Чудь - арии биармии?

Рина Полесьева
                Знала ли что, или в Бога ты верила
                Что там узнаешь из сказок твоих?
                Чудь начудила, да меря намеряла
                Гатей, мостов, да столбов верстовых
(А. Блок)


 
  Над этой главой мне пришлось потрудиться гораздо больше, чем над остальными. Несколько раз казалось, что ответ близко, но вместо ответа попадала в очередной тупик. Но, именно, эти тупики заставили меня более серьёзно отнестись к своей работе над темой истории своего родного края – берегов Северной Двины. Начинала писать полушутя, казалось, всё лежит на поверхности, давно всё изучено, освоено, задокументировано и рассказано. На поверку вышло, что ничего толком не изучено, не освоено, при рассказах о прошлом  огромного края опираются на пару-тройку несущественных документов. Более того, создаётся впечатление, что специально уводят в сторону от истинной древней истории Севера.
   Название нашей страны вообще и нашего края, в частности, как, впрочем, и многих других изменялось, довольно, часто. Есть самоназвания, те, которыми наши предки называли сами свои земли. Есть народные названия – прозвища, например, мы называем жителей Германии немцами, украинцы называют русских москалями, мы их – хохлами  и т.д. Также сохранились различные названия нашей страны в летописях чужих стран и народов, поэтому меня интересовало не столько географическое или политическое обозначение данной территории, а, то, какой, именно, народ здесь жил в более древние, так называемые дописьменные или долетописные времена. Кто они были, наши предки -    славяне, арии, финно-угры, саамы, евреи,  может, турки или татары? А, может, вообще, инопланетяне?  Историю переписывали и исправляли  не один раз – это факт общеизвестный,  но  народ, который населял эту территорию, должен сохранить, хоть, что-то в своей памяти. Понятно, что и память можно стереть или изменить, что тоже делалось неоднократно, но всё - равно остаются какие-то следы, надо только очень внимательно их разглядывать. На, интересующей нас территории, кроме ариев и биармийцев очень хорошо «наследила» чудь. Наследить-то наследила, но и загадок оставила ничуть не меньше, чем те же Гиперборея – Ариана и Биармия вместе взятые. Кто они такие, откуда взялись, куда потом делись? Попробуем потянуть за эту ниточку, как знать, может, и размотаем клубочек.
   Что же это  за народ - Чудь?
   Много легенд и преданий сохранилось о чуди в разных местностях Урала и Севера России  в различных вариациях. Прослеживается временная закономерность, с которой постепенно падает авторитет чуди, где она постепенно превращается из могучих, но великодушных богатырей, обладавших паранормальными способностями, как биармийцы и арии, в забитых дикарей, не способных отстоять свою независимость и потому оканчивающих жизнь массовыми самозахоронениями или уходом в более глухие места, подальше от людских глаз. Так ли это?
   Познакомимся с некоторыми легендами о чуди, чтобы попытаться представить себе в общих чертах облик загадочного народа:
   «В древности на Урале и русском Севере жили Чудь Белоглазая и Дивьи люди.
   Чудские люди отличались особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Этот народ, согласно преданию, иногда загадочно исчезает под землёй или в горах».
   «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди сверкали украшения. «Слушай, - сказала женщина Татищеву, - ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я - княгиня чудская, Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы». И Татищев – умный человек – приказал не раскрывать захоронения».   
      В поверьях и преданиях чудь наделяется необычными или сверхъестественными чертами, способностями. Чудины в них — богатыри и чародеи, колдуны: останки чуди — «кости большие, как не человеческие». Один из чудинов  был так силен, что, чихая, убил барана. «Члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии».
     В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. С остервенением защищались из крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах (выкопав яму, ставили по углам столбики, делали над ними крышу, накладывали на крышу камни, землю, сходили в яму с имуществом и, подрубив подставки, гибли). «Закапывалась» чудь и от Ермака, хотя,  возможно, что  никаких самозахоронений не было, а был обычай хоронить умерших в таких ямах со столбиками и крышей.
   Один из возможных «следов» чуди — считающийся и в XIX в. необычным, таинственным местом Холмогорский ельник на Курострове. По легенде, в ельнике якобы находился когда-то "чудской идол". Идол, слитый из серебра, «прикреплен был к одной самой матерой лесине и держал в руках большую золотую чашу». Украсть идола и окружавшие его сокровища было, казалось, невозможно: «Чудь берегла своего бога крепко: постоянно около него стояли часовые, вокруг самого идола были проведены пружины.   Несмотря на эти предосторожности, русские все же сумели ограбить священное  место и уйти невредимыми». Согласно одной версии, сбежавшаяся чудь постояла, посмотрела на удалявшиеся корабли, похлопала руками да и разошлась — «и с этой самой поры перестала собираться в ельнике». По другой версии, чудинцы гнались за новгородцами верст десять до теперешнего селения Курьи вниз по Двине и там вступили с ними в бой. Но, позвольте, это же почти один и тот же сюжет с ограблением божества биармийцев викингами, описанный в исландской саге.
       Представителей чуди по некоторым описаниям  можно идентифицировать с «блаженным народом», жившим на севере в благодатной Гиперборее. Гиперборейцы - арии, как и   чудские люди отличались  особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе.  Способность же к колдовству и привычке прятать сокровище в земле, с наложением заклятий отмечали ещё викинги у биармийцев. Итак, наблюдается закономерная преемственность характеристик народов, живших по берегам Северной Двины на протяжении нескольких тысяч лет.
   Что же, можно поставить знак равенства и со спокойной душой закончить поиски?
  Однако, не всё так просто. В других преданиях чуди приписывались не только другие обычаи и нравы, но и, совершенно, отличный внешний вид.  В Коми-Пермяцком округе, например, существует огромное количество преданий о народе чудь, где говорится о том, что раньше чудь проживала и в этих местах.  Но их чудь была темноволосой и смуглой, невысокого роста, хотя,  западные соплеменники имели другой внешний вид,   были светловолосые и очень высокого роста.
   Такой поворот событий меня сильно смутил и заставил искать дальше. Пришлось более тщательно восстанавливать картину заселения тысячелетней давности не только северо-востока России, но и большей части Европы, да и по другим местностям пришлось «пробежаться». Несмотря на то, что точек зрения по историческим событиям того времени тоже оказалось немало, уже можно найти какие-то более достоверные источники, чем мифы и легенды.
   
   Среди ученых существуют разные версии о том, кто такая чудь.   Судя по первоисточникам,  чудь, действительно, очень древний народ. Ещё в I тыс. до н. э. «чудь белоглазая осаждала Иерусалим» во времена царствования царя Соломона.    Л.Н. Гумилёв   упоминает чудь (тьюдо), которая участвовала в широкомасштабных битвах в Евразии готов с  гуннами в начале I тысячелетии  нашей эры.
   Следующее упоминание о чуди относится к «Повести временных лет», Нестор перечисляет его, в числе прочих, живущих в землях Иафетовых, по крайней мере, уже сразу  после потопа. Потоп же по Библии был в IV тысячелетии до н. э.
   В летописи Нестор пишет, что после потопа трое сыновей Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили землю. Симу достался Восток, Хаму – Юг, а Иафету – Север и Запад и перечисляет все народы, которые жили в то время в разных частях света. Не будем здесь отвлекаться на восточные и южные земли, там нет интересующего нас народа. А вот в северной стороне он упоминает его, даже, три раза. Первый раз ставит их в один ряд с русскими,  затем выделяет  заволочскую чудь среди прочих финнно-угорских племён, в прошлом населяющих центральную, северную и восточную часть России, а затем чудь фигурирует ещё и среди племён, обитающих «близ моря Варяжского» - Балтийского. 
   «В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского». Вопрос, почему Нестор выделил чудь из всех перечисленных им племён, тоже ждёт своего ответа.
  Н.М. Карамзин писал, что Биармию населяла, именно, чудь. М.В. Ломоносов тоже утверждал, что этой землёй в древности  владела чудь. «Чудские поколения, коль далече по северу простираются, заключить можно из множества разных народов, отчасти Российской державе недавно покоренных, отчасти в оную в прежние совсем включенных.
Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала.

   Довольно явствует по сим чудским народам, коль сильны были прочие их единоплеменные, которых Нестор летописец исчисляет. Многие толь велики были, что со славянами новогородскими послов своих к варягам отряжали для призыву князей на владение, по которому пришел Рурик с братьями.
Рассмотрев чудского народу прежде многих веков могущество, большее нынешнего, признать должно, что они в севере великую часть земель еще и прежде того занимали и неотменно в общем имени скифов заключались от греческих и римских писателей...»
. Судя по вышеуказанным первоисточникам, вывод о том, что и после заката гиперборейской цивилизации у нас, на севере жили далеко незаурядные племена, напрашивается сам собой. Кстати,  после открытия на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты начали появляться версии о том, что чудь — это древние арии. Эта версия нашла немало сторонников среди учёных и краеведов.   Скифы, к которым Ломоносов относит чудь тоже  индоевропейский народ.
   
   Здесь  надо дать историческую справку. Возможно, не все читатели знают, что до образования государства Русь, на огромных территориях, которые простираются от Норвегии на западе до региона реки Обь на востоке, а на юге – до низовий Дуная, до прихода славянских и тюркских племен  проживали финно-угорские и балтийские  племена. Названия многих финно-угорских народов и языков упоминаются в старых хрониках. История нашего края началась не только раньше приезда сюда Петра I и, даже,  прихода новгородцев, но она  отсчитывает тысячи лет, до известных нам событий, и ничуть не менее а, скорее, намного древнее египетских пирамид. Для академической науки, оказывается, вообще,  нет никаких сомнений, что финно-угорские народы имели свою, достаточно развитую культуру до прихода славян и вместе с ними участвовали в становлении государственности Древней Руси. И тоже ещё вопрос, чьё влияние оказалось более весомым, поскольку от финно-угров в состав Руси вошло 20 племён, а от славян всего 12. (Потомки Рюрика являются носителями галогруппы N3, как и финно-угры.)
  В русских летописях чудь упоминается в составе дружины Олега (того самого – Вещего) при его походе в 859 году на Смоленск. В составе прочих представителей племенного союза князья чуди участвовали в важнейшей миссии – призыве Рюрика на княжение и образовании государства Русь. Князем Владимиром Святославовичем «лучшие из мужей» чуди  вместе с кривичами, вятичами и новгородцами в 982-м году были переселены на место проживания в Киев. В Киеве  (во дворе Чудине) и в Новгороде (на Чудинцевой улице) жила  элита того времени: князья, воеводы и прочие достойные граждане Руси из племени чудь.
 Восточные славяне чудью называли все древние прибалтийско-финские племена. Первичное  значение слова чудь для них  связывалось с эстами (древнее название средневекового населения современной Эстонии). В последующем, видимо, произошло то же самое, что и с термином Заволочье. Вместе с распространением  Заволочья с западных участков от Новгорода на весь северо-восток, по причине нахождения от него «за волоками», сюда же на северо-восток распространилось и название местного не славянского населения – чудь. При внимательном рассмотрении, нашлась и ещё объединительная черта того и другого Заволочья также, как той и другой чуди. Через эти земли и эти народы лежал путь, связывающий Балтийское и Белое моря. Вполне возможно, эти пути и эти территории контролировались в древние времена соплеменниками, следы которых мы сейчас ищем.
   
   Скорее всего, Чудь – это переделанное на русский лад слово «тьюдо» или «тиудо», которое относится к готам. (Готы – древнегерманский народ, игравший до VIII века значительную роль в истории Европы, вероятнее всего скандинавского происхождения). Так вот у них слово «тиудо» несёт вполне понятный смысл, оно означает «народ»,  «мы», «наши», а не какое-то конкретное название племени. В разных переводах и разных источниках по-своему пытаются перевести это слово,   относя его то к готским племенам, оставшимся к IX веку на побережье Балтийского моря, то к народам, проживающим на пути с Балтийского моря в Волгу, то ко всем кельто-скифским народам, покорённым Германарихом – вождём готов в IV веке.
  Тогда получается, что чудь – тьюдо – это индоевропейцы, которые жили на севере до прихода сюда славян??? 
  Вообще, по всей Европе и по Северо–Восточной, в частности,  туда-сюда много веков ходили и угро-финны, и кельты, и германцы, и славяне. Славяне, германцы и кельты относятся к индоевропейским народам. С угро-финнами посложнее, но всё же отдалённое родство с общим предком обнаруживается. Скажем так, если у первых трёх была одна общая прабабушка, то у всех определённо, прапрабабка была тоже одна. Известно, что само  финно-угорское население, в свою очередь,  называли чудью людей, которые жили в этих местах ещё до их прихода сюда, то есть… тоже индоевропейцев? Утверждают же генетики, что у нас, на Севере население не только финно-карельско-скандинавское, но есть и – внимание! – чисто русские по палеорусскому  типу. Что это может означать? То, что до прихода сюда славян здесь уже жили славяне? Нет, дорогие мои читатели, это значит, что до славян – потомков индоевропейцев, здесь уже жили индоевропейцы. Вместе с финно-уграми.
    Известно, что  после таяния ледника (или другого важного климатического события, повлиявшего на ход истории около несколько тысяч лет назад) Европу населяли древние индоевропейцы – арийцы. Расселяясь после катаклизма, одна ветвь ушла на юг в Иран и Индию. В Европе арийцы разделились на кельтов, славян, готско-германские народности и другие. Значительная часть должна была остаться в наших северных краях. Большая группа двинулась на восток.  Через несколько тысячелетий часть восточной группы – финно-угры пришла обратно на землю предков, где продолжали жить, никуда не уходившие индоевропейцы. Восточная группа пришла изменившаяся, в связи со смешиванием с    исконными племенами Урала и Сибири. Вот откуда, абсолютно, различный вид восточных и западных финно-угров.
   Подтверждений этой версии предостаточно, просто она несколько отходит от традиционно сложившихся за несколько последних столетий и сейчас, как всё новое, с трудом  пробивает себе право на существование. А может, она слишком уж проста и очевидна, чтоб признать?! Или за ней скрывается какая-то страшная тайна?! По неведомым причинам  окончательного ответа, какой народ жил на берегах Северной Двины  и её притоках до колонизации этой территории славянами до сих пор нет. Но завеса над тайной приоткрывается. Чаще всего упоминаются с привязкой к берегам Северной Двины  арии, биармийцы и чудь.
 
   Я очень долго искала карту, на которой было бы отмечено, какие народности населяли в средние века территорию Северной Двины. На тех, что можно легко отыскать в интернете получается, что ни славян, ни угро-финнов здесь в те времена  не было, да и саму территорию на картах  редко можно найти.  Со всех сторон обозначены какие-то племена, народности, а на нашей территории будто бы пустыня была. Южнее нас племена веси и мери, с запада корела, даже, на востоке от нас уже обозначены пермь и югра. Племена эти причисляют к финно-угорским. К финно-угорским приписывают и чудь, которая, якобы, и проживала на нашей территории в стародавние времена. Но всё дело в том, что чудь, как фантом, пронеслась по территориям северо-восточных земель России, а, ведь, если верить источникам, то этот народ жил совсем недавно, значит, должен оставить более реальные следы, чем мифы и легенды. Иначе, это уже мистика какая-то. Известно, что  гиперборейцы, и биармийцы, да и сама чудь умели колдовать, но не настолько же!