Глава 62. Новая работа - новая комната

Иван Григорьев
В воскресенье мы переселились, перевезя своё имущество и мебель на двухколёсной ручной тележке. Освоился на работе. Познакомился со всеми рабочими. Наладил контакт с начальством. Отсутствие жалоб от рабочих позволило мне заняться хождением по организациям в поисках халтуры по примеру порховской жизни. Там я хорошо зарабатывал по ремонту счётных машинок - арифмометров. Механизм у них не сложный, а портятся часто. Брал я за ремонт машинки от 20 до 50 рублей, а за вечер мог починить до 4-5 штук. Такие халтуры были возможны в любом городе. Походив по учреждениям, я и в Ленинграде нашел поле для халтуры. Всем надо срочно! Одна машинка на всех. Я делал скоро, потому служащие и не отдавали их в мастерские.

По субботам в то время заканчивали работу в 14 часов. К концу дня подошел в мастерскую, где собрались все 42 человека. Захотел проверить отношение рабочих ко мне. Спрашиваю:
- Как, друзья, работается? Вы довольны своей работой?
Столяр Воскобойников (среднего роста, широк в плечах, усики по-французски) ответил:
- Работы хватает, только вот зарплата хромает - расценки не оправдывают затраченный труд. Правильно, мужики, я сказал?
- Правильно!!! - все в один голос.
- Весь заработок зависит от техника, - сказал печник, еще не успевший снять спецовку, запачканную глиной. - По чердакам, по крышам побегаешь - время уходит много, а в расценках не все циклы работы учтены.
- Расценки и нормы отрабатывала специальная государственная комиссия и ее работу не нам судить. Чтобы побольше заработать, я хочу вам предложить занять свободное время на стороне.
- ?
- Условия будут таковы. Я буду искать работы, заключать договора, составлять сметы. И если будет надо, делать проекты.
- Как это будет выглядеть на деле? - спросил плотник.
- Вы боитесь, что халтурная работа будет не выгодна? Ошибаетесь! Тут расценки и объем работы можно сделать приемлемые для вас, лишь бы хозяйственник подписал договор. Если согласны, то уже есть на примете крупная работа! Скажу прямо: сделать капремонт большого магазина.
- А материал откуда брать? - спросил электрик.
- Вы прекрасно знаете, что в городе не один десяток хозторгов, где материалов разных наименований навалом.
- Иван Григорьич, берите этот подряд! Попробуем!
- Возьму. Но еще одно условие: я составляю смету, за это платят мне отдельно, а из заработанной суммы я получаю равную долю с вами при дележе.

Все согласились работать по вечерам. Я заключал договора, регистрировал в Госбанке сметы. За месяц люди получили в два, а по некоторым работам в три раза больше основной зарплаты. Зато в городке они старались быстрее работать и нормы выполняли на 120-150%. Администрация была удивлена: откуда такая активность? При прежнем технике еле-еле укладывались в 100%. Пришли к убеждению, что это я умело повлиял на рабочих. Ха!

Хорошо зарабатывая на мелких подрядах, люди с нетерпением ждали всё новых и новых. Такой большой подряд предстояло сделать на Кировском колхозном рынке. Уже был заготовлен проект договора: капитально отремонтировать все павильоны, в них - водопровод и трубы отопления. Работы хватило бы на полгода! Но... началась война с финнами, и наш номер не прошел.

* * *

Маленькое отступление. Хочу сказать о семейной жизни. Имея зарплату, деньги за ремонт арифмометров, за составление смет, хорошие получки по договорам - всё отдавал Марусе. Она, кроме необходимых расходов на семью, имела возможность откладывать излишки на черный день. В один из вечеров, после дележки денег, пошли отметить это дело в ресторане. Выпив сколько-то, хорошо закусив, мирно разошлись по домам. Пришел я поздно. Маруся встречает с руганью:
- Ты, такой-сякой! Тебе семья не нужна! Ходишь по ресторанам с приятелями. Смотри, до греха доведешь!
- Послушай, получку и сколько причитается по расчетной книжке ты получила до копейки?
- Получила.
- А то, что за халтуру я получил... так народу хотелось спрыснуть. Хороший заработок сегодня! Моих денег в выпивку вложено не было.
- Знаю я вас мужиков! Только бы вам выжрать, а тут сиди и переживай...
Так слово за слово, она меня ударила по щеке. Я сразу вспылил. Схватил стул, ударил им по столу. От него полетели куда ножки, куда спинки. Потом подошел к жене и так набил её по щекам, что они стали вишневыми, и предупредил:
- Запомни, раз и навсегда! Не занимайся рукоприкладством! Я ведь тебя бил, да жалел, а мог хуже сделать!
Она с рёвом выбежала на улицу и побежала к трамвайной линии. Неужели баба сдурела и хочет под трамвай? Я - за ней. Смотрю, трамвай прошел, а она стоит и фартуком утирает слёзы.
- Ну чего сдурела? Пошли домой?
На улице подморозило. Был октябрь 1939 года. Я стоял в рубашке, стало холодно. Ушел домой...

Маруся гуляла по улицам городка долго... Но потом, верно, отлегло на душе - явилась.
- Дурёха, с чего ты сбесилась? Разве я когда-нибудь не принес тебе деньги? Ну, а если такой порядок у людей - делить халтуру с выпивкой. Поневоле приходится немного выпить!
- Не хочу я больше этих твоих халтур! Ведь тебя целыми днями дома не бывает. Придешь только поспать да поесть.
- Ладно! Я брошу зарабатывать, но учти - будешь иметь одну только зарплату! Всё, разговор окончен.

После этого скандала у нас в жизни больше не было рукоприкладства. Но поворчать иногда, как говориться "попилить по нервам" - это бывало.