Будем смотреть жизнь - 5

Натали Соколовская
Клару   разыскал   Дима.   Тот,    с   которым   она   познакомилась   у   Марка.   Мастер   СПТУ.   Стал   звонить.   Звал   Клару   то   в   кино,   то   просто   побродить.   Очень   много   говорили   о   литературе,   музыке.   Потом   стали   рассказывать   о   себе   понемногу.   Они   встречались   всё   чаще.     И   ночами   Клара   думала   о   нём.   Её   волновали   эти   мысли,   и   ей   хотелось   сейчас   же,   немедленно,   видеть   его   и   говорить,   говорить   обо   всём,   добираться   до   таких   немыслимых   глубин   друг   друга,   чтобы   -  а-а-а!   -  остановиться    как   перед   пропастью   и   замереть. . .
В   воскресенье   Дима   зашёл   за   Кларой,   -   договорились   идти   в   кино.   Но   пошёл   дождь,   и   кино   отложили.   Клара   пошла   на   кухню.   Кофе,   печенье,   сыр. . .   Включила   магнитофон.   Почувствовала   себя   хозяйкой,   маленькой,   милой,   улыбчивой,   остроумной. . .
Дима   не   спускал   с   неё   глаз,   и   всё   в   Кларе   замирало.    Они   смотрели   в   окно   на   дождь,   выключив   музыку,   и   слушали,   как   он   шелестит   по   листьям   и   бьётся   о   тротуар.   Димино   лицо   было   совсем   рядом,   сбоку.   Клара   слышала   его   дыхание   и   ощущала   его  тепло.   Он   провёл   ладонью   по   её   руке,   и   жуткое   оцепенение   сковало   тело   Клары.   Пьянящим   томлением   набрякло   всё   тело,   и   Кларе   каждой   клеточкой   хотелось     прикосновений    его   руки.   Какая   она   нежная   и  ласковая.   В   ней   столько   доброй   силы,   способной   укрыть,   защитить   от   дождя,   от   любой   непогоды.
Он   нежно,    немного  скованно  водил   ладошкой   по   её   лицу,   шее,   плечам,   перебирал   её   пальцы.   У   Клары   кружилась   голова   от   счастья.   Её   всю   распирало   от   жадного   желания   ответить   на   его   прикосновения. . .
Потом   они   оба,   протрезвевшие   слегка   от   глубокого   опьянения   чувствами,    шквалом   обрушившимися   на   них,   смотрели   друг   на   друга   и   смеялись.   У   Клары   всё   тело   дрожало.    Он   взял   её   руку   и   посмотрел   на   дрожащие   пальцы. . .

В   кино   они   всё-таки   пошли.   Но   фильма   и   ничего   из   окружающего   Клара   не   видела.   Дима   всё   время   держал   её   руку   в   своей,   и   Клара   всё   понимала  -  всё!  -  что   говорила  его   рука.   У   него   были   глаза   только   что   проснувшегося   человека.  Удивлённые.   Непонимающие.
Клара   прокручивала   всё   в   памяти,   и   не   было   ни   стыда,   ни   раскаяния.   Было   удивление.   И    радость.   Ей   будто   неожиданно   что-то   подарили.   Открыли   дверь   в   мир   звуков   и   жестов,   взглядов,   прикосновений,   полных   особой   нежности,   особого   смысла,   в   мир,   на   каждом   шагу   дарующий   радость.
  Какие   теперь   книги!   Какая   библиотека!   Мама,   дом,   подруги. . .   Ничего   нет   в   мире.
Нет,   нет,   всё   на   своих   местах,   но   оно   кружится   и   кружится    вокруг   Клары   в   каком-то      чарующем   хороводе.
  Вечерами   они   созванивались    по   нескольку   раз.   Говорили   о   такой   ерунде.   Неважно,   что   ты   скажешь ,   главное   услышать   твой   голос,   твоё   дыхание. . .

Однажды   мама   сказала   Кларе :   Хочу   с   тобой   поговорить.
В   первую   минуту   Клару   как   током   дёрнуло.
Разговор   был   о   другом.   Мама   сидела   на   кухонном   табурете   и   вздыхала.   Потом   достала   из   кармана   сигареты.
- Клара,   я   выхожу   замуж,   -   сказала   она.
Помолчали,   Клара   не   знала,   что   сказать.
- Клара,   не   обижайся.   Мне   надо   уехать.   Я   решила   выйти   замуж   и   уехать.
- Да,   -   сказала   Клара.   А   что  “ да “ ?   Она   не   знала.
- Тебе   будет   плохо   одной ?
- Не   знаю.
-Конечно,  тебе   будет   трудно.   Всё   придётся   делать   самой.   А   потом,   ты,   наверное,   и   поступать    куда-нибудь   будешь.   Ты   хочешь   учиться?
- Да,   -   сказала   Клара.   -   Хочу.
- Ну   вот. . .   А  может быть,   ты   выйдешь   замуж.   Хотя   лучше   не   торопиться.   Ты   ведь   не   собираешься   замуж?
- Что?   Не   знаю.
- Не   торопись.   Лучше   с   этим   не   торопиться.   В   людях   начинаешь   разбираться,   когда   наделаешь   кучу   ошибок.    Лучше   всё-таки  это   делать,   когда   ты   точно   знаешь,   чего      хочешь.   Понимаешь,   Клара,   главное,   чувствам   не    поддаваться.   Они   обманывают.
Мама   заплакала.   И   Клара   представила   -   очень   ясно   вдруг   поняла   -   мама   уедет.   И   она   останется   одна.
- Я   буду   высылать   тебе   деньги,   -   говорила   мама   сквозь   слёзы.   -   Девочка   моя,   не   обижайся.   Мне   надо   уехать.   Может,   когда-нибудь   ты   поймёшь   меня. . .   Может   быть.. .   Главное,   ты   не   думай,   что   я   бросаю   тебя.   Я   ещё  не   знаю,   как   смогу   без   тебя.   Я   знаю,   я   сожру   себя. . .   Но   я   хочу   попытаться.   Я  ещё   не   старая,   и   мне   так   горько,   что   жизнь   уходит.. .   Я   уже   почти   старуха,   а    жизнь   уходит. . .
Мама   уже   захлёбывалась   слезами.   Оттолкнула   Клару.   Ушла   в   ванную.   Закрылась.
Клара   смотрела   в   окно   на   унылый,   пустой   тротуар   перед   домом   и   думала :   Так   лучше.   И   маме   лучше,   и   мне.   Пусть   будет   так.   Так   даже   лучше.
И   когда   мама,   упаковав   чемодан,   уехала,   Дима   перебрался   к   Кларе.   Просто   пришёл   вечером   и   сказал :   Что   хочешь   со   мной   делай,   а   я   никуда   отсюда   не  уйду.
- Конечно,   буду   делать   всё,   что   захочу,   -   засмеялась   Клара.   -   Смотри,   не   пожалей. . .

И   началась   их   семейная   жизнь.   Собрали   друзей,   устроили   что-то   вроде   свадебного  торжества.
Всем   семейным   заботам   Дима   радовался   искренне   и   как-то   уж   очень   по-детски.   Для   него   выбраться   из-под   назойливой   опеки   родителей    было   всё   равно,   что   выбраться   из  сетей.   Тяга   его   к   Кларе   была   настолько   безудержной,   -   до   еле  сдерживаемых стонов   в   подушку.   И   вдруг   -   никаких   препятствий.   Пожалуйста.   Будьте   вместе.   Живите   и   радуйтесь.
Уже   после   того,   как   Дима   перебрался   к   Кларе,   он   повёз   её   к   своим   родителям   знакомиться.
Был  сухой,   сдержанный   приём.   Он    оставил   в   Кларе   довольно   неприятный   осадок.
Больше   она   никогда  не   виделась   с  его   родителями.

Первый   месяц   -   сплошное   упоение   и   восторг.   Клара   высиживала   положенное   время   в   библиотеке   и   клевала   носом.   Вспомнит   что-нибудь,   улыбается.   Зоя   потешалась,   глядя   на   неё,   жалела   и   часто   отпускала   пораньше.   Сама   обслуживала   читателей.   Замена   эта   никак   и   ни   на   ком   не   отражалась.   Кроме   одного   читателя.
Худенький   парень   в   очках,   после   того,   как   недавно   записался,   приходил   каждый   день
Клара    замечала   его   внимательные,   робкие   взгляды,   устремлённые    сквозь   ряды   книжных   полок   на   неё.   Вначале   Клару   это   тяготило   и   раздражало.   Но   однажды   они   разговорились.    Саша   из   всех   книг   выбирал   только   стихи.   Он   скромно   поведал   Кларе   несколько   моментов   из   своей   биографии,   отвечая   на   её   вопросы.   И   Клара   узнала,   что   он   и   сам   пишет   стихи.   Некоторые   даже   были   напечатаны.   Он   помог   Кларе   найти   эти   журналы   в   читальном   зале,   и  она  прочла  там  некоторые   его  стихи.   Прочла   с   большим   любопытством.   Почему   она   их   раньше   не   заметила?   Ей   понравилось.   Тронуло.
 А   что   её   сейчас   не   трогало?   Присутствие   Саши   её    уже    не   тяготило   и  не   смущало.  Появился   крохотный   лучик    в   серых,   однообразных,   тоскливых    часах    высиживания   рабочего   времени.

Когда   схлынули  первые   бурные   восторги,   Клара,   всё   такая   же   счастливая   от   присутствия   Димы   в   её   жизни,   задумалась.   Лето   в   разгаре.   Скоро   вступительные   экзамены.   Надо   усердно   готовиться.   У   Димы   геофак    университета    был   его   мечтой   с   детства,   и   он   готовился   к   экзаменам   как   одержимый.   Клара   подала   документы   на   филфак.   Не  очень-то   она   верила   в   свой   успех,    но   когда   увидела   толпы    абитуриентов,   так   и   вовсе   её   оторопь   взяла.   И   это    на   вечернее    отделение.   Её   заражала   напористость    Димы.   Но   у   него   за   плечами   топографический   техникум,   всё-таки   какая-то   ступенька.
А   тут   ещё   перепады   в   её   настроении.   Если   бы   только   в   настроении.   Незнакомые   ощущения    её   пугали   и   настораживали.   Появилась   раздражительность.   Странное   извращение   вкуса.   Все   её   мысли   теперь   были   заняты   заботами   о   еде.   И   вместе   с   этим    вид   любой   еды   вызывал   брезгливость.
Как-то   вечером   Дима   внимательно   наблюдал ,   с   каким   отвращением   Клара   водит   вилкой   по   тарелке.
- Клара,   ты   беременна?   -   Он   сам,   кажется,   испугался   своего   вопроса.
- Что ?   Почему   ты   вдруг   спрашиваешь   об   этом?   Я   всегда   была    разборчива   в   еде.   Ох,   и   доставалось   мне    за   это   от   отца.   Его  это   всегда   раздражало.   Тебя   что,   тоже   раздражает?
- Не.   Просто   раньше   ты   не   была   такой,   вот   я   и   подумал.
  После   ужина   Клара   ушла   в   ванную   и   долго   разглядывала   всю  себя   в   зеркале.   Так   вот   оно   что,    подумала   Клара,   и   сразу   все   признаки   сошлись,   как   на   кончике   иглы :  Беременна!   Это   было   настолько   ново   и   значительно,   что   разом   исчезла   раздражительность.
 Клара   стала   внимательно   прислушиваться   к   тому,  что   в   ней   происходило. 
Беременна!   Вот   как   это   бывает.   Вместе   с   осознанием  этого   пришло   какое-то   особое  ощущение   собственной   значимости.   Она   подолгу   рассматривала  себя   в   зеркале.
У   меня   будет   малыш.   Я   буду   мамой.   Он   маленькими,   крепкими   губками   будет   потягивать   из   меня   молочко   и   расти,   расти,   расти. . .   Вырастит   очень   скоро.   И   мы  будем   ходить   с   ним   в   зоопарк,   в   кино,   всюду,   куда   ему   захочется.   А   какие   у   него   будут   распашонки   и   платьица,   да!  -  платьица,   ведь   это   будет    девочка.   Нет,   я   поторопилась.   Это   будет   мальчик.
Чем   больше   она   думала   о  предстоящем   ребёнке,   тем   более   заманчивым   и   привлекательным   казалось   всё,   что   связано   с   ним.
Ладно,   если   бы   её   раздражительность,   которая   исчезла,   испарилась   до   капельки.   Исчезла   бы   в   никуда.   Но   она,   кажется,   переселилась   в   Диму.  Её   самоупоение  и   блаженная   какая-то   радость   били   в   глаза.   Дима   морщился   и   отворачивался.   Теперь   он   иногда   оставался   ночевать   у   родителей.  “ Понимаешь,   Клара,   занимались   долго   с   Игорьком,   куда   же   потом   тащиться, . .   да   и   мама   не   отпускала. “
В  первый   раз   Клара   всю   ночь   простояла   на   балконе,   пристально   вглядываясь   в   фигуры   людей,   выходящих   из   автобуса.   А   когда   автобусы   перестали   ходить,   а   Димы   так   и   не   было,   Клара   не   на   шутку   испугалась : что-то   случилось!   Ей   и   в   голову   не   пришло   позвонить   его   родителям.   Часа   через   два   у   подъезда   затормозило   такси.   Клара   бросилась    по   лестнице   вниз,   чтобы   ещё   там,   внизу,   встретить   Диму   и   выплакаться   у   него   на   плече.   
Там   не   было   никого.   Клара   глазам   своим   не   поверила.   На   всякий   случай   заглянула   за   подъездную   дверь,   -   никого.   До   утра   она   проплакала,  воображая   всемозможные   ужасы,   которые   могли   приключиться   с   Димой.
Днём   она   попросила   бессменного   Сашу  -  поэта   посидеть   на   абонементе,   а   сама   ушла   спать   в   подсобку.   От  всего  пережитого  она   уже   ничего   не   соображала,   а   ноги   просто   подкашивались.
Саша,   как   чуткий   барометр,   улавливал   перемены   в   настроении   Клары.   Он   писал   ей   каждый   день   стихи.   Клара   злилась,   читая   нежные,   романтичные   элегии   -  полупризнания.   Мысли   её    были   далеки  от  Сашиных   страданий.   Вообще,   после   маминого   отъезда   как-то   уж   слишком   много   всего   навалилось  на   неё.   Клара   растерялась,   сжалась   комочком   внутри   себя :  как   теперь   жить. . .
У   Димы   начались   вступительные   экзамены,   и   они   с   Кларой   решили,   что   лучше   ему   пока   оставаться   у   родителей.   Всё-таки   поближе   к   университету.    И   вообще. .. .   Спокойнее.   Ничто   не   отвлекает.   Он   теперь   лишь   изредка   забегал   к   ней   на   работу.   Клара   сидела   со   своим   животом   и   во   все   глаза   смотрела   на   Диму.   Наверное,   теперь   у   неё   был   вид   человека ,  только   что   проснувшегося   и   ничего   не   понимающего.   Дима   торопливо   и   рассеянно   касался   губами   щеки   Клары,   не   забывая   бросить   на   ходу:  Как   малыш?

Мама   прислала   Кларе   письмо   сразу   после   отъезда.   Теперь   она   жила   в   Минске   в   большом   деревянном   доме   с  грушевым   садом,   вдвоём   с   тем,   кто   заменил   папу.
Письмо   было   совсем   коротеньким,   и   в   конце :  Если   тебе  плохо   одной,   я   заберу   тебя.   Кларе   стало   страшно   от   этой   строчки,   как   будто –то   кто-то   невидимый    тянул   уже   её   за   руку.
Нет.   Никогда   она   не   уедет   из   своего   города.   Никогда.   После   всего   пережитого   и   после   маминого   письма   ей   особенно   дорогими   показались   и   её    квартирка,   и   библиотека,   и   улицы,   по   которым   она   ходит.

Длинные   ночи   Клара   последние   два   месяца   до   рождения   малыша   проводила   без   сна.   Читала.   Смотрела   в   окно   на  звёзды.   Слушала   дождь.   Или   тишину.   Писала   стихи.   Мечтала   о   своём   малыше.   Думала   о   маме.   Долго,   долго    говорила   с   ней.

Саша  -  поэт   занял   её   место   на   абонементе  -  официально!  -    и   выдавал   теперь   книги   вместо   Клары.   Зое   и   Кларе,   однако,   пришлось   долго   его   уговаривать.   Никак   поэт   не   хотел   идти   в   кабалу.   По   вечерам   он   приходил   к   Кларе    и   подробно   посвящал   её   во   все  события.   Потом   они   вместе   ужинали.
Они   подолгу  говорили  о    малыше.   Вспоминали   своё   детство .   Однажды   Саша – поэт   нарисовал   акварелью   ангелоподобного   младенца   и   внизу    приписал   несколько   четверостиший.   Там    было   что-то   о   том,   как  тебя   ждут,   малыш ,   и   как   много   хотят   поведать   тебе   о   мире   и   себе.   Как   мечтают   о   том,   чтобы    ты   не   был   обделён   любовью.   О   том,   чтобы   у   тебя   самого  сердце   было    щедрым   на   добрые   чувства.
Картинку   повесили   на   стену,   И   Клара   по   нескольку   раз   на   день   подходила   к   ней,   перечитывала   строчки,   удивлялась.
  Одну   комнату   Клара   отдала   поэту.   После   этого   Саша   почувствовал   себя   абсолютным   домохозяином.   Он   укорял   Клару   за   каждую   мелочь : и   неряха,   и   лентяйка,   и   . . .   -   чего   только   не   слышала   Клара.   Она   уже  была   готова   обидеться,   а   он   подойдёт,   посмотрит   на   неё   сквозь   свои   лупы   и   что-нибудь   такое   сморозит,   да   ещё   в   рифму,   что   Клара   весь   день   может   хохотать,   придерживая   живот   двумя   руками.   С   юмором   поэт. . .
В   доме   опять   зазвучала  музыка.
И   тут   начинается   танец.   Кларе   так   хотелось   вспорхнуть.   Но. . .   тяжело.   Подержи   мой   живот,   -   просит   она   поэта.   И,   не   очень   сожалея,    -  ведь   ненадолго!    -   отдаёт   его.   Ему   отдать   можно.   Вон   он   как   держит   его,   будто   это   хрустальная,   необычайной   красоты   роза,   глаз   не  оторвёшь.
Клара   делает     неосторожный   прыжок   и   нечаянно   слишком   сильно   отрывается   от   пола.   А   как    же   потолок?   А   его   нет.  Над   тобой   потолок   и   перед   тобой   стена   только   тогда,   когда   ты   их   сам   воздвигаешь.   Глаз    не   отрывает   Клара   от   поэта   с   его  -  её!  -   драгоценным   грузом.   Но   даль   так   заманчива,   так   бодрит   и   освежает.   Ощущаешь   вдруг   в   себе   необыкновенные   силы.   Откуда   они?   Всё   понятно.   Ты   сумел   оторваться   и   подняться ,   и   ничто   уже   не   пугает.   В   самом   деле,   сколько   можно   сидеть   маленьким,   испуганным   зверьком   в  клетке .   И   не   понимать   жизнь.   И   наблюдать   жизнь.   И   бояться   её.   Всё  можно,   и   всё   прекрасно,   когда   ты   веришь   в   себя.

Клара   плавно   опускается.   
- Всё   в   порядке?   -   Спрашивает   её   поэт.   Он   держит   в   руках  её   хрустальный   глобус,   то   есть,   живот,   какой   же   глобус?   -   живот   и   говорит :  Если   бы   не   это,   ох,   как   бы   я   взлетел   с   тобой.   Но   он   держит   его.   И   будет   держать   столько,   сколько   нужно.   Такой    уж   он   человек   -  понятливый.   Пластинки   меняются,   и   танец   не   кончается.   

- Я   бабочка,    -   думает   Клара.   -   Ещё   маленькой   я   догадывалась,   что   я   -   немного      и   бабочка.   Почему   же   у   меня   тогда   ничего   не   получалось?   Знаю.   Едва   я   начинала   думать   об   этом,   мысль   моя,   испуганная,    застывала   и   умирала.   Вот    почему   в   детях   часты   и   трусость,   и   жестокость.   Мысли   и   желания   неосуществлённые      умирают   рядом    с   ними . . .
- Всё   в   порядке?   -   Спрашивает   поэт,   когда   Клара   опускается.
- Это   чудо,   -   говорит   Клара.  -   Это   такое    чудо.   Спроси   как-нибудь   по-другому.   О   чудесах   нельзя   такой   скучной   прозой.
- Для   меня   это   привычно.   -   Говорит   поэт.   -   Это   мой   мир.   Всё   равно,   что   воздух.   В   чудесном   мире   отвлекаешься   от   понятия    ЧУДО.    Для   тебя   это   слишком   новое   ощущение.   Новые   ощущения   иногда   так   кружат   голову.   Вовлёк-то   тебя   я,   вот   и   приходится   проявлять   бдительность.

Пластинка   кончилась.   И   Клара   забирает   свою   ношу.   Но   чудеса   не   кончаются.   Поэт  поёт   ей   песню,   что-то   очень   нежное   и   волнующее.   Клара   думает   о   своём   малыше.  Он   приходит   к   ней   во  сне.   Клара    не   удивляется   ему,   как   будто   он   всегда  был   с   ней,   маленький,   требующий   столько   внимания,   забот.   Но   какие   это   заботы?    Это   счастье. . .
Все   горести   ушли,   будто   их   и   не   было.   А   счастье   бескрайнее   и   бурное,   как   лавина,   -   захлёстывает   её.
Спасибо,   тебе,   Поэт!