Педагогические воспоминания

Ирина Кузьмина-Шиврина
Ответ Евгению Глебову-Крылову на http://www.stihi.ru/2013/07/27/4383    "Ой,дурят нашего брата"

Очень интересные воспоминания. Помнится у нас в школе тоже экспериментировал местный гипнотизёр врач-психиатр. Учились мы тогда в 9 классе (1962-63 уч.г.) . Согнали нас со всех параллельных классов в актовый зал, и начался массовый гипноз, по описанной Вами схеме. Только двое человек не поддались этому. Я и мальчишка из класса"А". Почему? Я думаю, что мне, как очень любопытному человеку, было интересно познать кухню действа. Поэтому я пялилась во все глаза и следила за каждым его действием, вслушивалась в каждую фразу, сразу прогоняя в голове:"А к чему бы это?". И мой мыслительный процесс не позволил мне впасть в зависимость. Слепой внушаемости нет., ибо папа- доктор физико-математических наук всегда говорил: - Всё подвергай сомнению, если на заборе написано слово из трёх букв, - это не значит, что там склад этих вещей. Юморист и умница он был у меня.Вечная ему память!

Насчёт учителей. Мне лично с учителями повезло. А вот на своей педагогической практике я столкнулась с определёнными изломами. Я, например, разрешила ученикам посмотреть журнал, какие у них стоят оценки. Ко мне подошла старая учительница и сделала мне выговор.Я тактично промолчала, а про себя подумала: "Почему дети не должны знать о своих оценках?", и продолжала делать по-своему. При этом, мы разбирались с учениками за какие темы у них неуды и что нужно подтянуть и пересдать. Ребёнок, владея информацией, если он заинтересован в исправлении своих оценок и пополнении знаний, обязательно займётся ликбезом. Знаю по себе. Была у меня манера иногда( просто не было вдохновения) не делать домашние задания, и, естественно,неуд в журнале. Но потом я всё пересдавала на пять. А, если уж ученик оболтус до мозга костей, то туда ему и дорога. Были у меня два таких в классе. Единственное, что мне удалось, это договорится с ними,чтобы они не мешали другим на уроках усваивать предмет. А "педагогическая" загадка про журнал для меня до сих пор не объяснима. Практикуют же её в школах и поныне. Убедилась на внуках.
И ещё,очень интересное воспоминание. Когда собиралась на педпрактику. Наставляли меня: мать маминой подруги, старая учительница, воспитанница Института Благородных Девиц и папа. "Запомни, - говорили,-никогда не пытайся перекричать класс. Наоборот снижай голос, тогда добьёшься результата.
И вот, мой первый урок физики. Объясняю тему КПД. Взяла пример из Перельмана с автомашиной, которую можно было бы поднять на высоту 1м, используя тепловую энергию стакана кипятка, но с учетом КПД это сделать невозможно. Первые ряды заворожённо слушают, а на галёрке начинается гул(двое лоботрясов, о которых говорила выше),снижаю голос,гул усиливается, отхожу к окну, замолкаю, гул ещё сильнее, передние ряды шикают на задние, шире-дале (это же дети с их необузданной энергией) начинается возня между парт, я смотрю в окно,меня смех разбирает, молчу вспоминаю как мы доводили физичку, кстати папину студентку, которая орала на нас. Заглядывает учительница: - Что тут у Вас? Отвечаю: - Маленькая разминка. Дверь закрывается. И по мановению ока все усаживаются за парты в самой, что ни на есть, примерной позе. Тишина. И вдруг-звонок! Говорю: -Я хотела вам объяснить новую тему не так как изложено в учебнике. Вы сорвали урок, поэтому на следующем занятии будет контрольная работа.Будьте любезны подготовиться самостоятельно. Перед очередным уроком просидела всю ночь, готовя варианты контрольной работы. Подготовила вариантов 10 с учётом способностей учащихся. И, Вы знаете, у меня троечники написали по три варианта от простого к сложному. Естественно, получили 5. После этого у них появился такой азарт к изучению физики, что их классный руководитель только удивлялась как мне их удалось заразить. А надо-то было всего дать ребёнку почувствовать свои силы. Эта практика с несколькими вариантами была мною перенята от моих учителей. Коль скоро я училась хорошо, то материал всегда усваивала быстро, и чтобы сильным ученикам не было скучно в то время, когда учитель доносит материал до других, наши учителя давали нам несколько вариантов на самостоятельный разбор. Это очень заинтересовывало и, кроме всего, поощрялось оценкой в журнал - этакая материальная мотивация познавательного процесса. А сейчас учителя не хотят ничего лишнего переделать, только самый минимум, а остальное - к репетитору. Печально всё это.
Спасибо Вам. И меня подтолкнули к воспоминаниям о школьных и студенческих годах.

Ирина Кузьмина-Шиврина   07.09.2013 13:47   •