Глава 52. Псков

Иван Григорьев
В дороге с нами никаких происшествий не случилось, но по приезде на станцию Псков мы оказались в незнакомом городе, как в лесу. Надо было найти гостиницу, куда нам была написана рекомендация. Расспросив местных жителей, я пошел искать. Ходить надо было пешком. Тогда городской транспорт только начал налаживаться.

Пройдя несколько улиц, нашел гостиницу. Арендовал отдельную комнату. К имеющейся кровати притащили длинный деревянный диван с высокой спинкой. Диваном отгородили нашу кровать. Для отопления служила круглая печь, работающая на две комнаты. Топка была из нашей комнаты, что могло помочь для разогрева пищи. Например, сварить сыну кашу, нагреть молоко...

Вернувшись на вокзал, нанял крестьянскую телегу, проезжавшую мимо, и мы переехали с вещами в новое жилье. Так произошло наше переселение во Псков.

Утром на второй день я пошел в контору "Главмолоко". Она находилась на улице Ленина, недалеко от вокзала. Погода благоприятствовала: солнце светило по-летнему, но листва на деревьях уже желтела, ожидался массовый листопад. Невдалеке, по трамвайному кольцу со звоном прошел трамвай...

Войдя в контору, состоящую из двух больших комнат, поздоровался со всеми сидящими. За столом у окна сидит пожилой мужчина в штатском, лет около 45-ти, с седеющими висками. С кем-то разговаривает по телефону. За другими столами сидели служащие: две женщины и мужчина в будничной одежде. Пишут и щелкают костяшками сетов.

Я подошел к первому из них и отрекомендовался. Григорьев - прошу любить и жаловать, новый сотрудник. Подал письмо из управления от Тынтарева. Заведующий, взглянув на письмо, произнес:
- Товарищи! Это к нам новый завпроизводством т. Григорьев Иван Григорьевич. Он встал и поздоровался со мной за руку, пригласил сесть.
- Будьте знакомы! Вот мастер псковского молзавода Сорокин Иван Васильевич, женщина постарше - статистка Петрова Лидия Ивановна, а молоденькая - это делопроизводитель Тоня.
Я подошел к ним, поздоровался за руку, потом сел к столу управляющего.
- Скажите, т. Григорьев, вы где остановились?
- Я приехал с семьей и устроился в гостинице.
- Велика семья?
- Кроме меня, жена и сынишка четырех лет.
- Вы поехали в наш город сами или по направлению?
- Все обговорено с Тынтаревым - о наличии заводов, с кем буду работать, необходимость подыскать жилье.
- Я вас должен огорчить. Во Пскове найти жилье трудно - город перенаселен.
- Отчаиваться я не собираюсь. Поработаем - увидим!
- Что вас заставило уйти с прежнего места работы?
Я работал в Бологовской конторе ЛСПО, но после разделения Ленинградской области был приписан в Калининское "Коопмолоко". Немного поработал там, организовал и провел обучение лаборантов, мастеров и директоров заводов. И вдруг, получил приказ, что моя должность сокращается. Другие инструкторы тоже сменили место работы.

Обратившись к мастеру, управляющий попросил его помочь перенести мне свободный стол из соседней комнаты и поставить у окна. В соседней комнате, кроме главного бухгалтера, сидели четыре женщины. Когда установили стол, я разделся и сел.
- Пожалуйста, познакомьте меня с расположением заводов и что на них вырабатывается.
- Вас проинформирует наш инструктор Лукин Сергей Нилыч. Он будет завтра, а пока идите устраивайтесь с семьёй! Питание советую брать на дом. Это рядом с гостиницей.

На этом мой первый день работы был закончен и я пошел к своим, чтобы организовать обед, заготовить некоторые продукты для завтраков и ужинов. Был у нас с собой алюминиевый чайник и примус. Хлеб, сахар, кондитерские изделия можно покупать недалеко в булочной. Яблоки, овощи и прочие фрукты - на рынке. Псков славился обилием фруктов и яблок. Деньги расходовали из подъемных.

Вечером втроем пошли знакомиться с городом.
- Маруся, как тебе показался город? - спросил я после прогулки.
- Город красивый, особенно в центре.
Толику не понравился, потому что приходилось больше ходить ножками. Носить на руках его стало уже обременительно.
- Толинька устал?
- Не холоший голод! - Толик "р" заменял на "л".
- Ничего, сынок, привыкнешь!

Утром я пошел на работу. Там меня уже ждал инструктор Лукин. Обо мне он уже знал от Тони.
- Здравствуйте, Иван Григорьевич! Я - Лукин. А вас я видел в ЛСПО в Ленинграде, когда был на совещании инструкторов в прошлом году.
- Как ваше имя-отчество, т. Лукин?
- Владимир Михайлович!
- Володя, значит. Так вот, Володя, познакомь меня с заводами и их расположением!
- На стене висит карта нашего района, а на ней все заводы указаны кружками. Их всего семь. Четыре цельномолочные, а три маслодельные. Из них один вырабатывает сыр.
- Когда мы с вами побываем на местах?
- У нас есть грузовичок, полуторка. Можем завтра съездить в Ляды, в Остров.
- Договорились! Закажи заправиться.
- Шофер знает. Не первый раз едет. На обратном пути возьмем то, что приготовлено к отправке.
- Как сдается ваша продукция по качеству?
- Всяко бывает... Мне кажется, то, что отправляем поездом, без сопровождения - занижают. А когда сдаешь сам, принимаю не ниже первого сорта. Больше - высший и экстра.

Лукин Володя только в этом году окончил Детскосельский молочный институт. Парень молодой и холостой. Местный и живет в Завеличье, то есть "за Великой рекой". Ростом высок, русый, с правильными чертами лица.

Познакомился я с сертификатами, со списком штатов и с обеда сходили с Володей на Псковский молокозавод. Завод находится близко. К нему есть железная ветка. Здание новое, разделенное на цеха. Приемка молока с лабораторией. Цех сбойки масла. Кисломолочный цех для сметаны и отдельно за переборкой для творога. Мастер завода Иван Васильевич Сорокин показал все цеха. Рассказал сколько поступает молока, сколько идет цельным в Ленинград, сколько на переработку.

Поездил с Лукиным по заводам, поискал квартиру или хорошую комнату. Маруся уже стала высказывать недовольство.
- На черта мне такая жизнь! Печка еще топится не каждый день. Примусом пользоваться нельзя - ругают. Копоти, видишь ли, много! Ребенку бегать по коридорам запрещают - жильцы жалуются.
- Да! Я с тобой согласен! У меня тоже работа не из приятных. На днях пошел я один в отдаленный сельсовет, что на границе с Эстонией. Иду, посматриваю по сторонам. Природа красивая, лес боровой. Но чуть не из-под каждого куста выскакивает красноармеец: "Ваши документы! Куда и зачем идёте?". Только один спрячется, не пройдешь и сотни метров, опять проверка. Наконец я пошел вдоль колючей изгороди - границы. Тут из-за куста на той стороне выходит солдат и просит жестами спичку, чтобы прикурить. Я дал коробок. Он прикурил и бросил мне обратно. Я бросаю ему и показываю на карман - "Бери себе!". Солдат поморщился, и показав на этикетку коробка, где самолет с красными звездами, описал рукой вокруг шеи. Дал понять, что если увидят такой коробок у него, то не избежать виселицы... Еще. Расстояние до заводов далекое, не то, что было в Бологое.

Взвесив все обстоятельства, я написал Тынтареву письмо, объяснив свои проблемы. Через неделю приходит распоряжение: "В этой же должности явится в Порховскую контору. Для жилья разрешается занять две комнаты в доме, принадлежащем "Главмолоко". Принять участие в обработке сада, пользоваться урожаем, выращивать овощи для себя."

Прочитав письмо, я обхватил Марусю и стал ее кружить.
- Папа, пелестань маму тлогать! Маме больно!
- Я, сынок, поиграть захотел!
- Поиглать можно... И я поиглаю! - он тоже, ухватившись за подол, закружился с нами, хохоча...

Утром я не пошел, а побежал в контору сообщить об отказе у них работать. Управляющему этот приказ, как снег на голову.
- Я вам сочувствую и говорил, что жилья в Пскове не найти, особенно с семьей.

Распрощавшись со всеми и получив причитающуюся мне зарплату, я расстался с псковской конторой. С ближайшим поездом поехали в Порхов.