Глава 44. Жатва в Хмельниках

Иван Григорьев
Вернувшись из Ярославля в Бологое в августе (1931-?), подобрав хорошую погоду, мы с ней поехали на выходные в Хмельники. Там у тещи созрел хлеб на засеянных полосках.
- Екатерина Васильевна, вы собираетесь завтра идти жать? Найдутся у вас серпы нам? Мы пойдём с Марусей вам помогать.
- Конечно найдутся! Бывало время, помогали Петя и Сергей. Хоть с ленцой, но жали при наличии задания. За день дашь, бывало, нажать столько-то снопов - вот они и работают. Или заленятся и лежат на снопах.

Мы пошли на поле жать рожь. Екатерина Васильевна, Маруся и я. Данный мне серп подправил брусочком. Придя на полосу, встали с той стороны, с которой ветер дует в спину. Так колосья ржи, отклоняясь, не бьют в лицо, их удобно ловить на серп.
- Ну, что ж, дорогие женщины, начали! Вызываю на соревнование обеих - кто сожнёт свой участок раньше, тот садится отдыхать.

Мы определили примерную ширину наших полосок. Я встал на среднюю. Работа закипела. Засверкали серпы на солнце. Женщины же срезали небольшую пястку, поворачивались и клали сжатое на вязку и возвращались обратно к целине. Я начал работу так, как делал в полях своей деревни. Расставив ноги пошире и согнувшись пониже, пошёл вперёд, захватывая левой рукой крупные пястки. Между всех пальцев, закрепляя соломой, чтобы не падало. У меня сноп получался из трёх пясток такой же, как у них из пяти или шести.

Поработав часа два, решили отдохнуть.
- Ну, как, бабоньки? Моя работёнка устраивает?
- Ваня, где ты так научился быстро жать?
- Как же было не научиться, если у нас в семье из женщин - одна Мать. Вот ей помогая, и научился.
- Нашим бы парням так научиться! Они не столько жнут, сколько сидят. Спина у них, видишь ли, болит. У нас тоже болит, но за нас никто работать не будет - всё надо делать в свой срок.
- Ваши парни уверены, что в семье две жницы, а посевы не велики. Вот и ленятся.

Закончили жать перед заходом солнца. На землю стала опускаться роса. Запели вечерние птицы: соловей, певчий дрозд и другие. Мы составили снопы в бабки, в каждую по десять снопов, и отправились домой.

Подходя к дому, вижу тесть приехал и Петя тоже. Только нет Сергея да Валечка бегает где-то по деревне с подружками. Улыбнувшись, Алексей Алексеич спрашивает:
- Маруська, как вам помогал зятёк в работе?
- О-о, здорово помогал! Он нам с мамой "давал прикурить". Обогнал нас не только в начале, но и шёл впереди до последнего снопа.
- Ай да зять! Не думал, что такой спец по жнивью! По такому случаю надо отметить! Я достал бутылку "рыковки" (так звали в народе разрешенную к выдаче по карточкам водку). Мать, готовьте с Маруськой ужин.
- Я сейчас... только поставлю самовар, а ужин - в печке, с утра готов.
Петя пошутил над Марусей:
- Что, сестрица, "с носом" оказалась? Я смотрю и думаю: вам бы жить в деревне - скоро превратились бы в кулаков.
- А тебе, братец, до старости ходить в опорках и есть одну мурцовку (хлеб, мочёный в воде и приправленный луком), - ответила Маруся.
- Хватит пререкаться. Пошли в избу! - пригласил отец.

Умывшись перед лоханью из глиняного умывальника с носиком, как у чайника, уселись за стол. Алексей Алексеич, оказалось, идя вдоль Мсты, поймал в реке несколько налимов прямо руками среди крупных камней.
- Как вы ловите? Научите, может в жизни пригодится, - попросил я.
- Очень просто! Река неглубока, но есть омуты, знаю где. Снимаешь обувь, штаны и, забравшись в воду, начинаешь искать под камнями. Иногда, особо к празднику, наловишь больше десятка.
- Действительно, самый простой способ!
- Давайте-ка, рыбачки, ловить со сковородки - это самый верный способ, - предложил Петя. Тесть налил в стаканы водку, подставил каждому рядом с чайным прибором.
- Поднимем стаканы в честь наших молодых! Счастливой им жизни и долгих лет. Мать, надо расцеловать их не только за то, что молодожёны, а за то, что хорошо работали на полосе!
- Верно, Отец! Такой уж порядок у людей.
- Я не пью, потому что горько! - высказал Петя. Валечка хихикнула, закрыв лицо руками. Я встал, Маруся тоже встала, повернулась ко мне лицом. Я обнял её за плечи и крепко поцеловал в губы, она покраснела от необычной церемонии при родителях.

Закончив необычное торжество, мы пошли спать в другую избу. Утром, позавтракав, отправились в Бологое. Я, Маруся и Тесть.