Виталий Маргулис - блестящий пианист

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Виталий Иосифович Маргулис (1928—2011)


Виталий Иосифович Маргулис — российский пианист, музыковед и музыкальный педагог.

Начинал учиться музыке в Харькове у своего отца, который учился у Александра Горовица, в свою очередь учившегося у Скрябина. Окончил Ленинградскую консерваторию (1951) у С. И. Савшинского. После нескольких лет работы в Свердловске в 1958 г. вернулся в Ленинград и до 1974 г. преподавал там же, испытывая, однако, постоянные трения с руководством консерватории:

Маргулиса не любили те, от кого многое зависело: коммунисты фортепианного факультета, члены партийного бюро и «лично» ректор консерватории, народный артист СССР Павел Серебряков.
<…>
Маргулис никогда не выезжает с гастролями за рубеж. В Союзе концертирует, в основном, на периферии. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) постоянно отказывает ему в присвоении звания доцента. Его статьи о фортепианном искусстве не публикуются. <…> Дать разрешение заниматься на консерваторском органе, что было необходимо пианисту, обратившемуся к творчеству Баха, ректор мог. Но и в этом Маргулису было отказано.

В 1974 г. Маргулис эмигрировал из СССР и оказался первоначально в Риме, где его выступление услышал немецкий клавесинист Станислав Хеллер, пригласивший Маргулиса в Германию. С 1975 г. Маргулис — профессор Фрайбургской Высшей школы музыки, с 1994 г. — Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Маргулис занимался глубоким исследованием философско-символических смыслов музыки Баха и Бетховена: книга «Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена» издана в 1991 г. в Москве, труд «Хорошо темперированный клавир» Баха и визуальная церковная символика» получил широкий резонанс в профессиональной среде.

В 2003 г. опубликовал сборник афоризмов «Багатели», представляя который, Марта Аргерих пишет:

«Эта поразительно вдохновляющая книга открывает окно в жизнь музыки и за руку ведёт нас в нашу любимую фортепианную страну. «Багатели» Маргулиса полны мудрости и юмора. Его выдающаяся интуиция, глубокое знание человеческой природы и духовных глубин равно увлекут и музыкантов, и немузыкантов. Эта книга неотразима».

Сборник автобиографических очерков «Паралипоменон. Новеллетты из жизни музыканта» издан в 2006 г. московским издательством «Классика-XXI».

Ученики Виталия Маргулиса более сотни раз становились лауреатами международных конкурсов, в том числе двадцать восемь получили высшие награды. Среди воспитанников Маргулиса, в частности,Филипп Бьянкони».

Удивительно, но в его книге воспоминаний нет ни слова о Вере Августовне Лотар-Шевченко, которую он, разумеется, хорошо знал в те годы и не мог не слышать о ней, когда в 1965 году Симон Соловейчик одной статьёй сделал её знаменитой. Об отсутствии имени В.А. Лотар-Шевченко в книге Виталия Маргулиса пишет и Георгий Угодников:

«Я добывал эту книгу, уверенный, что о Лотар-Шевченко найду там упоминание, но нет ни слова».

Но, оказывается он и других музыкантах ничего не написал. Только о себе:

«Он, кстати, не упоминает там (и не даёт характеристики) дирижёров и других персон филармонии. Больше – о поездках, о себе и с добавлением юмористических сцен. – пишет Георгий Георгиевич Угодников. И продолжает: - Возможно, дети Маргулиса, успешные музыканты, со временем опубликуют и другие воспоминания из его архивов. Не верится, что пианист Виталий Иосифович не упомянул нигде Лотар-Шевченко с её неординарной судьбой».

Поживём, - увидим. Жалею только об одном. Если бы я знал раньше, что он работал вместе с Верой Августовной и живёт в Лос-Анджелесе, непременно бы с ним связался. Попробую разыскать его детей.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/24/488