Глава 63. Выборы в Верховный Совет

Иван Григорьев
В начале ноября 1939 года вызывают меня в контору. Яковлев спрашивает:
- Иван Григорьич, вы знаете, что в декабре 12 числа будут выборы в Верховный Совет СССР. Мы тут, посовещавшись, решили вас выдвинуть политорганизатором. Завтра съездите в управление в агитпункт на совещание.
- Не получится с меня агитатор - я речи говорить не умею.
- Речей тебе говорить и не придется. Только рассказать людям биографии... А кандидат у нас по Кировскому округу - тов. Сталин. (!)

Я съездил в партком Экспортлеса и, посидев на совещании, был назначен политорганизатором избирательного участка "дома культуры" городка. Прикрепили ко мне трех агитаторов и пошли мы по баракам. Ходили по баракам да читали биографии кандидатов. Читали да приглашали в наш клуб лекцию послушать. Приглашали да раздавали билеты в Горьковский ДК и театры города.

С людьми были тяжелые разговоры. Всё упиралось в жильё. "Дадите квартиру, так пойдем голосовать! Ведь живем совсем не по-людски!". Действительно так. Войдешь в Квартиру, а там от одного жильца к другому ходить было очень просто: откинешь занавеску - и уже у другого хозяина. Жили по три-четыре семьи. Комнаты не проветриваются, вонь невыносимая. А они свыклись, живут, даже с маленькими детьми.

И вот настал день выборов. Все члены комиссии и агитаторы ждут голосующих с 6 часов утра до 12 ночи. Для доставки на избирательный участок нам выделили две легковые машины и один небольшой автобус... После 12 ночи вскрыли ящики и начали подсчет. Оказалось, на нашем участке - самый высокий процент по Кировскому району!

Через несколько дней после выборов райком собирает всех членов комиссий и агитаторов. Секретарем Кировского райкома был Яков Федорович Капустин, друг Сергея Мироновича Кирова. Я сижу и нервничаю. Информацию читает сам Яков Федорович. Знаменитая личность! Он прочел все результаты по каждому избирательному участку.
- Товарищи! Выборы в Верховный Совет СССР прошел по нашему району с большим подъёмом. Все бюллетени, опущенные за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, признаны правильными. Хочу заметить, такой, казалось бы, неблагонадежный участок в жилгородке Экспортлеса оказался на высоте. Проголосовали все избиратели. И мне хочется отметить группу агитаторов, руководимых политорганизатором тов. Григорьевым И. Г. На его участке ведь живут много рабочих, одиночек и семейных, в общежитиях по нескольку семей в одной комнате. За умелое руководство райком награждает товарища Григорьева личной библиотекой в количестве 22 книг!
Раздались дружные аплодисменты.
- Мне хочется спросить, как это удалось сагитировать людей? Ведь среди них есть много недовольных условиями жизни.
- Яков Федорыч, большое спасибо за оценку моего труда! А в период выборов я уже знал, кто может не пойти на голосование. По просьбе комиссии было заявлено дирекции об увеличении резерва автомашин. По спискам было видно, кто запаздывает. Мы шли по машинам и подъезжали к самому дому и "опоздавшему" поневоле приходилось садиться в машину и ехать с нами на пункт. Также мы подвозили стариков и старух, им даже было приятно прокатиться на машине. Вот так мы помогали комиссии удачно провести голосование.
- Вот здорово! Такой способ будет примером на будущее, - сказал т. Капустин.
По окончании совещания т. Капустин обратился ко мне:
- Тов. Григорьев, прошу зайти ко мне в кабинет!
Я, взяв кипу книг, перевязанную шпагатом, прошел в кабинет секретаря райкома.
В хорошо отделанном помещении, за большим столом красного дерева, на котором было несколько разноцветных телефонов, Капустин уже сидел в кожаном кресле с мягкими подлокотниками.
- Присаживайся, тов. Григорьев!
Я сел рядом со столом в такое же мягкое кресло, положив книги на стул.
- Вы, конечно, не догадываетесь, зачем я пригласил вас?
- Нет, не догадываюсь.
- Я хочу вам предложить хорошую работу! Оценивая ваши способности входить в контакт с людьми. Полагаю, что вы справитесь с предлагаемой работой.
Я сижу и строю всякие догадки: "Что же он мне предложит?".
- Я хочу вас пригласить в райком инструктором. Ваше мнение?
- Яков Федорович, на предлагаемой Вами работе я не имею права работать.
- Это почему же?
- Дело в том, что я беспартийный.
- Неужели?.. Эх, как неловко получилось! Не посмотрел вашу характеристику с избирательного участка. Прошу извинить за мою ошибку.
- Я и так перед вами в долгу за такую оценку на выборах.

Возвратившись домой с кипой книг, мы с Марусей развязали их и, открыв верхнюю корку, увидели напечатанный в типографии квадратик с текстом: "Товарищ Григорьев Иван Григорьевич премируется библиотекой за активное участие при выборах в Верховный Совет.".
- Вот, дорогая, ты ворчала на меня: "Зачем я по вечерам шляюсь по общежитиям? Кому это нужно?" А ведь ты, кажется, была очень рада два месяца ходить в театры, кино, цирк и бесплатно?
- Я думала, что всем даются билеты...
- Всем-то всем, только не столько, как нам...