Плач барабашки

Сергей Булыгинский
Пятая сказка из цикла "Ничего, кроме правды"
Рис. Ольги Граблевской

Ребята, вот вы тут сидите и не знаете, что под землёй тоже живут разумные существа.  Да нет, какие гномы? Гномы – в сказке, а у нас – камнееды. Как это – не бывает? Вы что, не верите? Мне, Вовке Кукушкину, который в жизни не сказал ни слова неправды? Нет, я никого не держу, кто не верит, могут идти гулять, а кто желает послушать, тем расскажу. Все желают? То-то же!
Так вот, иду я сегодня утром через парк, смотрю – старик какой-то на скамейке сидит, за сердце держится и дышит тяжело. Я подошёл, спросил, не надо ли помочь  или «скорую помощь» вызвать. А он отвечает:
– «Скорую» я уже вызвал, как только сердце прихватило. Но помочь надо, только не мне. Я ведь спешил на выручку к одному малышу, но, видишь, не дошёл. Спаси его, а? Я тебе расскажу, что делать, и всё, что надо, дам.
И смотрит на меня выжидательно, как будто я похож на урода, который способен отказать в помощи ребёнку, когда ему грозит опасность. 
– Не вопрос, – говорю. – Что делать-то?
А он отвечает:
– Это не то, что ты думаешь. Садись, я тебе расскажу. Только начать придётся издалека, а то непонятно будет.
И рассказал мне, что он – учёный, который всю жизнь посвятил изучению камнеедов, он ещё их как-то по-научному назвал… петрофаги, вот. Они состоят из какой-то тонкой материи, которая может существовать только внутри твёрдого вещества. А воздух для них то же самое, что для нас – твёрдый камень. Потому люди их никогда и не встречали.
Что? Как дед узнал про камнеедов? Вот и я тоже у него спросил. Он сказал, что был когда-то молодым учёным и изучал звуки, идущие из глубины Земли. Думал, что по ним можно предсказывать землетрясения. Вот его приборы и записали какие-то ультразвуковые сигналы из глубины. Он их преобразовал в обычный звук и услышал речь,  очень похожую на человеческую, только на неизвестном языке. И потом почти всю жизнь этот язык расшифровывал. Когда у него наконец получилось, он создал коммуникатор – прибор, который переводит речь камнеедов на наш язык, и наоборот. А потом выступил со своим открытием перед учёными, но его подняли на смех, назвали шарлатаном и выгнали из института.
Из подслушанных разговоров он узнал много интересного о жизни камнеедов. А однажды он случайно включил коммуникатор в своей квартире и, к своему удивлению, принял очень сильный сигнал. Маленький камнеед, в смысле, ребёнок, звал на помощь. Оказывается, у них дети тоже очень любопытны и часто суют нос во всякие дыры и щели. А для них щель – это, например, стена дома. Каменный дом для них – целый лабиринт! Вот и лазают, и частенько застревают.  Как мне дед объяснил, дело тут в том, что все тела при нагревании расширяются, мы это ещё будем по физике проходить. А тонкая материя, из которой состоят тела камнеедов, расширяется гораздо сильнее, чем твёрдое вещество.  Вот они и распухают, попав из холодного подземелья в тёплую, нагретую солнцем или батареями отопления стену. И застревают, начинают биться, стучать, могут картину со стены сбросить или посуду в шкафу разбить. Люди говорят – полтергейст, или их ещё барабашками называют. И не знают, что это на самом деле маленькие камнееды, попавшие в беду.
Дед придумал, как помочь малышу, и позвонил соседу ниже этажом. Тот как раз недавно жаловался, что у него полтергейст завёлся. Предложил помочь и освободил барабашку. А потом дал объявление в газету: «опытный экстрасенс избавит вашу квартиру от полтергейста». И стали звонить, приглашать, деньги платить. Уже и в другие города приглашают, потому что только он надёжно избавляет от барабашек, остальные – просто жулики.
Всё это дед мне рассказал, а потом попросил открыть его сумку, вот эту, он мне её потом оставил. Видите, здесь  прибор с дисплеем, на мобильник похож, только побольше и с железным штырём наверху.  Это и есть коммуникатор. Нужно только приставить штырь к стене, и можно говорить. А их ответы на экране высвечиваются.
Нет, это не огнетушитель, а баллон с охлаждающей жидкостью под большим давлением, чтобы стену охлаждать. Зачем? Сам догадаешься? Правильно, то, что при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. И барабашка намного быстрее, чем стена. Освобождается и уходит обратно в своё подземное царство.
Дед мне всё это объяснил , дал адрес, куда его вызвали, и свою визитку. Тут и «скорая» подъехала, забрала его в больницу. А я пошёл барабашку выручать.
Пришёл, позвонил в дверь,   мне хозяйка открывает, спрашивает:
– Тебе чего, мальчик?
– Меня, – говорю, – Пётр Иваныч, экстрасенс, прислал, барабашку вашего выводить. Он сам не может, в больнице он.
Она посмотрела на меня недоверчиво так и говорит:
– Нет, пусть сам приходит, он экстрасенс, его нам рекомендовали, а тебя мы не знаем.
– Как хотите, – отвечаю, – но  Пётр Иваныч велел передать, что у него заказов много, а тут ещё болезнь… В общем, или я делаю работу сегодня, или вы попадаете в конец списка, и раньше чем через полгода его не ждите. А денег я с вас не возьму, потом Петру Иванычу отдадите,  если  будете работой довольны.
Нет, не соврал, меня дед научил так говорить, если пускать не будут, а есть ли у него на самом деле список, или нет, откуда я знаю?
В общем, пустила она меня, привела в комнату, показывает на стену, от которой уже диван и сервант отодвинуты.
– Никакого житья с этим полтергейстом! – жалуется. – Весь хрусталь в серванте побил, и картину со стены на диван сбросил, чуть мужу по голове не попал! Я и полицию вызывала, они только плечами пожимают, и священника, он святой водой стену окропил, а что толку? Теперь вот на работе подружка дала мне телефон Петра Ивановича, а он заболел…
– Ничего, – говорю, – Пётр Иваныч меня научил,  я справлюсь, только выйдите, пожалуйста, из комнаты.
Она вышла, её дед по телефону предупредил, что присутствие хозяев мешает работе. На самом деле никакой разницы нет, но что они подумают, когда экстрасенс, вместо того чтобы гнать злого духа, начнёт утешать его, как малого ребёнка?
Достал я коммуникатор, ткнул штырём в стену, спрашиваю:
– Ты как там, живой ещё?
В стене послышался стук, а по экрану побежала строчка: «Я застрял. Хнык! Домой хочу, к маме! Хнык, хнык! Есть хочу! Хнык, хнык, хнык! Помоги мне, пожалуйста!»
Ничего себе, думаю, ай да аппарат, даже плач барабашкин  на русский язык переводит!
– Сейчас, – говорю, – освобожу тебя, только не плачь!
Достал баллон с охлаждающей жидкостью, нажал на рычаг, а оттуда белая струя со свистом как вырвется! Еле баллон в руках удержал! Стена сразу инеем покрылась. Холодом от неё повеяло. Я подождал три минуты, ещё попрыскал. Потом в третий раз, как дед учил. Снова приставил коммуникатор к стене.
– Ну что, освободился? – спрашиваю.
Снова послышался стук, на этот раз посильнее, даже стена затряслась. И строчка по экрану: « Не могу! Хнык! Зацепился за что-то. Оно меня не пускает! Хнык, хнык! Холодно! Хнык, хнык, хнык, хнык!»
Вот тебе и раз, думаю, что ж это за гвоздь такой в стене, за который может зацепиться барабашка? Если ему даже стальная арматура внутри стены не помеха! Присмотрелся и заметил, что в одном месте под потолком обои более яркие, чем по всей стене. Открыл дверь, спрашиваю хозяйку:
– Что у вас там, под свежими обоями?
Хозяйка, хоть и не сразу, но вспомнила:
– Там у нас детский уголок был. Из стены железная труба торчала, мы на неё качели вешали, когда сын маленький был, а когда подрос, трубу вынули, а дырку обоями заклеили.
Я сразу понял, в чём дело. Барабашка за дырку, за пустоту зацепился, она же для него, как для нас – торчащая из стены железяка. Залез на табуретку, нащупал пальцем дырку под обоями, проткнул бумагу.
– Цемент в доме есть? – спрашиваю хозяйку. – Или хотя бы пластилин, замазка какая-нибудь? Надо дырку замазать.
– Нет, – отвечает, – ничего такого нету.
Чем же, думаю, эту дыру залепить? Пошёл по квартире посмотреть. Зашёл на кухню, смотрю, а там в буфете пачка картонная стоит, а на ней надпись: «Соль каменная». Если бы не было написано, что каменная, я, наверное, не сообразил бы. Попросил хозяйку в чашку соли насыпать, чуть-чуть воды добавить и размешать. Хорошая кашица получилась, не хуже цемента. Забил я дырку солью, и снова за коммуникатор:
– Ну что, отцепился?
А в ответ: «Чавк, чавк, чавк! Отцепился. Чавк! Тут такая вкусняшка, можно я покушаю чуть-чуть, а потом вылезу? Чавк, чавк, чавк!»
Этого ещё не хватало! Кто ж знал, что соль – любимое лакомство барабашек! Стена-то снова нагревается, что мне, всё сначала начинать?
– Вылезай немедленно! – кричу. – А то снова застрянешь, я тебя больше вытаскивать не буду! 
«Чавк, чавк, чавк! Сейчас…  Чавк-чавк! Уже. Чавк-чавк-чавк-чавк! Всё, вылезаю!» И стук снова послышался, но уже откуда-то снизу.
Я подождал ещё пару минут и спросил грозным голосом:
– Вылез уже или нет?!
«Вылез! Спасибо, дяденька! И за угощение тоже!» 
Воспитанный малыш оказался, вежливый! Кинул я коммуникатор и баллон в сумку, вышел из комнаты и говорю хозяйке:
– Всё, выгнал я вашего полтергейста. Больше не должен появиться, но на всякий случай выковыряйте соль из дырки и залейте цементом, так надёжнее будет.
Так и вправду надёжнее, а то ещё какой малыш учует вкусняшку и полезет в щель.
Хозяйка посмотрела на меня с уважением, и говорит:
– Вы, наверное, очень сильный экстрасенс! Обычный человек не решился бы так кричать на злого духа. Я даже испугалась немного за вас…
У кого телефон звонит? У меня? Нет, у меня другой звонок. А, это из сумки, вот он, в кармане лежал.
– Алло, я слушаю! Нет, Пётр Иванович подойти не может, он в больнице. Нет, не скоро.  А что у вас? Полтергейст? Ну, если срочно, я могу выгнать. Справлюсь. Говорите адрес. Хорошо, через полчаса буду у вас.
 Ну, ребята, я бы ещё с вами поболтал, но у меня срочный вызов. Пока, завтра в школе увидимся!


Следующая сказка цикла здесь: http://www.proza.ru/2014/08/20/1609