Глава 57. Специальность водопроводчика

Иван Григорьев
Через два дня началась наша жизнь в житейской обстановке. Тесть за утренним завтраком спрашивает:
- Ну, дорогой зять, что ты намерен делать?
- Я хотел бы больше с молочным делом не связываться - сыт по горло Порховской конторой. Возьми меня работать с собой! Я хочу быть рабочим. Научишь меня, как обращаться с трубами?
- Папа, ты хороший мастер! Возьми Ваню с собой! Мне надоело переживать за него. Только будь хорошим учителем и отцом - не подбивай его на выпивки.
- Правильно, Алексей Алексеич, будь мне хорошим отцом. При твоей помощи я скоро добьюсь высокой квалификации и, ручаюсь, не подведу!
Так я стал с помощью тестя изучать специальность водопроводчика.

К нам присоединились Савушкины. Леша еще работал шофером в Бологовской пожарной команде, а Лена - медсестрой в детском саду. Гуляя, мы много говорили о моих злоключениях в молочных конторах. О Жизни вообще. В Железнодорожном саду повстречали друга молодости Лешу Николаева, парня среднего роста, плотного телосложения, бывшего тяжелоатлета. Вместе мы когда-то ходили в железнодорожный клуб на Городской площади, гуляли по городу, слушали стихи, читаемых Женькой Трухиным.
- Как, Ваня, поживаешь? Уже, я вижу, семьей обзавелся?
- Обзавелся, Леша! А как ты?
- Я еще холостяк, занят был учебой. Окончил институт. Теперь инженер.
- Где же ты работаешь?
- На холодильнике главным инженером.
- Молодец, Леша! Свое желание выполнил. Помнишь, как ты хотел во что бы то ни стало поступить учиться? Я хочу спросить тебя: нет ли для меня какой работенки?
- Работа есть! И я подыскиваю рабочих по ремонту трубопроводов в холодильном цехе. Работа несложная, высокой квалификации не требует. Заменить прокладки и промыть трубы. Хочешь по-дружески устрою?
- Я с большим удовольствием! Мы придем с моим тестем, он опытный водопроводчик.

Заручившись обоюдной договоренностью, я шел с Марусей домой, улыбаясь светлому солнцу, чистому небу. Вообще настроение было хоть пляши!
- Маруся, неужели нам опять везет?
- Все хорошо, но эта работа временная. А дальше что?
- Научусь работать у папы и махнем с ним в Ленинград!
- Туда, я слышала, принимают только по вербовке.
- Я читал расклеенные объявления, но там вербуют только арматурщиков...

Придя домой и дождавшись с работы тестя, я сразу его спросил:
- Дед, есть хорошая работа на холодильнике! Пойдем туда работать?
- Я согласен! - ответил он. - Давай, завтра пойдем со мной! Будешь учиться трубы нарезать, гнуть их по шаблонам. Будешь знать как называются согнутые трубы.

Петровы. Тёща была очень рада, узнав моё сообщение. Должен отметить, что теща давно бросила заниматься сельским хозяйством и совсем переехала в город с Валей, которая продолжала учиться. Петя женился на Кате, бывшей уборщице в школе. Работать он устроился на холодильнике в Гузятино. Купили небольшой домик. У них уже есть дочь Таиска. Сергей остался в Хмельниках, работая в совхозе молотобойцем. Женился. Жена Сергея работала на Бологовском хлебозаводе рабочей.

Через три дня, после разговора с Алексеем мы с дедом пошли на холодильник. Обращаться по старой памяти к Алексею продолжал по имени.
- Леша, здравствуй! Знакомься, это мой тесть Алексей Алексеич. Хороший мастер по трубным делам.
- Хорошо! - сказал он. - Дайте ваши документы!.. Каким же разрядом вас оформить?
- Тестя по седьмому, ну а меня, если можно, по пятому... для начала.
- Согласен. Инструмент у вас есть?
- Есть! - ответил тесть, - Как же не быть, если всю жизнь работаю по этой специальности.

Алексей провел нас по цехам холодильника, показал с чего надо начинать. И мы принялись сливать рассол в канализацию, открывая фланцы на трубах... Проработали мы с Алексеем Алексеичем на холодильнике с 30 марта по 25 июня 1938 года. До этого с 20 декабря 1937 по 13 февраля 1938 я поработал слесарем по ремонту молочных машин на городском молзаводе. Уходя с холодильника, Алексей спрашивает меня:
- Какую же тебе дать справку, по какому разряду?
- Леша, как условились - по пятому разряду. Так и пиши, что было сделано...
Так я за эти три месяца получил специальность водопроводчика пятого разряда.

Нам с тестем пришлось быть без дела месяц по 26 июля 1938 года. И мы всей семьей поехали в Хмельники отдохнуть. Там дом был пустой. Сергей попал за драку в тюрьму, а жена его уехала в Бологое и жила у какой-то родственницы...

Идем мы как-то с Марусей и Толиком кряжем между деревней и рекой. Толику было почти 6 лет. Букву "р" он постепенно стал выговаривать и говорил чисто. Он побрасывал камешки "блинчиками" по воде.
- Вот в этом месте я чуть не утонула... Спас меня Петя. Он тоже купался. А Отец всегда здесь ловил руками налимов. Да таких крупных! - рассказывала Маруся о местах на реке.
- Как же он ловил?
- Очень просто: нырнет рядом с камнем, пошарит под ним руками... и, смотришь, тащит налима за жабры...

Сейчас уже июнь и дед сходил к вечеру позабавиться рыбалкой. И принес как всегда несколько хороших налимов. Мы ели рыбу с большим удовольствием. Особенно после стопочки водки...

Погостив неделю, мы вернулись домой. Я на второй день после приезда пошел по объявлению к вербовщику для того, чтобы завербоваться в Ленинград. Узнал о наборе арматурщиков на завод имени Калинина, что на улице Калинина. Посоветовавшись с дедом, с женой, с Матерью (которая тогда стала работать на пару с Дашей - убирать мусор на рынке). Все согласились нас отпустить. Мы получили подъемные от вербовщика, немного денег оставили дома на расходы (до первой получки). Собрали в чемоданы бельишка, и поехали.