Вступление к Семейным преданиям

Ольга Косарева
     Настал 2014 год. Прошло семь лет с тех пор, когда я, усевшись на пол, развязала бантики на боках пухлых папок с документами и письмами, решившись написать «Семейные предания». Начался период раскладывания, перекладывания, прочтения, переписывания, сопровождаемый всем набором соответствующих эмоций: увлеченное замирание, слезы, смех, бурная передача информации мужу, дочери, сыну и всем, кто соглашался слушать. Следующий этап, самый, пожалуй, трудный, – это составление текста. Боже! И я считала себя грамотным человеком! Кроме мелких «пакостей» в виде грамматических правил (например, слово «сашины» – с маленькой буквы или с большой? и т.д. и т.д.), я столкнулась с самой большой «пакостью»  – неумением подбирать слова, неумением избегать повторов, и, вообще, с беспредельной убогостью собственного словарного запаса. Вроде как в дипломе у меня обозначены специальности «преподаватель теоретических предметов» и «музыковед», но… Но величаво звучащее слово «музыковед» предполагает свободное владение родным языком, а я где? – в грязи подножия. И ведь бывало статьи писала и лекций всевозможных кучу начитала, и семинары многодневные проводила. Статьи, помню, писались мучительно – словеса издевательски показывали мне язык. Вот лекции другое дело – там беседа глаза в глаза – не литературное творчество, а психология, и слова нанизывались на реакцию слушателей соответственно их душевному отклику. Но бумага! Напишешь, перечитаешь, зачеркнешь, походишь как зомби с невидящими глазами, снова напишешь, снова зачеркиваешь.

   Дело принимало серьезный оборот. Я бросила преподавательскую работу (благо муж не возражал) и вплотную занялась писаниной. Сын Витя, по  настырно наступательной просьбе своей мамаши, оснастил меня компьютером и чудесным юношей Альфатом для обучения компьютерным азам. «Сделай меня хакером» – заявила я Альфату. Он мило улыбнулся и терпеливо, пока не уехал на Сахалин, вкладывал в мою головушку то первоначальное, чем я и владею по сей день. Витя, приходя в гости, выполняет за меня простейшие операции, которые я так и не освоила. Дочь Лена, приезжая летом из Гатчины, приводит в порядок мои компьютерные фонды. А я, «великий хакер», пишу и печатаю, пишу и печатаю. Главное  – словеса стали нехотя подчиняться.

     В  2009 году начала размещать  «Семейные предания» в интернете, заведя страничку в Прозе-ру. По электронной почте наладила связи с родными и знакомыми, выпрашивая воспоминания. Двоюродная сестра из Питера Оля Воробьева сначала включилась довольно активно, но потом потеряла интерес к этому нудному делу. Дочь старых друзей нашей семьи из Москвы Наташа Иванова не только горячо поддержала мое начинание, но и упросила свою маму Зою Сергеевну Иванову написать воспоминания. Дружескую поддержку до сих пор оказывает двоюродный брат из Москвы Борис Серебряков. Он читает мои «Семейные предания» в Прозе-ру, комментирует, разыскивает документы о Бельтеневых в интернете и снабжает ими свою «упертую» сестрицу. Правда, не приемлет моих «розовых очков». Я отстаиваю, как могу, свою позицию: да, характеры у всех были разные и непростые, были ссоры и недовольства, но это дело обычное, житейское, это не предательство, не преступление. Я бесконечно благодарна моим предкам, давшим жизнь всем нам, и хочу лишь сохранить о них светлую память. Борис посмеивается, но его заинтересованность в моих раскопках не иссякает.

   В «Преданиях» по линии Косаревых неожиданную активность проявил мой муж Саша. Почему неожиданную? Сейчас объясню. Саша все силы отдает своей работе, одно слово   –  геолог –  этим все сказано. Приходит  вечером усталый, поест, подремлет часок и смотрит телевизор да читает книжки. Мне казалось, что и рисовать он перестал, потому что сил нет. Я иногда (хм, иногда!) врывалась в его вечерние «полежалки», заставляя  выслушивать все, что натворила за день. И вот подошла пора писать о Косаревых. Пришлось муженьку вечерами, отложив в сторону любимые занятия, сидеть на кухне и рассказывать назойливой жене о себе, о родителях. Вошел во вкус. Съездив в Кострому, выкупил в краеведческом музее копию документа о священнике Ювенском (по линии его мамы). Разжег интерес к изысканиям у живущих в Костроме родственников. Дочь его двоюродного брата Ирина Михайловна Сычева прислала сведения о родословной Ювенских.

    Отлично! Процесс сбора и обработки информации двигался к завершению. Записаны на бумагу магнитофонные записи прежних лет, которые сохранили рассказы моей мамы о своей семье и Оли Чистовой (племянницы моей бабушки  О.Е. Бельтеневой), приведены в порядок записки о семействе Косаревых, присланные из Румынии Сашиной двоюродной сестрой Таней. Отдыхаю с чувством выполненного долга. Витя, профессиональный художник, оформил (с некоторой долей ворчания по поводу моей бестолковости в части бесконечного исправления ошибок, дополнений, перестановок) «мемуары», даже напечатал один экземпляр и преподнес мне в подарок. Все! Finita! Но…

                ***

    2011 год. Объявляется на нашем горизонте Галя Вишнякова из Устюжны (родом из Бельтеневых), которая раскапывает в Устюженском музее материалы о Бельтеневых.  Переписываемся, приглашаем в Уфу для личного знакомства, едем с дочкой в Устюжну на съезд потомков Бельтеневых. Начинается новый виток работы такой активный и обильный информацией, что дух захватывает – только успевай запоминать и записывать. История рода Бельтеневых превращается из лирических баек в документальную повесть.

    2012 год. Моему двоюродному брату из Питера Игорю Платонову-Сухачеву подарили ноутбук, и он начал разговоры с нами, уфимцами, по скайпу, которые перелились в неистощимый поток сведений о Сухачевых и Куприяновых (родня со стороны моего папы). Еще один подарок судьбы! Работы прибавилось. Радость переполняет –  наконец, наконец-то и над родом Сухачевых приподнялась завеса времени.

   Кажется, скоро можно будет закругляться. Осталось немного. Проблемы еще есть (а где их нет?), но, надеюсь, преодолимые. Оказалось, что информацию о давно ушедших собрать легче, чем об ушедших не так давно и о сейчас живущих. Прошу, к примеру, Игоря рассказать о себе, о сестре, о матери и тетках. В ответ получаю – да там все обычно, ничего особенного. Есть люди, которые не умеют о себе рассказывать. То ли дело мой братик родный  Андрей и его жена Тамара. У Андрея на даче я провела три чудесных дня, записывая ворох воспоминаний. Правда, его редактирование чудилось мне дулом пистолета: шаг в сторону – расстрел. Но это не страшно, вполне терпимо, коли есть привычка и чувство юмора. Потом пару дней ездила на их городскую квартиру, где уже Тамара рассказывала историю своей семьи. Ее редакция расстрела не предлагала. Моя младшая сестра Ира Ахметшина, владелица двухэтажного особняка в Ногаево (о, Ногаево!), недовольна тем, что я накропала по собственному усмотрению, значит, предстоит еще малость поработать. Но это мероприятие перенесем на лето – уж больно хорошо сидеть там у них в креслах (тент, столик, забота младших Ахметшиных) и любоваться раскинувшимися цветниками – лепота!

   Так что, «Семейные предания», накатываясь волнами, кажется, приближаются к завершению. Сижу у почти полного корыта и жду, что подарит еще золотая рыбка.

                ***