Вальс для гитары

Яков Ратманский
Cолнышко привычно укладывалось на заботливые руки горизонта - устало за день. Все тучки ринулись, чтобы подстелить свои мягкие подушечки под красный шарик, уже споласкивающий раскаленные лучи в прохладной воде озера Эри. Ни одного облачка на небе не осталось и оно засверкало своими алмазами, что вообще невиданное зрелише в нашем северном штате.
До озера всего минут пять езды – успею снять эту красоту. Небо в алмазах – это то, что обещала когда-то чеховская Соня уставшему от жизни дяде Ване. Не дожили до такого счастья, а оно вот, обещанное, простерлось перед моим взором. Да, любит наш Всевышний красоту, ничего не скажешь. Правда, редко он ее нам показывает, тучами заволакивает, темно-синим одеялом затягивает - не хочется ему нас лишний раз, безалмазных, расстраивать. Конечно, как по мне, так не мужское это дело – украшать свою обитель такими драгоценностями. Разве предположить, что Бог – женщина. Как только эта мысль приходит в голову, сразу начинаешь представлять нашу Богиню в шарфах из радуги, в платьях из Ниагарского водопада, в ожерельях из вулканических искр, вылетающих  вместе с лавой из рассвирепевшего кратера. Почему бы нет? В нашей вселенной все возможно. Никто же не видел Творца, но если вдуматься, то женщина больше подходит к тому, что сотворить такую красоту мужчине не подсилу – фантазии не хватит. Одни только цветы чего стоят, а про алмазы на небе я вообще молчу.
А если глубже покопаться, то можно чёрте до чего добраться. Вот например: зачем мужчине сотворять себе мужчину? Правда, Богу мои советы ни к чему: решил сделать себе мужика - сделал и доволен. Потом осмотрел  свое творение внимательно со всех сторон и понял, что Адам абсолютно бесполезное существо в плане продолжения рода человеческого. Разве что себе для компании: лепить людишек вдвоем приятно и вдвое быстрее. Но этой твари божьей работа не в радость, он предпочитает или ничего не делать, как принято представлять жизнь в Раю, или яблочки жрать да бабочек ловить. А если бы он Еву сотворил первой, то упростил бы весь процесс создания человечества. Вместо того, чтобы ребра ломать человеку, совершил бы первое зачатие сам, заодно и удовольствие получил. А какие бы дети пошли божественные! Не то, что нынешнее племя – выродки сплошные. Конечно, выродки могли случиться в любом случае, но тогда не на кого было бы пенять – родители так воспитали. Оно ему надо – на себя ответственность брать?
 А женщине, даже Богине, Адам был просто необходим, потому что без его участия человечество не создать. При женщине Адам существо очень даже нужное, а при мужчине - нет. Теперь не трудно догадаться, что там наверху произошло: Адам увидел женщину и решил, что он глава семьи. Мужчина ведь, притом, единственный во всей Вселенной! И власть свою над женщиной почуствовал:  яблочки нарежь, тапочки подай... Но у Богини не покомандуешь! В общем, не сошлись характерами и она в отместку выломала ему ребро и из него сотворила любимому Адамчику верную подругу жизни – пусть знает наших. Вот такие мысли крутятся в голове, глядя на эту красоту небесную.
Приехал я во-время, поснимал солнышко со всех ракурсов и присел на скамеечку. Последний лучик еще умывается, плещется в воде и протягивает ко мне свои искрящиеся пальцы. Есть еще несколько человек вокруг, но они уже уходят. Я посижу. На работу спешить  не надо – хоть какая-то радость есть у пенсионера. Тишина вокруг, только где-то вдали слышаться звуки гитары. Я обожаю этот инструмент, поэтому ноги медленно повели меня туда, где эти звуки рождаются.
Чем ближе я подходил, тем яснее слышалась неуверенность в игре, не чистые ноты проскакивали – явно с гитарой упражнялся ребенок. Наверное, не успевал дома позаниматься, так родители взяли его с собой к озеру, чтоб зря времени не терял. Пытался играть он что-то спокойное, в ритме вальса. Очень приятная мелодия, но слишком топорно все это звучало и я уже хотел развернуться и уйти – зачем мешать ребенку?
Солнышко улеглось полностью, сумерки постепенно завладевали пространством, дорожки почти не просматривались и было не понятно, что ребенку делать здесь в такое время? Но тут вдруг, почти прямо перед собой я увидел взрослого человека, сидящего на скамейке с гитарой. Он явно не ожидал визитера и как-то растерянно отложил ее в сторону.
-Excuse me, - сказал я и повернулся, чтобы уйти.
-Ничего, ничего, - ответил он по-русски, - ваш акцент не вызвал ни тени сомнения в том, что вы русскоговорящий, как здесь принято нас называть.
-Вы правы. – Я не знал, что делать: уйти или завязывать беседу с незнакомцем, но решил спросить:- Вы что-то красивое играли только что…
-Это вальс Иванова-Крамского, известного гитариста, композитора. Может, слышали это имя?
-Да, конечно. Его концерты часто передавали по радио. Я очень любил слушать гитару, да и сейчас люблю. Божественные звуки издает этот инструмент. Не так ли?  Мне всегда казалось, что гитара - довольно сложный инструмент, если играть по-настоящему, а не бренчать в подворотнях на двух аккордах.
-Вы  абсолютно правы.
-Насколько можно определить в темноте, вы примерно моего возраста. Не поздновато ли начинать?
- Иногда и это приходится. Я не профессионал, но когда-то играл прилично. И певцам аккомпанировал, и даже концерты были, хоть не на большой сцене, но  были. Жизнь распорядилась так, что теперь надо учиться заново.
С виду вроде нормальный мужик, как мне показалось. Но если он начнет говорить, что Иванов-Крамской - это он самый и есть, то придеться быстро уносить ноги. Но любопытство пересилило и я продолжил нашу мирную беседу.
-Вы меня совсем заинтриговали. Кстати, я не представился. Меня зовут Борис, я живу в большом доме на Richmond, - это недалеко отсюда.
-Я Михаил,  или просто Миша, а живу рядом с парком – здесь, на Lake Shore.
-Мы здесь все миши, бори и все русские – мне даже нравится. Уже забыли, что у нас  когда-то и отчество было, правда?
Он улыбнулся и предложил сесть.
-Вы знаете, я увлекся гитарой случайно.  Послевоенное время было голодное, кроме еды нас тогда вряд ли еще что-то интересовало. Вы случайно, не киевлянин? Нет? Так вот.
                * * *
Мишка жил в Киеве на Львовской Площади, напротив Сенного рынка. Улица в этом месте делала реверанс, благородно освободив прямоугольное пространство для небольшого скверика, и приютила  на своих скамейках послевоенную базарную шантропу. Это были, в основном, карманники, спекулянты, мошенники. К шантропе иногда присоединялась молодежь, которая жила в домах, обрамлявших эту площадь. Они там курили, пили водку и искали приключеий. Иногда кто-то бренчал на гитаре и все пели популярную тогда блатную  песню «Гоп со смыком».
Мишка учился в шестом классе, жил в одном из этих «садиковских» домов и был предоставлен самому себе, как и большинство детей того времени. Его интересовало все, что происходило вокруг. Через скверик он обычно шел к троллейбусной остановке.  Когда слышал гитарные аккорды, любознательный Мишка сворачивал к этому месту, чтобы выснить, что это издает такие непонятные звуки. Его не трогали, потому что свой как бы, из этих домов. Так он познакомился с гитарой. Но она его не очень интересовала, потому что вокруг было еще много интересного.
В торце скверика находился детский кинотеатр имени Чапаева. Художник, рисуя большую афишу, выносил полотно на улицу и легким движением кисти выводил название будущей кинокартины. Кисть описывала круг в воздухе и, продолжая движение, плавно переходила в заглавную букву, исковерканную до неузнаваемости, но очень изящную. Мишке страшно нравилось это движение и он спешил домой, чтобы повторить волшебный взмах руки художника.
После уроков он спешил в спортзал, знал: или мышцы накачаны, или морда бита. И вот, пробегая по корридору, он вдруг услыхал звуки гитары. Они совершенно  не были похожи на звуки из скверика напротив его дома. Музыка была похожа на ту, под которую он ежедневно засыпал: красивую, настоящую, потому что черный репродуктор, висящий на стене их послевоенной комнатушки, никогда не выключался ради утреннего гимна, напоминющего, что пора вставать. В полночь, после боя кремлевских курантов, начинался концерт для тех, кто не спит. Это была, в основном, классическая музыка, приятная, завораживающая, незнакомая, или музыка из кинофильмов, многие из которых он смотрел по много раз, потому что жил рядом с кинотеатром и знал массу способов проникновения в кинозал без билета. Конечно  же, он засыпал поздно, но не проспать утром было важнее.  Музыка, которая доносилась к нему из глубины класса, звучала не по радио, а здесь, где-то рядом, возле него. Мишка тихонько подошел к открытой двери класса и увидел симпатичного молодого парня, сидящего верхом на парте c гитарой. Закрыв глаза, он играл что-то очень красивое, а рядом несколько  пацанов внимательно слушали. Мишка стоял как парализованный. Его взгляд был прикован к рукам гитариста, потому что пальцы его почти не двигались, а звуки лились виртуозные. Как же это легко, - подумал Мишка и уже точно знал, что будет играть на этом божественном инструменте, обязательно выучит и сыграет именно это произведение. Пока что у  него не было ни гитары, а дома денег, чтобы ее купить.
Потом он узнал, что парень этот студент консерватории и предложил школе за небольшую плату учить детей игре на гитаре. И ему подспорье – денег тогда ни у кого не было,  и ребят надо приучать к настоящей музыке.  Мишка попал на первое занятие, скорее, знакомство,  и записался в кружок.
- Что это вы играли сейчас? – спросил Мишка.
- Вальс Александра Иванова-Крамского. Тебе, я вижу, понравилось?
- Очень. А сколько надо времени, чтобы его выучить? - Мишка уже представил, как подходит к «гитаристам»  в садике, берет у них инструмент и играет вальс Иванова-Крамского. Все ахают.
- Много, - сказал парень.- Сначала надо выучить ноты, потому что без нот ничего не сыграешь. Начинать с упражнений и простых произведений. Пальцы должны привыкнуть к струнам, появятся мозоли...
Когда мама пришла с работы, Мишка долго крутился около нее, не решаясь заговорить  о гитаре. Мама сама обратила внимание, что с ним что-то не так.
- Мама, - начал Мишка свой первый серьезный разговор и мама это почувствовала сразу. – Я знаю, что сейчас очень трудное время. – Мама насторожилась, но Мишка продолжал в том же тоне: - я никогда ничего не просил. Мне и сейчас ничего не нужно. Я только очень хочу гитару, самую простую, самую дешевую. Пожалуйста, мамочка! Я уже был в магазине. Это всего 7  рублей. Если  можно...- Слезы вот-вот брызнут из глаз.
Никакая  мама не могла бы остаться равнодушной и пахнущий лаком инструмент заполнил собой все пространство их небольшой комнаты: кроме него Мишка ничего не видел.
До следующего занятия оставалась вечность – целая неделя. Но Мишка уже пытался прижимать пальцы к струнам: делал себе мозоли. Металлические струны врезались в пальцы, прижимать их к ладам было трудно, а через полчаса к струнам вообще невозможно было прикоснуться – боль пронизывала до мозга.
Вторник наступил, а мозолей на пальцах  не было – они только болели.
-Покажите мне вальс, - попросил Мишка гитариста, - ну, пожалуйста!
-Ты шутишь, парень? – гитарист посмотрел на Мишку, как на сумасшедшего. – Как я буду тебе показывать? Да и запомнить сходу, совершенно не зная инструмента, невозможно. Пока что доставай театрадку, я напишу тебе ноты и к следующему разу ты их выучишь. Понял?
-Что я дома скажу? –промямлил Миша, ни к кому не обращаясь.
-Давай сюда свою гитару, - сказал студент, - сначала надо привести ее в порядок. Он снял среднюю струну, раздвинул оставшиеся шесть струн, настроил и вручил обалдевшему Мише. – На семиструнке играют только в подворотнях. – Я чувствую, что ты не очень понял, что такое гитара. Ладно, когда закончим занятие, ты останешься и я покажу тебе очень легкую песенку из фильма «Кубанские казаки». Смотрел? Ну да, и не один раз, наверное. «Каким ты был, таким остался». Хочешь?
Еще бы! Миша засветился от радости и студент начал показывать ноты на ладах гитары, а когда все разошлись, он занялся Мишкой: нажми сюда, потом сюда... Показывал быстро, понимая, что выучить вот так ничего невозможно.
Следущее занятие началось с того, что студент вытаращил глаза на мишины пальцы: распухшие и в кровоподтеках. Металлические струны сделали свое дело.
- Ты собираешься играть этими пальцами? – спросил студент.
Мишка молча взял инструмент и без запинки сыграл песню.
- Надо же, - это все, что студент смог вымолвить, пораженный волей и настойчивостью парня. – ты молодец: запомнить с одного раза... Ладно. Тогда сегодня я покажу тебе еще одну несложную пьеску.
- А вальс? – с надеждой спросил Мишка.
- Вальс со стороны кажется простым, но это довольно сложное произведение. Ты сначала выучи ноты, а потом поговорим о вальсе. Хотя, я бы сначала предложил тебе «Прелюдию». Вот послушай. – И он заиграл. Мишка слушал и ему ужасно хотелось играть на гитаре все: и вальс, и прелюдию.
- Я вальс хочу, - сказал Мишка и студент понял с кем имеет дело. В конце занятий он показал Мишке как играть «Вот мчится тройка почтовая», и сказал:
 -Ну, пока! До вторника, – и ушел.
Но вторников больше не было. Вторники, конечно же, были, но без студента - в школе он больше не появлялся. То ли передумал, то ли денег не было у начальства. Объяснений ученику шестого класса по этому поводу никто давать не собирался. Мишка хотел хотя бы имя студента узнать, пойти в эту консерваторию и найти его, но ему сказали, что фамилия студента Шопен. Конечно же, он не пойдет в непонятную консерваторию искать товарища Шопена для личной встречи.
Что делать? Где найти человека, умеющего играть на шестиструнной гитаре? Дворовые «гитаристы» бренчали на семиструнках – это совершенно другой строй. Мишка иногда приносил свою гитару и играл  два выученных призведения. Пацаны удивлялись, что и такое можно на гитаре играть, просили сыграть еще что-нибудь, но в итоге, Мишке пришлось идти к пацанам в ученики, поставить среднюю струну на место и учить незнакомые аккорды.
Прошли годы. Мишка выучился на токаря, окончил вечернюю школу и загремел в армию. Там он рисовал плакаты, где с удовольствием пользовался жестом, подсмотренным в детстве у художника.  Был в их воинской части  духовой оркестр и Мишка научился играть на альтушке. Он уже читал ноты и был счастлив, когда, наконец, осилил вальс Иванова-Крамского в переложении для семиструнной гитары.
Вот так однажды услышанная мелодия изменила его жизнь. Он начал интересоваться музыкой, старался не пропускать концерты гитаристов и уже не представлял свою жизнь без этого инструмента. Профессионального уровня он не достиг, да и не собирался, но зато свободно, без запиночки, играл свой любимый вальс и еще несколько романсов, которые ему нравились.
Мишка всегда был душой компании - как же в компании без гитары? Но играл мало, потому что все усилия были направлены на то, чтобы наверстать потерянные четыре армейских года, получить образование и еще много житейских мелочей преодолеть. Жизнь требовала учиться и зарабатывать деньги, строить семью, растить ребенка, а потом заставила увезти все это в Америку.
Тут, в незнакомой Америке пришлось Михаилу вспомнить, что он когда-то работал токарем. Его поставили на фрезерный станок. Работал много, уставал дико, потому и произошло невообразимое: фреза захватила тряпочку, которую Михаил держал в руке, и затянула под себя вместе с указательным  пальцем левой руки, раздробив фалангу. Слава богу, что кисть цела, говорили все.  Но  первая мысль была о гитаре. Если уже случилось несчастье, то почему не на правой руке? Сможет ли он теперь играть вообще, а если да, то  как обходиться тремя пальцами? Все это ему еще предстоит выяснять до конца жизни.

* * *
-  Хорошенькие дела,- сказал я, чтобы не молчать.
- Пока работал, играть было некогда. Теперь я на пенсии и могу делать, что  хочу. А хочу я сыграть свой  любимый  вальс – все в жизни повторяется, как видите. Дома я всем надоел своим бренчаньем, здесь тихо, никто не мешает и я никому. И воздухом свежим наслаждаюсь. Красота! Правда, пальцы не хотят переучиваться, но они меня хорошо знают:  я упрямый. 
           - Это действительно большое несчастье, особенно для вас, - сказал я. - Но, слава Богу, рука цела и вы можете заниматься любимым делом, а не слоняться бесцельно от сериала к сериалу по русскому телевидению.
           - Почему бесцельно? Я сериалы тоже смотреть люблю. Конечно, не все подряд. Но, вы знаете, что я заметил? Кто-то невидимый играется с нами. Причем этот «кто-то» должен быть субъектом жестоким, потому что посылает испытания, которые нам на фиг не нужны. Мы тут упражняемся в честности, порядочности – не убий, не укради, а нам любезно подкидывают испытание за испытанием и наблюдают, как мы с этим справимся. А посылают ведь не так что, мол, «получите, распишитесь и приступайте к работе»,  а втихую, как фашисты: вероломно, без объявления войны. А потом и резюмируют, мол, что поделаешь? Умер-шмумер, лишь бы был здоров.
           - Наверное, так наш мир устроен. Пока я ехал сюда, то глядя на красоту вокруг, на алмазное небо, представил, что Создателем всей этой красоты могла быть только женщина, причем, добрая и милосердная. Посмотрите на небо, на цветы и вообще на все вокруг нас. Мужчина мог бы создать такое?
          - Создатель – это не совсем «мужчина или женщина», это  что-то Всемогущее! То есть, может всё: и плохое и хорошее! А много ли вы слышали о хорошем? Цветы у них получаются супер и миллионы уничтоженных в газовых камерах тоже неплохо. Но это мы сами, они тут ни при чем, они в это время в Райском саду отдыхали.
       Были мы в гостях у знакомых. Хозяин дома - успешный музыкант, пианист, композитор. Жена его работает бухгалтером. Мне очень любопытно было узнать, как два совешенно разных человека нашли друг друга, ведь сфера их деятельности никак не пересекалась. Оказалось, что она бывший музыкант, окончила консерваторию по классу  скрипки. Потом что-то произошло с ее левой рукой и о скрипке пришлось забыть. Жить-то надо и она переучилась на бухгалтера. Почему именно с левой рукой у скрипачки, с пальцем у гитариста, с губами у кларнетиста, с ногами у почтальона, с головой у шахматиста? Мне кажется, что этот Творец очень жесток и создал нас для своих развлечений. Причем, большинство развлечений с летальным исходом. Весело ему!
        - Опасный вы человек, если глядите на мир сквозь призмочку «с летальным исходом». Вы специально утрируете, да? Можно ведь рассуждать иначе: нам как бы построили шикарную квартиру, а мы сами превратили ее в свинарник. Возненавидели друг друга, бомбочки придумали для уничтожения братьев своих кровных. Это что, тоже Создатель виноват? Он ведь наоборот, пытается помирить всех, собирает вместе в церкви, синагоги, мечети – дружите, мол, ребята, между собой. А мы разве слышим? Мы продолжаем делить свои синагоги, церкви... И никакой обнадеживающей перспективы!
       - Это точно. Тут Он бессилен. С нами ему не справится. Потому и выгнал всех из Рая на Землю. Конечно, постарался, обустроил ее, ещё не грешную, расцветил – красотища! Тоже ведь испытание своего рода: или жить как в Раю, или морды бить до полного уничтожения. Второе у нас неплохо получается.
       - Вижу, что с религией вы не в ладах. Верно?
       - Не верно. Религия – это болезнь. Заразился и пропал. Попробуйте убрать мистику из религии – море разверглось, Христос воскрес, - и она рассыпится. Представьте:  приходит Святая Мария к мужу и говорит: «Йоселе, я ничего не понимаю, но я беременна. Наверное, от Святого Духа». «Какое счастье! – говорит законный муж Йося». Уже более двух веков верующие стоят на коленях перед Святой Марией. И только она знала правду. И только ей грезился по ночам римский солдат, подаривший несколько сладких мгновений и нового бога. А теперь перенесите это событие в свою семью. Не думаю, что вы повторите жене слова святого Иосифа. У вас тут же возникнет совсем другой текст.  Вообще-то, вся религия, по большому счету, высосана из пальца. Она придумана человеками. Я так думаю.
       Если бы Михаил задумал прочесть лекцию о своем видении сотворения мира и отношению к религии, верующие граждане его бы точно забросали камнями.
       - С вами не соскучишься, - сказал я, - с удовольствием продолжил бы интересную дискуссию, но боюсь что Наверху наши умозаключения могут не понравится. Во избежание неприятностей давайте разойдемся по домам. Да и время позднее. Согласны?
      - Ну, что ж, - сказал мой собеседник, - мне тоже приятно беседовать с вами. На «рептиции» я вас не приглашаю, но месяца через два приходите. Обещаю сыграть этот вальс без запинки.
      Говорят, что вера помогает человеку в непростой земной круговерти. Возможно, так оно и есть. А если удается самому предолевать все испытания ниспосланные, то значит человек и есть Бог. Ему даже себе подобного создать – раз плюнуть. И ребра выковыривать не нужно. А посмотрите, что он вытворяет на планете! У Всевышнего голова кругом идет от наших земных развлечений. Думаю, что он давно отвернулся от нас – делайте, мол, что хотите! Мы и делаем.
       И музыку тоже человек сотворил. Волшебные звуки этого творения могут очень многое сделать для формирования непонятной человеческой  души. Сочинит какой-нибудь гений произведение и, похлеще церковной проповеди, совершит оно переворот в душе человека, который эту музыку случайно услыхал. 
       Я ехал домой и думал, что все таки мир, в котором мы барахтаемся, прекрасен. Не зависимо от того, кто трудился над этим произведением – Мужчина или Женщина: оба хороши.