Глава 58. Поиск работы в Ленинграде

Иван Григорьев
В Ленинград мы приехали рано утром, трамваи еще не ходили. Была ясная погода. Мы с дедом, оба с чемоданами, пошли по Невскому, любуясь утренней суетой публики, спешащей на работу.
- Григорьич, ты знаешь куда нам надо идти?
- Трест № 16 находится на Мойке. Дойдем по Невскому до этого канала, свернем на лево. Канал нас приведет к нужному адресу.

На углу Невского и Мойки зашли в закусочную. Заказали по паре стаканов кофе, съели несколько бутербродов с колбасой... И отправились дальше. Не доходя до улицы Дзержинского, видим дверь с табличкой "Трест № 16" и на квадратной жестянке написано черным по красному: "Отдел кадров". Мы вошли в помещение. Приемная не велика, большая часть ее отделена переборкой с двумя окошечками, через которые видны сидящие молодые девушки, а у входа стоит квадратный стол, покрытый картоном не первой свежести.

Подойдя к окошечку, я спросил:
- Девушка, мы, двое вербованных... к вам обратиться?
- Давайте ваши вербовочные договора и паспорта!
Мы подали документы. Девушка бегло прочла их и сказала:
- Всё, вот вам направление на работу, на завод имени Калинина. Явитесь туда и спросите прораба Егорова. Он должен обеспечить вас работой. А пока... вот направление в общежитие, которое находиться в Пушкине. Поезжайте туда поездом до Пушкина. Адрес указан в направлении.

Мы зашли в нужный трамвай, доехали до Витебского вокзала. Поднялись по лестнице, вышли на платформу. Поезд пришлось подождать.
- Как, Алексеич, твоё впечатление о нашем путешествии?
- Не из приятных. Работать в городе, а ездить к "черту на кулички"! Это мне не нравится.
- Нравится, не нравится, а мы сейчас связаны договором и подъёмными. Поживем - увидим!

Уселись в вагон... Поехали... Смотрели по дороге на поля, на дачи, на лес. Солнце светило ярко. Ветер гонял пыль по полям...

В Пушкине, миновав вокзал, мы направились через парк и триумфальные ворота искать общежитие. Когда вошли в парк, смотрю, дед наклоняется и поднимает бумажный рубль. Я стал осматривать пыльную дорожку в надежде тоже что-нибудь найти.
- Во здорово! - кричит дед. - Еще рубль!.. А вон там, за тобой, еще один у ножки скамейки.
Радостный улыбающийся дед собрал три рубля.
- Как ты думаешь, Григорьич, к счастью это?
- Этого я не знаю... к счастью или нет. Но и то счастье, что нашел!

Любуясь парком и дворцовыми постройками, пройдя под арку ворот, мы нашли свое жильё в деревянном доме. В комнате среди коек стояли тумбочки. Кровати покрыты байковыми одеялами. Из окон виден сиреневый дворик с дорожками, посыпанными толченым кирпичом.
- Вот, Алексеич, добрались наконец! С сего дня мы с тобой - ленинградцы! Это надо понять!
- Как-то всё чуждо... непривычно. Как там дома... наверно, беспокоятся?..
- Конечно беспокоятся. Ведь ихняя мечта - чтобы мы скорее устроились и взяли их к себе.

Сходили мы в ближайшую столовую, пообедали. Погуляли по парку и вернулись в общежитие. Время к вечеру. Начали появляться жильцы, наши соседи. В комнате проживать будут восемь человек с нами. Заполняли комнату шумно. Некоторые уже по пути успели выпить и принесли с собой, или пиво, или полбутылки. Стали расспрашивать нас: "Откуда? На какой завод? Какая специальность?". Мы отвечали, не очень-то распространясь о себе.

Стали укладываться спать. Раздевшись по-домашнему, одежду уложили на табуретки рядом с койкой, чемоданы - под них. Это было ошибкой. Не живали мы раньше в общагах, не было опыта...

Утром, начиная одеваться, я обнаружил - моих брюк нет.
- Дед, у меня пропали брюки! У тебя всё на месте?
- У меня всё цело... Да и кто возьмет мои простые поношенные штаны и штопаный пиджак.
- Ну что ж... Одену я свою военную форму.
Я достал из чемодана защитного цвета новые брюки с галифе, гимнастёрку. Ремень с портупеей и фуражку с широким козырьком и вздернутым верхом. Взяв с собой чемоданы, поехали на завод.

Пройдя за ворота завода, стали спрашивать, где найти прораба. Через некоторое время, увидев стоящих с чемоданами, к нам подошел человек в синем костюме и шляпе, чисто бритый.
- Вы кого ждёте?
- Мы ждём прораба. Приехали по вербовке на работу.
- Вы арматурщики? Инструменты есть?
- Нет инструмента. Нам сказали, что будем обеспечены на месте.
- Кто вам обещал, к тому и идите! Вам на крыше делать нечего! - закричал прораб.
- Как же нам быть? - спросил дед.
- Я вас без инструмента принять не могу! Отправляйтесь в контору!..

Отобрав у нас листки с направлением на работу, он проследил, пока мы не ушли за ворота. Пройдя немного по улице Калинина до трамвайной остановки, сели посидеть на решетчатую скамейку.
- Как нам теперь поступить? Что будем делать без документов?
Рядом с нами сел мужчина, хромавший на левую ногу. Закурил "Беломор", стал прислушиваться к нашему разговору.
- Мужики, я слышу, вы ищете работу?
- Да! Мы приехали по вербовке, пришли на завод работать, а нас оттуда выгнали! Без инструмента, видишь ли!
- Вы водопроводчики?
- Да, это основная наша специальность.
- Хотите я вас устрою на работу? Хорошие условия. Приличное общежитие - по три человека в комнате.
- Мил человек, мы с большим удовольствием пойдем к вам! - ответил дед.
- Тогда вот вам адрес... Идите в любой день. Найдёте "34-й трест оборонной промышленности", найти меня не трудно - спросите Шустова в отделе кадров.
. . .
- Дед, работа-то подвертывается не дурная!
- Он проговорился, что работу ведут на Балтийском, Судомехе, Марти и других заводах.
- Вот что я придумал. Пойдём к отделу кадров, ты посидишь на улице, а я схожу поговорю с девочками, - предложил я план.
- Давай, попытайся! Авось сумеешь доказать, что нас не приняли на заводе.

Приехав на Обводный, я пригладил на голове фуражку, поправил портупею, зеленой травкой обтер сапоги. Принял бодрый вид и, стуча каблуками, подошел к окошечку, куда давеча сдали наши паспорта.

Девушки, хохоча, что-то между собой обсуждали.
- Девушка! Вчера к вам приехали вновь завербованные двое рабочих Петров и Григорьев. Мне нужны их паспорта для проверки. Дайте мне, пожалуйста! Я вон за тем столиком сниму их данные и верну вам обратно...
Девушка взглянула через своё окошечко на меня, увидя военную форму и выправку, да еще на груди какой-то значок, достала из картотечного ящичка наши паспорта и отдала их. Я подошел к столу, повернувшись к ним спиной. На моё счастье в помещении никого не было, а девочки опять принялись разговаривать и хохотать.

Положив паспорта в нагрудный карман, я тихо вышел, не хлопнув дверью. На улице махнул рукой деду. Мы быстренько перешли через Мойку по Дзержинской улице и смешавшись с толпой, пошли по адресу, данному Шустовым. Я дорогой рассказал деду, как я получил документы. Он так хохотал до слез, что пришлось поставить чемоданы и, сев на них, хохотать вдвоем...

Нашли контору 34-го треста. Шустов был на месте.
- С приездом вас! Как дорога - не тяжелой была?
- Нет, - ответил я, - Всё обошлось благополучно! Имею потерю в ночлежке - украли морские брюки.
- Тогда давайте ваши паспорта! Я оформлю вас. Петров, согласно справке, по шестому разряду. Григорьев - по пятому. Согласны?
- Так ведь у нас документы не поддельные... - сказал Алексей Алексеич.
- Паспорта останутся для прописки, а вы поезжайте трамваем № 32 в Автово, за Кировским заводом. Проспект Стачек №106 - там наше общежитие. На работу этим же трамваем поедите на Щемиловку, для начала. Там строятся наши два дома, где идет монтаж центрального отопления. Найдете прораба Васю Тюкина. Он даст вам работу, инструмент. Всё! Счастливо устроиться!
- Большое спасибо! Мы на работе сачковать не будем. Будете довольны!