Герои Ленинградского Неба 6

Поправкин
Никто не забыт, ничто не забыто.


Как известно, в результате “блицкрига” советская авиация потеряла около 2000 самолётов всего за несколько дней, а к 31 декабря 41 года  боевые потери ВВС РККА составили около 21 тыс. самолётов! В соответствии с законом о Ленд-Лизе от 11 марта 1941 года, Советский Союз мог рассчитывать на помощь.
 Закон предусматривал что:
• поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5)
• переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
• в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.
С авиацией, впрочем, как и со всем остальным сложилась сложнейшая ситуация! Я не стану пересказывать всю помощь, которая нам была оказана, особенно, в 1941, сами прочитаете, если захотите. Помощь везде. От самолётов 20% всех выпущенных нами, до провианта, который в шутку назывался “Второй фронт“. Русская кровь- в обмен на то! Я не стану приводить факты, вы сами сможете их посмотреть, если захотите. Важно, только направить мысль в нужное русло. Почему т. Сталин не верил в возможность начала войны? Да потому, что вооружённые силы СССР много превосходили Германские, потому, что именно мы помогали вермахту подняться и не верилось, что будет блиц- криг и не верилось, что война будет затяжной и на два фронта! (Ещё Бисмарк предупреждал о войне Германии на два фронта.)   
Итак, по ленд-лизу до 42 года нам поставили следующие истребители. Как известно, в результате “блицкрига” советская авиация потеряла около 2000 самолётов всего за несколько дней, а к 31 декабря 41 года  боевые потери ВВС РККА составили около 21 тыс. самолётов! В соответствии с законом о Ленд-Лизе от 11 марта 1941 года, Советский Союз мог рассчитывать на помощь.


 “В начале войны авиации люфтваффе удалось уничтожить на земле большое число советских самолетов. (На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.) Возместить потери не представлялось возможным, так как заводы эвакуировались на восток. Львиную долю парка ВВС составляли устаревшие истребители И-16 и И-152. В результате к месту пришлись даже такие посредственные истребители, как Р-40.
Первые 195 «Томагавков» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года(до принятия закона о Ленд-Лизе). Это были английские машины, от которых англичане при первой возможности поспешили избавиться. Полученные самолеты собирали на аэродроме, расположенном в 25 км от Архангельска. Вскоре поступило еще 25 Р-40, закупленных в США за золото (это было . В кратчайшие сроки самолеты начали передаваться в боевые части. Советские пилоты считали «Томагавки» средними машинами, лучше чем И-15 и И-16, но хуже Яков. Это мнение сохранилось до конца войны. Р-40 уступал в популярности Якам и Ла.
В начале 1942 года прибыли первые «Киттихавки» и их американские аналоги Р-40Е, а также P-40F и К (313 машин), М (220 машин) и N (980 машин). В советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагавками», название «Киттихавк» стали применять лишь к следующим модификациям. Всего в Советский Союз отправили 2430 самолетов Р-40, но доставить удалось лишь 2097 машин. Больше всего - 939 машин - отправили в СССР в 1943 году. Слабость Р-40 на больших высотах не так остро ощущалась на Восточном фронте, где бои обычно велись у земли. Однако пилоты не любили Р-40 за их низкую маневренность, скороподъемность и максимальную скорость. Свои претензии к самолету высказывали механики. Особенно резко отзывались они о «Томагавках» в зимний период эксплуатации. В холода часто замерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, а подшипник вала винта рассыпался, что приводило к заклиниванию винта в полете.
Объективности ради надо сказать и о достоинствах самолета. Он отличался механической прочностью, имел большую дальность полета, мог в перегруз брать бомб больше, чем Ил-2, имел удобную защищенную кабину. Но все это не окупало его многочисленных недостатков. В неофициальном рейтинге истребителей советских ВВС Р-40 занимал почетное предпоследнее место, уступая первое место с конца «Харрикейну». В поздний период войны машинами Р-40 в виде наказания оснащались те части, которые несли тяжелые потери, не показывая заметных успехов. В лучше же части поступали хорошие Як-7, Як-9, «Аэрокобры» и Ла-5. Не способствовали популярности Р-40 в Советском Союзе постоянные перебои с поставками запасных частей. Дело доходило до того, что местными силами пытались приспособить к машинам советские колесные диски и покрышки. На самолеты пытались ставить советские радиаторы, а в систему охлаждения обязательно врезали сливные краны, чтобы не оставлять на ночь в радиаторах гликоль. Острее всего ощущалась нехватка запчастей к двигателям Allison V-1710. Но и тут удалось найти выход. По инициативе майора А.А. Матвеева в мастерских 13-й ВА переделали более 40 Р-40, установив на них моторы М-105П или М-105Р с винтами ВИШ-61П. Решение оказалось не очень удачным, максимальная скорость самолетов после переделки падала до 465 км/ч, но это был единственный способ поднять «Томагавки» в небо. В 1942 году в некоторых частях под крыльями истребителей устанавливали направляющие для неуправляемых ракет РС-82, по два на крыло.
По оценкам нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена в своей книге "Сталинские соколы" ряд командиров Люфтваффе упоминают, что в конце 1941 г. на сцене появились английские и американские истребители (Кертисс Р-40 и «Харрикейн»), поставлявшиеся в рамках соглашения о ленд-лизе. Это создало некоторые трудности немецким истребителям, но советские пилоты не могли добиться от этих машин лучших показателей, чем от своих. Оценивая американский истребитель Р-40, в отчете JG 54 говорится, что по горизонтальной маневренности он был равен немецкому Bf 109F, но уступал ему в скорости и скороподъемности. По словам русского пленного летчика, самолет не пользовался популярностью у советских пилотов.
Cамолет P-40 обладал и существенным недостатком, приведшим к гибели не одного летчика. Из воспоминаний Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко: "Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты "чудом безмоторной авиации". Чаще всего "киттихауки" стоят в бездействии."
Именно разрушения подшипников на взлетных режимах двигателя и приводили к его отказу.” 
http://www.airpages.ru/uk/p40rus.shtml
Именно на этом самолёте погиб Борис Феоктистович Сафонов 22 лично и 3 в группе. Одна из версий отказ двигателя. Самолёт падал почти вертикально! Что-то берёт сомнение, что при отказе двигателя самолёт будет падать вертикально!(Он будет планировать!) 
Его ведомый Кухаренко, призванный прикрывать своего командира, в бою не участвовал, т. к. вернулся на базу из-за отказа двигателя.

Наши летчики оценивали "Томагаук" в целом выше, чем английский "Харрикейн", который действительно уступал американской машине по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных характеристик. Однако, все были согласны с тем, что эта машина много хуже и современных советских и немецких истребителей. Недостаточная скорость и плохая скороподъемность рекомендовали ее не лучшим образом. Отмечались и положительные качества - удобная кабина с хорошим обзором, фонарь хорошей прозрачности с устройством аварийного сброса, неплохое вооружение - секундный залп "Томагаука IIB" почти вдвое превышал таковой же у МиГ-3. Маневренность на горизонталях была хуже, чем у всех советских и немецких истребителей, но лучше, чем у "Харрикейна"

Особенно выделялась значительная по советским меркам дальность полета - до 1100км. Мотор "Аллисон" при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать "Томагаук" как истребитель сопровождения и для полетов над морем.

Положительно оценивалась также прочность и надежность планера самолета и хорошая зашита летчика - бронестекло на наших истребителях тогда почти не применялось.

Немаловажно было и то, что самолет был вполне доступен летчику средней квалификации, устойчив и "предупредителен" в полете.
Итак, всего было поставлено по Ленд-Лизу 2425 самолётов Р-40.
Великобритания по Ленд-Лизу поставляла нам в 41-42 году  Хоукер-Харрикейн.
Это истребитель начал поступать на вооружение в 1938 году. Истребитель мог достигнуть скорости в 560 км/ч и максимальной высоты полёта в 11100 метров.
Вооружён он был 12 пулемётами винтовочного калибра и был доступен лётчику даже невысокой квалификации. Вооружение было откровенно слабым, поэтому по собственной инициативе даже пытались его усиливать крупнокалиберными пулемётами. Однако, данный истребитель был самым эффективным при Битве за Англию. Дело в том, что Спитфайры отвлекали на себя Мессершмиты, а тихоходные Харрикейны расстреливали неповоротливые бомбардировщики.
Однако, Харрикейны использовались как истребители-бомбардировщики аж до 1947 года! Их было построено вместе с Канадой 14500 тыс. самолётов!
В СССР было поставлено почти 5000 самолётов. Англичане считают его одним из выдающихся истребителей Второй Мировой Войны. Находясь в Даксфорде, я сделал его снимок http://www.proza.ru/2011/04/21/453
После изучения всех материалов, касающихся Ленд-Лиза я абсолютно не согласен с высказыванием иных, которые с пеной у рта раздражённо брызгают слюной и говорят о поставках союзников как “ на тебе боже, что нам негоже“
В 41 году не было ни у США, ни у Великобритании ничего лучше, чем нам отправляли.
А у нас ничего почти и не осталось.

218 . Шитов Александр Михайлович

Родился 23 июля 1916 года в Баку. В 1933 году окончил 9 классов средней школы. Работал мотористом в мастерских нефтепромысла. С 19 августа 1937 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1939 года окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. С 28 апреля 1940 года лейтенант А. М. Шитов служит младшим лётчиком 12-й КОАЭ КБФ, с 19 июня 1941 года - пилотом.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 30 октября 1941 года переведён в 71-й ИАП, с 29 марта 1942 года - командир звена 1-й эскадрильи.
19 апреля 1942 года cтарший лейтенант А. М. Шитов был сбит зенитной артиллерией противника при налёте на аэродром Красногвардейск  ( в районе Гатчины )  и погиб. К тому времени в 40 воздушных боях сбил 9 самолётов противника.
Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 13.08.1941 г., 22.04.1942 г. ). Его имя увековечено на мемориале Борки.

219.ЩЕРБИНА Николай Гаврилович

Родился 1 Апреля 1919 года в деревне Яковлевка, ныне Березанского района Николаевской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Затем работал слесарем на Запорожском заводе феросплавов. С 1937 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Kaчинскую военную авиационную школу лётчиков.
С Июня 1941 года Младший лейтенант Н. Г. Щербина в действующей армии. До 1 Августа 1941 года сражался в составе 34-го ИАП; по 12 Сентября 1941 года - в 35-м ИАП; затем, по Май 1945 года - в 26-м ИАП  ( 26-й Гвардейский ИАП ). Защищал небо Москвы и Ленинграда.
К Июлю 1944 года штурман 26-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО Страны )  Гвардии капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета  ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил на аэродромах ещё 12 самолётов.
22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил 445 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 самолётов противника лично и 4 в составе группы.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал истребительным авиационным полком ПВО. 21 Ноября 1952 года Гвардии подполковник Н. Г. Щербина погиб в авиационной катастрофе.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями
http://airaces.narod.ru/all6/sherbina.htm
221. ЭФЕНДИЕВ Таджетдин Абдурахман оглу,
 гвардии старшина - в РККА с 1940г. - наводчик орудия в зенитно-артиллерийском полку. В феврале 1941г. поступил в 7-ю ДШМАС (дивизионную школу младших авиаспециалистов) в г.Новгороде. С началом войны школа перебазирована в Воронеж, где в августе 1941г. Таджетдин получает звание сержанта и квалификацию стрелок-радист. Направлен для прохождения службы в 4-ю эскадрилью 7-го авиаполка дальнего действия. Сражался на Ленинградском фронте. Участвовал в нанесении бомбовых ударов по дальним объектам противника. 24 июня 1942г. на бомбардировщике Ли-2 участвовал в массированном налете на финский порт Котка. Бомбил Турку и Хельсинки. К лету 1943г. совершил 65 боевых вылетов, провел в воздухе 400 часов. Награжден орденом Красной Звезды. Участник прорыва блокады Ленинграда. С 14 по 18 января 1944г. авиаполк в котором сражался Таджетдин Эфендиев наносил непрерывные удары по позициям врага в районах Красного села, Дудергоф, Пушкино и Красногвардейское (Гатчина). За успешное выполнение боевых задач по прорыву блокады Ленингрда авиаполк получил почетное наименование 7-й гвардейский Гатчинский. Гвардии старшина Эфендиев был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью "За оборону Ленинграда". За время боевых действий Таджетдин Эфендиев совершил более 200 боевых вылетов.http://www.savash-az.com/FLIGERS.htm

220.ЮРЧЕНКО Пётр Авксентьевич

     Родился 12 декабря 1918 года в село Бараниковке Беловодского района Луганской области (Украина).
В юности он растил хлеб, строил паровозы, учился летать. В Ворошиловградской школе военных летчиков Петр Юрченко обрел крылья, в коллективе локомотив о строителей получил рабочую закалку.
Петр Юрченко начал и закончил войну в составе 51-го бомбардировочного полка дальнего действия, который потом получил почетное наименование 9-го гвардейского бомбардировочного Полтавско-Берлинского Краснознаменного. Однополчане заслуженно считали Юрченко мастером бомбовых ударов. Он летал на бомбежку противника в любых условиях. Из 289 боевых вылетов в годы войны 239 офицер Юрченко совершил ночью.
Особенно трудно пришлось авиаторам в дни обороны Москвы. И днем, и ночью в морозном небе висели немецкие истребители. И все же Петр Юрченко в течение ночи два-три раза вылетал на бомбежку аэродромов, скоплений боевой техники в тылу противника. Бомбил он и передний край гитлеровцев. Нередко Юрченко возвращался на свой аэродром на самолете, истерзанном зенитным огнем. Едва успевали техники привести самолет в боевое состояние, летчик снова вылетал на выполнение боевого задания.
А потом ; оборона Ленинграда. Чтобы парализовать проходившую по Ладожскому озеру ;дорогу жизни;, гитлеровцы пытались высадить десант. Вместе с другими бомбардировщиками экипаж Юрченко несколько раз наносил удары по фашистским катерам и буксирам, сбрасывал бомбы на огневые позиции дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград.
Москва, Ленинград, Сталинград, Курская дуги... Во всех этих битвах, где решалась судьба нашей Родины, участвовали гвардейцы-бомбардировщики.
И все же участие в этих битвах Петр Юрченко считает обычными фронтовыми буднями. Другое дело ; полеты в глубокий тыл противника. Полет на бомбежку Берлина продолжался около одиннадцати часов. Из них добрый час ; в море зенитного огня. А полетов на бомбежку Берлина, Данцига, Кенигсберга на боевом счету Петра Юрченко ; пятнадцать.
Петр Юрченко систематически брал 1750;2000 килограммов бомб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года Петру Авксентьевичу Юрченко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды. Офицер Юрченко был награжден еще одним орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского.
В момент присвоения высокого звания Петр Юрченко был командиром эскадрильи. Войну он закончил командиром авиационной части.
В послевоенные годы Петр Авксентьевич закончил командный факультет Краснознаменной военно-воздушной академии. Был на командных должностях.
В 1989 году по состоянию здоровья генерал-майор авиации Юрченко ушел в отставку.
Герой Советского Союза П. А. Юрченко живет в Полтаве. Работал старшим преподавателем кафедры гражданской обороны в сельскохозяйственном институте.


Дополнения будут появляться благодаря вам читатели и информации случайно полученой иногда как напоминание.
 Гусейн Бала Оглы Алиев( был упомянут И. Каберовым "В нрицеле свастика")

Г.И.Мирошниченко об Алиеве:

"Мне рассказали о подвиге летчика-истребителя Гусейна-Бала-оглы Алиева из бригады Ивана Романенко. В своем первом воздушном бою у озера Самро, прикрывая наших бомбардировщиков, он сбил три истребителя противника. После воздушного боя летчик привел изрешеченную осколками снарядов машину и посадил ее на аэродроме. Люди бросились к самолету. В кабине они увидели смертельно раненного летчика. Он успел еще сказать своим товарищам: «Долетел... дома... Гусейн-Бала-оглы Алиев... выполнил свой долг... перед Родиной...»

На теле летчика насчитали тридцать две раны. Посмертно комсомолец Гусейн-Бала-оглы Алиев награжден орденом Ленина. Он стал народным героем Азербайджана."

***

А.Г.Кулиев об Алиеве:

"В июле 1941 года неувядаемой славой покрыл себя летчик-истребитель Гусейнбала Алиев. В небе над Ленинградом он вступил в бой с тремя «Юнкерсами». Два сбил, третий атаковал, но тот успел прошить истребитель Алиева пулеметной очередью. Пилот был ранен. Истекая кровью, он все же привел машину в район своего аэродрома и благополучно совершил посадку. Но выйти из кабины уже не смог. Когда к нему подбежали, он был мертв. Тридцать девять осколочных ран сделали свое дело... Посмертно Гусейнбала Алиев был награжден орденом Ленина. Поэт Мамед Рагим посвятил летчику поэму «Над Ленинградом». Была выпущена цветная фотооткрытка с портретом Алиева. В моей памяти он так и остался румяным, круглолицым, улыбчивым юношей в форменной фуражке слегка набекрень…"

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000008473
*     *     *
Забвению не подлежит.
19 апреля 1942 года первая эскадрилья 71-го ИАП вылетела в район Гатчины на штурмовку вражеского аэродрома, где базировались бомбардировщики, совершавшие налёты на блокадный Ленинград.
12 истребителей И-153 ударили по стоянкам самолётов, складу горючего, зенитным батареям противника. Около 20 вражеских бомбардировщиков было подожжено или повреждено в результате внезапных смелых действий наших лётчиков. Но и эскадрилья понесла потери. Одна из подбитых "Чаек" пылающим факелом врезалась в уцелевший "Юнкерс", вторая совершила посадку с убранными шасси на немецком аэродроме. В горячке боя товарищи не заметили, кто именно направил горящий самолёт на стоянку бомбардировщиков, а кто сел на вынужденную. О событиях того дня вспоминает бывший командир 2-й эскадрильи, полковник в отставке Герой Советского Союза А. Г. Батурин:
"Сами понимаете, в такой сутолке под огнём вражеских пушек и пулемётов трудно было "созерцать" происходящее. Прилетели домой, стали разбираться. Не вернулись на базу лейтенант Ю. А. Спицын и старший лейтенант А. М. Шитов. Оба - командиры звеньев, коммунисты, воспитанники Ейского училища. У обоих по 2 ордена Красного Знамени.
Шитов имел на боевом счету 9 сбитых самолётов врага, Спицын - 6, но у него гораздо больше вылетов на штурмовку. Юрий Спицын - парень весёлый, компанейский, с юморком. Выступает, бывало, на собраниях - заслушаешься. Александр Шитов, напротив, скромный, молчаливый, не любитель хвастаться своими успехами. Поэтому, видимо, кто-то из лётчиков высказал предположение, что только Спицын мог решиться на огненный таран.
Эту версию подхватили, других-то не было. В бригаду отправили соответствующее донесение. В полку провели митинг, выпустили листовку - молнию. Знаю, что шёл разговор о представлении Спицына к высокой награде посмертно..."
А вот что пишет бывший командир 3-й эскадрильи того же авиаполка подполковник в отставке И. Гопкало:
Мы в тот день летали на Выборг, а 1-я эскадрилья - на штурмовку аэродрома в Гатчине. Вечером у входа в столовую появился плакат: "Берите пример с лётчика Спицына, совершившего героический подвиг при штурмовке вражеского аэродрома !".
Надо сказать, что командование авиабригады, в которую входил 71-й ИАП, не нашло тогда ни времени, ни возможности проверить и уточнить факты, связанные с огненным тараном. Спицын остался героем, а о Шитове просто забыли. Однако дальнейшин события показали, что в этом эпизоде далеко не всё ясно. Из воспоминаний А. Г. Батурина:
"После освобождения Гатчины туда поехал навестить родителей командир 2-й эскадрильи Володя Абрамов. Он побывал на аэродроме, где до недавнего времени хозяйничали немцы, и там обнаружил скелет  ( без обшивки )  самолёта Спицына. Как он узнал, что именно его самолёт ?   Оказывается, ранее в одном из боёв истребитель Абрамова был серьёзно повреждён. Лётчик, чтобы ускорить ремонт, помогал в мастерских специалистам восстанавливать хвостовую часть фюзеляжа. Следы знакомой ему работы сразу бросились в глаза. А на этой "Чайке" после ремонта летал Спицын..."
Прошу обратить внимание вот на какую деталь. Обнаруженный В. Ф. Абрамовым на оставленном немцами аэродроме истребитель хоть и был "раздет", но не имел, по словам Владимира Фёдоровича, заметных деформаций силовых элементов каркаса фюзеляжа и крыльев. И это-то после предполагаемого удара о землю и взрыва ?!
Возвратившись в часть, Герой Советского Союза В. Ф. Абрамов доложил об увиденном и о своих сомнениях. В коллективе пошли слухи, начались пересуды, но всерьёз заниматься этим делом в период напряжённых боёв было некому и некогда...
В середине 1945 года в полк, ставший к тому времени 10-м Гвардейским, прибыл и сам Спицын. Судя по записям в его личном деле, 3 года он находился в плену, в концлагерях под Ригой, в Мюльберге, Нюрнберге и Триере. Освобождён союзниками.
О себе Юрий Андреевич рассказывал лётчикам разное. Батурину, например, говорил, что будто бы он направил горящую "Чайку" на стоянку "Юнкерсов". При взрыве его выбросило из кабины, оттого и прихрамывает с тех пор. Перед другими собеседниками хвастал, что летал у немцев на Ме-109.
В полку Спицына начали вводить в строй на Ла-5УТИ. Но вскоре от полётов отстранили. Известно, что побывавшим в плену не очень-то доверяли. Поначалу он молчал, безропотно ходил в наряды. Потом всё громче стал требовать разрешения летать. Такая настойчивость кое-кому показалась подозрительной. Тем более что у лётчика случайно обнаружили немецкий пистолет, который он не сдал вопреки доведённому до всех под росписку приказу.
В 1947 году старшего лейтенанта Ю. А. Спицына арестовали. Военный трибунал приговорил его к 25 годам лишения свободы за измену Родине. Накануне 10-й годовщины Дня Победы приговор Верховного Суда СССР был отменён за отсутствием состава преступления. Правда, в партии Юрия Андреевича так и не восстановили.
Попытку узнать правду о тех событиях давних военных лет предпринял полковник в отставке, кандидат военно - морских наук В. Мельников. В мае 1988 года он встретился со Спицыным. По словам Юрия Андреевича, он и не пытался таранить вражеские самолёты на стоянке. Раненый в воздухе, просто пошёл на посадку. Перед самой землёй "Чайку" опрокинуло взрывной волной от взорвавшегося неподалёку самолёта. Его выбросило из кабины. Немцы подобрали, подлечили. Потом в плену горе мыкал.
Нет сомнения, для меня во всяком случае, что эта "правда" - чуть обновлённая и подправленная автором прежняя легенда.
Как было всё на самом деле ?   Свет истины на происшедшее в Гатчине 19 апреля 1942 года могли бы пролить архивные документы, и прежде всего немецкие. Думается, со временем прояснится подлинная картина того боевого эпизода. Хочу заметить: у однополчан Шитова и Спицына, у меня самого нет сомнений в том, кто именно совершил тот огненный таран. И может быть, действительно не стоило бы пока ворошить прошлое, если бы не одно "но"...
В брошюре И. Г. Иноземцева "Тараны в северном небе", изданной Воениздатом в 1981 году, читаем:
"...тогда коммунист Спицын развернул свой И-153 и пылающим факелом врезался в уцелевшие вражеские бомбардировщики. Все лётчики группы были свидетелями этого подвига отважного товарища и отомстили врагу. А с Юрием Андреевичем Спицыным произошёл почти невероятный случай: взрывной волной его выбросило из самолёта, и лётчик остался жив".
Не мог Иноземцев не знать и о втором действующем лице этого военного эпизода - о Шитове, но о нём ни слова. Ещё один пример. В книге В. П. Захарова "Первый военный аэродром", вышедшей в 1988 году, Спицын тоже упоминается как герой огненного тарана. И здесь о Юрии Шитове - молчок !
Нет вины лётчика в том, что лишь случайное стечение обстоятельств обрекло его имя и подвиг на забвение. Но наш долг, долг всех ныне живущих перед тысячами таких, как Шитов, - возродить их имена и дела, поднять на ту высоту, с которой отважные сыны Отчизны шагнули в бессмертие.
( Из материалов журнала "Крылья Родины".  Автор статьи - Майор в отставке А. М. Слюсаренко,
заведующий музеем истории Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков )http://airaces.narod.ru/all16/shitov.htm

http://proza.ru/2014/01/27/27 чудеса в Ленинградском Небе