Побороть страх в себе

Гадаев Алексей Вениаминович
Человек учится распознавать страх в себе и в своем окружении с детства за счет вербальной, визуальной и кинестетической информации поступающей в круге общения.
Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Страхов больше у детей и подростков, следовательно, они имеют возрастной характер. Эмоциональная невоздержанность при эмоциях страха - это неспособность человека контролировать и владеть своими отрицательными эмоциями. Отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль, тревога) могут привести к эмоциональным расстройствам.
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. Сигнализируя о состоянии опасности, страх зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.[Википедия]
Бывают страхи неуместные, без источника, причины или объекта, которые называют "фобиями".
Фобии считают особенно сильными нереалистичными страхами, которые отличаются избеганием одного или нескольких предметов или ситуаций. Они обычно устойчивы длительное время и могут усугубляться или распространяться на другие ситуации.
Иногда следствием страхов становится стремление к объединению, с тем, чтобы бороться против опасностей сообща.
При взрослении человек может ощущать эмоции страха прошлого, настоящего и будущего одновременно.
Как можно развеять страхи?
Психотерапевт С.Н. Лазарев считает, каждый человек должен "работать" со страхами прошлого, настоящего и будущего. Начинать нужно со страхами прошлого, потом страхами настоящего и будущего. Страхи настоящего приходят к нам из прошлого и будущего. Иногда страхи приходят к нам при конфликтах в различных ситуациях общения и при этом у человека возрастают гнев, осуждения, обиды и даже агрессия.
Христиане считают: не противится насилию (если кто ударил по правой щеке, подставь ему левую); уличи обидчика в несправедливости, злодеянии три раза и если он не понимает своих вредных действий, то поступить с ним жестоко - как "мытари к грешнику"; отойти прочь от агрессивного человека и не мечи "бисер перед свиньями".
Иудеи: "Не помогай грешнику, помогай нравственному человеку. Поможешь грешнику, он будет мстить тебе же за твою же помощь".
Внутреннюю работу над своими страхами в настоящем необходимо начинать с умения отстаивать свои позиции, гасить конфликты и менять позиции восприятия (нулевая - как привык видеть, мои интересы, интересы партнера, объективные позиции, системный взгляд, позиция ангела - я там где нужен). Погасить страх "в настоящем" можно, если принять тревожную ситуацию без уныния и осуждения, так как это будущий страх. Отсутствие веры в свои силы и ресурсы, в помощь со стороны, в сверх естественное - порождает боязнь и страх. Страх создает неуверенность в себе.
Конечно, неуверенность в себе это состояние человека, при котором он считает нечто не истинным: сведения, характеристики, ощущения и вообще любую информацию.
Неуверенность в себе может сформироваться в любом возрасте и посредством внушения других людей, либо самовнушения.
Как формируется неуверенность? Базовая (детская) неуверенность произрастает в самом раннем возрасте и формируют её родители. Мнение родителей ребенок принимает за аксиому и не усомнятся в нем. Когда родители говорят ребенку, чтобы он посмотрел какой хороший соседский мальчик/девочка, то в этот момент у их чада формируется уверенность, что тот мальчик хороший, а раз он не такой как он, то он плохой. Вот она, сформированная неуверенность.
Понятие неуверенности включает в себя: стыд, страх, комплексы, сложности в принятии решения, внутренние конфликты. .
Конечно есть люди бесстрашные, способные к самообладанию в любых ситуациях. Иногда это граничит с безумством.
Что лежит в основе жадности и зависти?
Жадность - это страх потерять что-либо: успех, влияние, богатство и прочее. Жадность - это неуёмное, неумеренное желание овладения или потребления чего-либо. Иногда жадность ведет к алчности, которая умножает заботы и попечения, приводит к внутренней злобе и замкнутости. Алчность непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов, завистников. Алчность может быть мотивом преступления или причина трагедии.
В основе страха лежит отсутствие веры в спасение и долголетие.
Зависть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий (Википедия).
Зависть
Материал http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2283/
ЗАВИСТЬ — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока. Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам “социально полезными способами” обрести лелеемое благо, а также от “белой”, или “кроткой”, зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завистью, входит также злорадство.
    Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.
    А. В. Прокофьев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Зависть - это страх быть отстраненным от кого или чего-либо.