Рубль

Аркадий Старый
                Рубль.


  1963  год.  Поволжье.  Прошло  уже  очень  много  лет,  а  эта небольшая  история  сидит  во  мне   до  сих  пор.  В  тот  год  я  был  учеником  третьего  класса  обычной  российской  школы.   По  разному  вели  себя  ученики  в  этом  нежном  возрасте.  Кто-то  хулиганил,  кто-то  учился  прилежно,  не  нарушая дисциплины.  А  кто-то  балагурил,  шутил,  смешил  своих  одноклассников.  Одним  из  таких  был  наш  одноклассник  Ш.   Он   на  уроках  постоянно  смешил,  даже  иногда   мешая  учиться  другим.  Его  мать  работала  бригадиром  в  совхозе  и,  видимо,  выдавала  деньги  своим  подчиненным  в  дни  зарплат.  И,  вот,  однажды  Ш.  стащил  18  рублей (тогда  были  немалые  деньги) у  матери  и  раздал  эти  деньги  своим  одноклассникам.  До  сих  пор  помню,  он  раздал  по  рублю  многим.  В  том  числе  и   мне  достался  рубль.   Его  мать,  конечно  же,  нашла  виновника  и  сообщила  учительнице.  Учительница  просила  нас  вернуть  эти  рубли,  объяснила,  что  они  предназначены  для  выдачи.  Многие  вернули,  а  некоторые…нет,  в  том  числе  и  я.
      
      1966  год.  То  же  село.  В  те  годы  очереди  в  магазинах  были  обычным  явлением.  Очень  часто  стояли  за  хлебом.  Помню,  как  стоял   однажды за  хлебом,  была  очередь  приличная.  За  мной  была  девочка  из  нашего же села.  Не  знаю  как,  но  она  умудрилась  уронить  металлический  рубль,  выданный  ей  на  покупку  хлеба,  на  пол.  Очередь  расступилась,  стали  искать  этот  рубль.  Но  даже  общими  усилиями  найти  рубль  не  смогли,  и  она  ушла  домой.  А  я  купил  хлеб  и  пошёл  домой.  А  дома  когда  стал  снимать  резиновые  сапоги,  вывалился  металлический  рубль.  Да,  это  был  рубль  той  девочки.  Оказывается,  тот  рубль  попал  в  мои  сапоги  и  поэтому  на  полу  и  не  нашли.  Я  с  радостью  пошел  к  той  девочке  и  передал  тот  рубль.  Её  семья  обрадовалась,  и  благодарили  меня  за  честность.  Тогда  на  рубль  можно  было  купить  пять  буханок  хлеба,  а  у  многих  дневной  заработок  составлял  не  больше  такого  рубля.

   P. S.  Прошло   много  лет,  очень  много  лет,  но  не  возвращенный  рубль  сидит  во  мне  и  гложет  совесть…   Хотя   после  этого  я  делал  немало  добра  другим  в  финансовом  отношении.  Мною  были  безвозвратно  потрачены  тысячи,   тысячи  рублей  в  помощь  другим.

    P.P.S.  Думаю,  что  у  многих  есть  поступки,  за  которых  стыдно  через  многие  годы...