О Труде

Герман Абрамов
Прежде, чем начать рассмотрение вопрос «Труда», необходимо читателю спросить себя лично: задавал ли он себе вопрос — что такое «Труд»? Существует ли в его собственном понимании место подобной категории? Вполне возможно, что в сознании читателя имеется, лишь слово «Труд». Чаще всего, достаточно внятного суждения о подобной деятельности человека, у людей, с которыми я сталкивался, не существует.  Очень трудно определить, например, почему в средствах массовой информации, и в интернет, практически не рассматривается вопрос «Труда». Связано это с тем, что индивидуально для каждого, не имеет «ценности» подобный вопрос? Либо, эта ценность уничтожается целенаправленно? У большинства людей, возникает новая категория, которая замещает понятие труда. Эта категория — работа. Человек не осознает труд, как высшую деятельность живого существа, и переходит к «отправлению естественных надобностей» в виде работы.

Но работа, как место, в котором необходимо находится, совершая, некоторые действия, есть понятие социальное. Что это значит? Это значит, что на работе, человек, чаще всего не занят трудом, а занят определением того, что он готов выполнять, а что должен выполнять другой. Имеется тенденция каждого к снятию с себя, как можно большего количества ответственности и действий, и при этом, занять то место, которое даст ему наибольшую прибыль в денежном эквиваленте. Но все это имеет к «Труду», лишь отдаленное отношение. Работа чаще всего, раздражает человека. Очень мало людей, которые находятся «на своем месте». Удивительное дело: большинство занимает не свое место, но занять свое, ни кто не желает.

Наблюдается в деятельности сообщества людей, не направленная деятельность, выраженная в труде, а своеобразная «дележка» положений и доходов. Конечно, это связано с уровнем мышления общества. Эффективность этого общества тем ниже, чем ниже уровень системы ценностей. Но одной из высших ценностей человеческого существа является «Труд». Именно благодаря «Труду», человеческое существо, отделилось от мира животных. Но в настоящей действительности, понятие «Труда», идентифицируется, как негативное. Взращивается ценность некой «индивидуальности», удовольствия, роскоши, «кайфа». Все это обязательно ведет к определенного рода изменениям человека, как существа, изменению его сознания (мышления). Но каков процент тех людей, которые отдают себе отчет в том, что изменения имеют два направления: эволюционные (позитивные) и инволюционные (деструктивные). Когда человек, благодаря «Труду», отделился от животного мира, он следовал эволюционным принципам развития. Но сейчас наблюдается обратный процесс. Огромное количество людей, уже можно идентифицировать с животными. И это связано с их неспособностью осознано «Трудиться». Не надо думать, что инволюция заканчивается на уровне животного. Она способна продолжаться до уровня «Зверя». Зверь, это не животное. Зверь, отличается от животного, так же, как животное от человека. Но уже сейчас, мы сталкиваемся с людьми-зверями. В первую очередь, это конечно, разнообразные экстремисты, фанатики, криминальные элементы. Не важно на какой социальной лестнице они находятся.

Итак, я надеюсь, что читатель, хотя бы почувствовал, что «Труд», это не просто слово. Далее я постараюсь рассмотреть эту категорию уже в ином качестве. В качестве вида высшей нервной деятельности человека. Вполне возможно, что некоторые читатели откроют для себя много нового, но в то же время, прошу тех читателей, которые, имеют «Мнения», высказывать их только после того, как самостоятельно хорошенько «Потрудятся» в некоторой сфере. Я воспринимаю, лишь только собственный опыт человека. Любые ссылки, на «Авторитеты», мною не воспринимаются в принципе. Особенно, когда пытаются приводить в пример какого нибудь Карла Маркса. Карл Маркс, о труде, как таковом, уж точно мало что знал: он был теоретиком и имел цель. Труд как таковой, цели не имеет: это процесс. Вот этот процесс, в виде действий человека, и работы его сознания, я и буду рассматривать далее.
ТРУД

Прежде всего, необходимо отметить, что человек это целостное явление. Человек обладает телом, чувствами (тактильные ощущения, слух, зрение, обоняние, осязание), мышлением (логика, чувства, осознанием реальности), и средой обитания (мир, который его окружает). В современной реальности, учеными, социологами, политиками, средствами массовой информации, внедряются идеи «разделенности». Есть направленности в приоритете тела (еда, комфорт, секс), в приоритете чувств (музыка, экстрим, разнообразные зрелища), в приоритете мышления (бизнес — есть бизнес, прибыль, карьера). Все это разрушает в сознании человека ощущение его целостности. Именно целостность индивидуума является основой для гармоничного, эффективного процесса «Труда».

Для того, чтобы глубже понимать процесс «Труда», необходимо обратить внимание на основу, благодаря которой, человек, как существо возник, и имеет возможность существовать. Эта основа — Природа. Если мы, рассмотрим внимательно мир природы, то убедимся в том, что жизнь возможна только в процессе «Труда». То что не трудится, то умирает, и переходит в категорию не живого. Процесс «Труда» является инструментом развития жизни. Живое от не живого отличается тем, что жизнь, используя не живое, как материал, осуществляет процесс развития форм, и это осуществляется через «Труд». Что такое «живое» и «не живое» я рассматривал в своей работе «живое – не живое». Именно по этому, каждому живому существу дается «потенциал», этот потенциал для «Труда». Когда потенциал исчерпан, живой организм умирает. Но в то же время, если живой организм, не осуществляет процесс «Труда», реальность (среда), сразу уничтожает его, как не соответствующий своему назначению элемент.

Человек является живым организмом прежде всего, а Человеком он становится лишь в процессе своего развития. Причем, человеком становится каждый индивидуально, после появления на этом свете. Если человеческого детеныша поместить после рождения к свиньям, к примеру, то он Человеком никогда не станет, а станет свиньей. То есть, для того, чтобы Человек стал Человеком, необходим определенный «Труд». Именно определенный. Но если, человек, осуществляет «Труд» лишь на уровне сознания свиньи (обезьяны, шакала, рептилии и так далее), то в итоге и получается свинья, но в более «продвинутом» качестве. Если же мы возьмем животный мир, то тот эксперимент с подкладыванием младенца, не работает. То есть, если мы подложим свиньям щенка, то конечно свиньи вскормят собаку, и эта собака будет лояльна к свиньям, но сама свиньей не станет, а станет собакой. Все это говорит о том, насколько «определенное» положение досталось Человеку в природе. Человек является самой «гибкой» формой живого существа в природе. Именно по этому, используя определенный «Труд» Человек способен постоянно совершенствовать свое мышление, в отличии от животных, которые в определенном смысле, конечны в возможностях развития в пределах одной жизни. Но в то же время, мы постоянно наблюдаем домашних животных, которые «очеловечиваются», живя рядом с нами. Это то же связано с «Трудом», который отличен от того, которым они занимались бы в природе.

Но для чего же «Труд» нужен в принципе? Какова основа его необходимости? Этой основой является Познание мира: получение и накопление опыта. Только через получение и накопление опыта мышление живого существа развивается. Развивая свое мышление, живое существо способно совершенствовать свои навыки, выраженные в действиях. Чем совершеннее навыки, тем более благоприятные условия, способно формировать живое существо в той среде, в которой оно обитает. Мышление и действие абсолютно взаимосвязанны, а «Труд» является тем инструментом, который формирует оба этих качества. «Труд» является стержнем, основой, а движущей силой является принцип развития живого. Но в реальном мире, среде, основой их изменения, являются реальные действия: физические действия. Вопрос в качестве этих действий. Каково качество «Труда», таково качество действий, и в следствии формирование среды. Среда может формироваться в благоприятную сторону, но может и в сторону ухудшения своего качества. Это зависит от качества «Труда», который осуществляется живыми существами в этой среде.

Далее я продолжу более «съедобным» языком. Дело в том, что и осмысление, это то же труд. В последнее время, огромное количество людей, даже не способно «трудиться» в том, чтобы удержать нить размышлений. Необходимо упрощать язык, иногда до примитивных, сленговых выражений. По этому, я перейду от концептуального, к житейскому.

Многие простые люди, а в особенности ученые, поражаются фактом существования древних сооружений. Например египетскими пирамидами. Современный человек, уже не может представить, что такое настоящий физический «Труд». Существование подобных сооружений приписывается уже не человеку, а неким инопланетным существам, или как минимум технологиям. То есть, в определенном смысле, современный человек, не верит в то, какими способностями обладал человек древний. То же самое наблюдается и в сфере живописи, музыки и скульптуры. Пропагандируется , так называемое, современное искусство, обозначая его, как развитие. На самом деле, современное искусство показывает очень наглядно упадок качества «Труда». Вполне возможно, что количество растет, но и это не факт.

Продолжу далее на примере, который проще понять. Это пример живописи, к примеру ренессанса. Яркими представителями являются Леонардо да Винчи, Микеланджело.  Не зря эту эпоху понимают, как основу искусства. Дело в том, что создание произведений, подобных тем, что создавались в ту эпоху, возможно лишь при полном взаимодействии человеческого мышления, чувств и действий. Только совершая глубоко осознанный процесс «Труда» это возможно. Человек прежде всего трудится в вырабатывания навыка, и совершенствования взаимодействия со своим телом. Человек трудится в своем мышлении в исследовании реального мира: свет, тень, форма, анатомия, перспектива и так далее. Человек трудится в развитии своего сознания: осмысление места человека в мире и значения мира для человека. Все это непрерывный труд, который в современном понимании является несущественным, избыточным. Именно потому, что следующие поколения художников, в некотором смысле «мельчали», становились более ленивыми, вели деятельность по упразднению, принижению тех вершин мастерства, которые были обозначены древними мастерами. Вершиной упразднения стал черный квадрат Малевича. Он, по моему мнению, не определил конец классического искусства, а объявил своей работой то, что Человек больше не желает «Трудиться» в полноценном смысле, а желает лишь проявлять свою «Индивидуальность». Что реальность уже не имеет значения, а имеет значение условность. Но что, как не искусство показывает внутренние состояние человечества? Каково современное искусство? Это сплошной примитивизм, урбанизация, кич, галюцинагенность, хай-тек. Вершины ренессанса уже недостижимы. Недостижимы не потому, что человек не способен создавать подобные произведения, а невозможен потому, что человек не желает «Трудиться» с такой же самоотдачей, как когда то был способен.

Далее другой пример, который многим будет более понятен. Это пример с Египетскими пирамидами. Подобные сооружения создавались не одним человеком, а огромным сообществом. Я считаю пагубным то мнение, которое говорит о принуждении массы людей для строительства подобных сооружений. Принуждением подобное создать невозможно. Создать подобное возможно только тогда, когда масса людей осознает то, что совместный «Труд» является тем раствором, который связывает каждый кирпичик народа в единое целое. И чем значительнее этот труд, тем крепче раствор. На мой взгляд, именно тогда, когда египетское общество перестало строить пирамиды, оно начало приходить в упадок. Но далее не об этом. Далее постарайтесь представить того простого рабочего, который, участвовал в работах по строительству пирамид. Например, это будет каменотес. В каком мире он жил? Каково было его мышление? Жил он, скорее всего, в простой хижине, выложенной из камня, не далеко от места работы. Спал на простой подстилке. Ел простую еду. Шел на работу с рассветом, уходил с закатом. Сколько он жил? По нашим меркам, наверное не много, лет сорок — сорок пять. И большую часть своей жизни он посвящал тому, что тесал камень. Сейчас я хочу, чтобы читатель не акцентировался на «бедности» его положения. К возникновению пирамид, как физических объектов, прямого отношения это не имеет. Важно другое. Важно то, что это отличный пример для понимания «Труда», его возможностей, пусть и в такой его форме. Итак, вернемся к каменотесу. Он имел в своих руках инструмент: керн и молоток. Он имел органы чувств: зрение — видел то, что происходит перед его глазами, слух — слышал как звенит инструмент, и как крошится камень, тактильные ощущения — он чувствовал поверхность камня, его поведение и поведение инструмента. Опираясь на свои органы чувств, используя память, логику и мышление в целом, каменотес все более совершенствовался в навыке обработки камня. При этом, рядом находились такие же каменотесы, которые помогали ему быстрее совершенствовать свой навык. Его тело укреплялось, оптимизировалось сообразно его деятельности. Когда этот каменотес достигал своей зрелости, он был способен обрабатывать камень с такой точностью и скоростью, что современные средства не способны реализовать подобное. В определенном смысле, тот каменотес, в обработке камня многократно превосходит все современные средства механизации. Мозг человека столь совершенен, что какую бы машину мы не создали, она неспособна сравниться с человеком, который на протяжении десятилетий оттачивает навык.

Далее необходимо представить о чем мог думать этот каменотес? Что могло его волновать? На мой взгляд, если и говорить о стабильности, то его жизнь была чрезвычайно стабильной. У этого каменотеса все было на своих местах: дом, постель, еда, семья, судьба. Он целиком был посвящен своему роду деятельности. Но что же могло происходить в его сознании, когда он занимался «Трудом»? Скорее всего его сознание находилось в моменты «Труда» в состоянии, которое нам бы показалось странным. Это и транс и не транс одновременно. Это процесс постоянного взаимодействия с материалом (камнем, инструментом), работы сознания по управлению этим процессом. И вместе с этим, другое течение времени, которое современному человеку может показаться вечностью. То как этот человек осознавал время на протяжении своих сорока пяти лет, переложив на наш ход жизни, можно приравнивать и к сотне. Представив себе все вышесказанное, давайте представим сколько он вытесал за свою жизнь? Насколько сложные он был способен совершать действия? Я думаю, что по нашим меркам, фантастические действия. Теперь необходимо учесть, что подобных «Мастеров» существовало десятки тысяч. Мастера которые тесали камень, мастера которые перевозили, мастера которые укладывали. Именно так пирамиды и храмы возникали в течении сотен лет.

Я начну приближаться к завершению. В завершении я хочу выразить очень важную мысль. Дело в том, что самым ярким проявлением «Труда» человека является РЕМЕСЛО. Ремесло очень разнообразно. В современной действительности оно вытеснено, задавлено, унижено. Ручной труд считается не чистым, признаком униженности. Но в то же время, работа мысли это то же труд. Но и этот труд, многими воспринимается, как недостойное занятие, например труд инженера, конструктора. В некотором смысле, любое проявление напряжения своего сознания, для достижения некоторого профессионального (ремесленного) навыка, внимательности к «Труду», считается недостойным человека. Достойным человека теперь являются признаки состоятельности, статусом. Большая часть населения не занята «Трудом», а занято поисками места, где этот самый «Труд», меньше всего необходимо осуществлять. При этом, количество людей увеличивается на земле. Пропаганда, в свою очередь, возносит ценности ложные, направленные против «Труда». Вполне возможно, что подобный процесс, повлечет за собой появление все большего количества людей — животных, и все большее усиление деятельности людей — зверей. Этот вопрос неоднозначный. Все зависит от процентного соотношения. По этому, чтобы избежать человечеству вообще, или конкретной стране в частности, явлений «звериного» характера (майдан например, гражданская война) необходимо большему количеству людей приобщаться к «Труду», в чем бы он не выражался: физической деятельности, интеллектуальной деятельности, творческой деятельности. Превращать виды своей деятельности в РЕМЕСЛА, и совершенствовать их. Развивать навыки, брать на себя ответственность, а не скидывать ее. Взаимодействовать с сородичами, а не топтать их, устраивая интриги. Прививать своим детям интерес к деятельности, творчеству, познанию. Дети это будущее. Если он не смогут трудиться, они не смогут существовать. Не подкладывайте им свинью.