Символ веры и вера в символы

Геннадий Гаврилов
«Верую во единого Бога…» - этими словами начинается символ веры православных христиан…
В принципе,  с осмысления его и должен начинаться путь христианина.
 Информации и впечатлений от знакомства с теорией и практикой науки православия так много, что иногда не хватает сил вдуматься в некоторые её правила, обычаи и догматы.
У каждого из нас есть свой предел  возможностей понимания, но это не должно никого удручать, и есть на этот случай авторитетный совет не домогаться непостижимого.
Вместе с тем,  правил поведения для верующего так много, и они, порой, кажутся такими непростыми - как  креститься и молиться, как пользоваться святой водой, просвирками, елеем,  какие книги читать, есть множество тонкостей, касающихся устава  – что на осмысление Писания остаётся мало сил,  и оно уходит на дальний план.
Эти правила стали основой предания и неотъемлемой частью вероисповедания.…
Оказывается, и об этом предупреждает в эфире телеканала «Союз» профессор Духовной академии  А.Осипов, даже в магазинах православной книги  продают такие «творения» будто бы «игуменов» и «старцев», что прямая дорога им, этим творениям  – в печь.
Без всякого стеснения авторы их проповедуют то, что, с точки зрения православия, ведёт  в «широкие врата погибели». 
                Атрибутов вероисповедания так много, им уделяется так много внимания, что они несколько заслоняют собой сами первоисточники её.
Некими символами веры стали иконы, свечи и лампадки, просвирки, пузырьки и бидоны со святой водой.
Молитвословы по объёму стали больше Евангелия, а если ко всему этому добавить «Жития святых», книги  Добротолюбия и другие сочинения подвижников веры, то голова может слегка закружиться от одной наивной и, может быть, крамольной мысли: как вокруг сравнительно маленькой книги Нового Завета появилось столько поучительных толкований? Понятнее ли стала проповедь Христа от разъяснений множества Его толкователей?
Набираясь опыта молитвы, трудно пройти мимо ещё одного недоумения: как можно считать разумным такое множество акафистов и молитвенных канонов, если Христос  предостерегал о многословии в молитве?
Критики православия создали сатирический образ усердного молитвенника, представляя его сидящим в дупле дерева за чтением псалмов и питающегося засушенными кузнечиками.
Образцом песнотворчества и неидеального поэтического вкуса может служить акафист «Иисусу сладчайшему», текст которого изобилует такими сомнительными поэтическими образами, как «Иисусе пресладкий», «Иисусе прелюбимый», «претихий…премилостивый…преблагий…предивный…преславный» и  прочими приторностями.

«Простота веры» и полное неведение текста Библии  - это не одно и то же.
Рано или поздно, люди, ищущие Бога, начинают пытаться понять Его «всем своим разумением»... И обязаны это делать в меру сил.
Учебники «Закона Божия» однажды перестают утолять жажду понимания.
Мы наивны, если полагаем, что, уж, в Писании-то не может быть поводов для разномыслия и кривотолков. 
 Между тем, иногда от сопоставления прочитанного и реальностей рождаются и крепнут многие трудные вопросы и недоумения.
«Книга Правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных»,
Правила святых апостол. Правило 9:
«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного».
Сегодня в церковь входят все желающие, в том числе, и женщины, желающие сплясать и спеть что-нибудь на амвоне.
Правило 10:
«Аще кто с отлучённым от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучён».
Пр.79 : вселенского собора:
«Если кто… в 3 воскресных дня, в продолжении 3 седьмиц, не придёт на церковное собрание, … да будет удалён от общения»
Сегодня большинство «прихожан» не знают друг друга, тем более – отлучённых.
Да есть ли такие кроме Л. Толстого?
А если строго соблюдать правило, то сколько останется «православных»?
Пр. 16 7-го Вселенского собора:
«Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния»
Сегодня золотые кресты с драгоценными камнями украшают одежды священников.
 Допустим, время потребовало некоторого отступления от правил.
Мы же не фарисеи какие-нибудь, не книжники…
 Тем более, что есть правило, осуждающее тех, кто возбраняет шёлковые одежды ради подражание нищим.
           Иисуса  Христа часто называют в Евангелии «Солнцем правды, светом мира, победителем жизни и смерти, Спасителем мира».
О тайне воплощения Иисуса Христа слышим за каждым богослужением…   
И.Златоуст разъясняет, что Христом «бывшие  во аде от уз дьявольских  освобождаются»
Праздник Пасхи называют праздником «воскресения мертвых и жизни вечной».
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития начало»
«Через воплощение сына Божия мы Обожены и вознесены на небо и спосажены с Сыном Божиим на престоле Божественном»
       То есть, Христос принёс «благую весть» о вечной жизни?
Возвестил победу над адом?
- Читаем Ветхий Завет.
Первое упоминание о преисподней:
« 2Пар. Молитва Манассии: «Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, … определил покаяние грешникам во спасение… Не осуди меня в преисподнюю»
Исайя. 26.19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела!»
Осия. 13.14: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа?»
Премудрость Соломона2.2 «Неправо умствующие говорили сами в себе: «Случайно мы рождены и после будем, как небывшие… тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух… Так они умствовали и ошиблись…»
Пример древнего атеизма находим и в книге Иова
Иов. 9.22: «Он губит и непорочного, и виновного… Земля отдана в руки нечестивых, лицо судей её Он закрывает. Если не он, то кто же??

Разве из этих строк не следует, что идея вечной жизни и загробного «воздаяния» была известна ещё до рождения И.Христа?
                Случаи исцеления больных и оживления мёртвых также описаны  в книгах Ветхого Завета…
Неужели  исключительность Иисуса Христа только в том, что он воскрес из мёртвых, а не взят живым на небо, как персонажи Ветхого Завета пророк Илья и праведный Енох??
Какая-то неубедительная, не очень достойная миссия для Сына Божия…
Так для чего же Он был послан?
Искупить первородный грех?
Но мы видим из текстов Ветхого завета, что бессмертие для праведников и ад для грешников были известны людям и без распятия Сына Божия…
 Возможным ответом на вопрос могут быть слова из книги «3 Ездры»(13.29…37):
«вот, наступают дни, когда Всевышний начнёт избавлять тех, которые на земле, и приведёт в изумление живущих на земле…
Сын же Мой обличит нечестия, изобретённые этими народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и мучения… и Он истребит их законом, который подобен огню».
…(3 Ездры.16) « Горе тебе,… Египет и Сирия. …Ибо по всем местам и в соседних городах многие восстанут на боящихся господа…Опустошат и расхитят имущество их, и из домов их изгонят их»

Итак, допустим, целью и предназначением Иисуса Христа было «обличение нечестий».
И подтверждения этому есть в тексте Евангелия.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7.11)
Мк.13.22 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».
Лк.12.43 «Горе вам, фарисеи, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях…вы, как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Мф.12.34 «Порождения ехиднины! как вы можете говорить
доброе, будучи злы?»
Мф15.7 «Лицемеры! хорошо пророчесвовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко мне устами своими и чтут меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня»
«Мф23.25 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем внутри они полны хищения и неправды… уподобляетесь накрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты…
Да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле…»
Эмоциональный окрас этих слов может дополнить картина изгнания верёвками из храма торгующих в нём.
И где же тут «Иисусе сладчайший»?
Разве нет впечатления , что из христианства выхолощено всё, что содержит в себе гневное и справедливое обличение нечестивых?

Справедливо ли будет утверждение, что  главное в проповеди Христа – обличения фарисейства?
В книгах пророков Ветхого Завета так много обличений лицемерия и беззаконий, что по «огненности» и революционности они, пожалуй, даже превосходят все Евангелия.
Ис.1.21: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия? Правда обитала в ней, а теперь – убийцы….  Князья твои – законопреступники и сообщники воров…»
Амос.3.10: «насилием и грабежом сбирают сокровища в чертоги свои».
Амос 6. «Вы, которые…нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов…, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием…, пьёте из чаш вино, мажитесь наилучшими  мастями… Вы …суд превращаете в яд и плод правды в горечь… восхищаетесь ничтожными вещами»
Аввакум 2.13 «Для чего же ты смотришь на злодеев и безмолствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей, как рыбу в море, как пресмыкающих, у которых нет властителя?»
         Наверное, каждый из нас ищет в Писаниях того, что тешит его душу.
И многие из нас приходят в церковь именно для того, чтобы отдохнуть там от мятежности и тревог нашей повседневности.
Чтобы остыть от той горячности, которую возбуждают всякого рода революционные и протестные мысли и чувства.
Только бы не остыть нам до такой степени, когда скажет нам наш Бог: «Но как ты  тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр.4.16)

Ещё одно расхожее утверждение: Христос принёс себя в жертву для искупления греха…
Мы можем себе представить Отца, который отдаёт Сына в уплату за грехи людей?
Разве Бог кому-то был должен?
Какую ценность в глазах бога имеет это жертвоприношение, если Бог абсолютно уверен в том, что смерти нет, а есть воскресение из мёртвых, и Сын  уверен в своём бессмертии, хотя и испытывает подобие человеческого страха смерти?
 Удивительно, что в вопросах, где есть сложности для понимания и однозначного толкования, богословие усердствует, не покладая рук, а в том, что понятно всем людям – « идите, научите все народы, крестя их… уча соблюдать всё, что Я повелел вам…» - оно проявляет склонность к компромиссам и так называемому смирению, которое делает людей рабами и прислужниками нечестивых. 

Если на минуту допустить, что я прав в своих рассуждениях, то возникнет вопрос:
зачем же тогда приходил Христос, если о бессмертии все уже знали, а разоблачения лицемеров, исцеления больных и оживления мёртвых  были и прежде Него?
Зачем было нужно распятие?
Может быть, чтобы разбудить остатки праведности в тех, кто ещё не мёртв для Бога?
Ведь, даже ученики Его убежали, не стесняясь наготы, от стражников, захвативших их Учителя для казни, а будущий апостол Фома не поверил в воскресение, пока не вложил пальцев в раны. А вместе с ним и все мы…
Чтобы с новой силой  и убедительностью разрушить ту церковь, которая, казалось, навсегда взяла себе привилегии наместницы Бога на земле? 
Чтобы напомнить нам, погрязших в манипуляциях со свечками и святой водой, забывающим о древних пророках, что слово Божие во все времена подвержено опасной плесени схоластики и злокачественной опухоли лицемерия.
Что праведность состоит, по крайней мере, не только в том, чтобы не реже  раза в три недели отстоять до конца богослужение и «причаститься», а в том, чтобы избрать себе жизнь и соблюдать слова пророчеств Святого Писания.
А если от церкви останутся только зажжённые лампадки, унылые песнопения, усыпляющие и утешающие  да чтение псалмов монотонным голосом с многочисленными акафистами, то нам есть от чего встревожиться: всё это уже было в той церкви, которую разрушил Христос.
   Сегодня, зайдя в магазин православной книги, может показаться, что вы находитесь в ювелирной лавке. Иконы в позолоченных рамах, Библии в украшенных камнями и позолотой переплётах, не говоря, уж, о крестиках и медальонах из золота неизвестной пробы, но известной цены…
Всё это стало символом веры.