнее. Но ведь прежде надо увидеть, где лишнее, а где шедевр!

Уолт Дисней увидел свой знаменитый Диснейленд, сидя на лавочке посреди большой пустоши. Строительство Парка завершилось уже после смерти его основателя. Некто, соболезнуя супруге Диснея, сказал: «Как жаль, что Уолт не увидел этого при жизни», на что та ответила: «Он увидел это раньше всех нас».

Менделеев, творя свою периодическую таблицу, много размышлял, анализировал и сопоставлял. Однако законченный вариант получился не в состоянии бодрствования, а во сне. Говорят, что к Стивену Кингу многие сюжеты его будущих книг приходили в виде снов-кошмаров, и он не находил покоя, пока не переносил их на бумагу.

У Михаила Веллера есть любопытный тезис: есть бытие-внутри-нас и бытие-вне-нас. Все, происходящее с нами, случается во внешнем мире. Но то, как мы это воспринимаем, проистекает из мира внутреннего. Мы что-то увидели, услышали, испытали в бытие-вне-нас, и какой-то кусочек этой внешней реальности послужил катализатором для творческих процессов в реальности внутренней.

В связи с этим мне близка идея Кэтрин Найт о сокрытом в нас творческом механизме (поскольку неоднократно испытывала его действие на собственной шкуре).

Иногда он срабатывает помимо воли. Приходит образ или фраза, и ты понимаешь: надо писать. Так, Клайв Льюис увидел картинку фавна в красном шарфе в долине фонарного столба, и родилась - Нарния.
А порой, по меткому замечанию Ницше, нужен «хаос в душе», чтобы «родилась танцующая звезда».
Разумеется, «запись боли в одном пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в другом». Но зачастую в трудные периоды жизни именно творчество, как ничто иное, помогает преодолеть наваливающуюся извне тяжесть и вернуть нас в состояние гармонии.

Принцип «негатив + креатив = позитив» работает безотказно.

Клёвых идей и упорства в их достижении!