Выдави из себя раба!

Виктор Сорокин
(Проект выступления на вечере 25 января в Сахаровском Центре,
посвященном годовщине смерти Валерия Абрамкина)

Прежде всего я выражаю свое восхищение каждым, кто находится в этом зале. 

Истинная величина человека определяется тем, каким добрым делам он научил других людей. А меня Валера Абрамкин научил самой важной вещи на свете: внутренней свободе.

На мой взгляд, именно за пропаганду естественного права человека быть свободным и не бояться преступной власти антинародные правительства объявляют правозащитников главными врагами государства и народа. И именно за действенный пример достойной и свободной личности тюремный срок Валерию Абрамкину был удвоен. Пример, который освободил от СТРАХА и меня.

Осенью 1979 года мы с Валерой и еще с двумя ребятами решили подзаработать на сборе и продаже клюквы. Свою долю мы с Валерой продавали на рынке в Пушкино. Однажды я остался дома, а Соня пошла посмотреть, как там у Валеры идет продажа. И вот подойдя к воротам рынка, она видит такую сцену:

Пожилая женщина подошла к Валере прицениться, а узнав цену пошла прочь.
– Куда же вы, мамаша, – окликнул ее Валера. – Идите сюда, я вам так дам! – И насыпал ей в пакет два стакана бордовых ягод.

Валера был неисправимым правозащитником. Находясь в Бутырской тюрьме, он оказывал правовую помощь всем сокамерникам. Он помог им составить десятки юридически грамотно оформленных жалоб на избиения их надзирателями, на фальсификации уголовных дел, на лишения заключенных законного права на медицинское обслуживание и т.д. И представьте себе, этот связанный по рукам и ногам человек поставил на уши и заставил, возможно, впервые в истории, всю администрацию Бутырской тюрьмы исполнять свои обязанности! Годовой срок пребывания Валеры в Бутырской тюрьме заслуживает самого тщательного изучения как уникальный пример исполнения гражданского долга перед своим народом. Это исследование явилось бы достойным памятником величайшему из правозащитников.

Вечная ему память!