Глава 43. Ярославль. Жизнь Якова

Иван Григорьев
Мы сели в прибывший московский поезд, отметив остановку в Ярославле, чтобы заехать на пару дней к брату Яше. У проводника спросили: "Стоит ли поезд в Ярославле?" Он ответил: "Да, останавливается." Подъезжая к Ярославлю, поезд остановился у станции Всполье. Мы приготовились к выходу, зная что надо выходить на следующей и перегон небольшой. Поезд тронулся. Мы вышли в тамбур. Переехали мост через Волгу. И поезд начинает набирать скорость, вместо остановки... проехали мимо Ярославльского вокзала. Мы забеспокоились, нет остановки и спросить не у кого. Я говорю Марусе:
- Мы попали в неприятное положение: следующая станция - Ростов. Давай прыгать, пока не очень большая скорость!
- Я боюсь! Прыгать не приходилось. Страшно...
- Неудобно или страшно... а я решил прыгать. Смотри придерживайся правила: надо прыгать с лесенки не назад, а по ходу поезда. Смотри как прыгну я, так прыгай и ты!

Я выбрал откос с песком и между двух путей тоже песок. Открыл дверь, выбросил чемодан и спрыгнул с подножки. Падая на песок, споткнулся и кубарем покатился через рельсы. Прыжок был удачным - никаких ушибов. Смотрю Маруся держится за поручень, но прыгать боится. Я кричу ей:
- Маруся, прыгай! Поезд увеличивает скорость!
Она перекрестилась и прыгнула... Упала на песок животом, почти рядом с рельсами нашего поезда. Ноги у неё согнулись в коленях. Я подбежал к ней, чтобы помочь встать. Она со слезами и охая говорит:
- Не могу встать, ноги ушибла, боль в коленках... Сдурел ты что ли? Раз так получилось, ехали бы до Ростова, а потом обратно...
Полежав немного, Маруся села и принялась разглаживать ушибленные коленки.

Сидели на насыпи часа два. Хорошо, что погода была солнечная. Воздух переливался лёгкой дымкой. Вдали виднелся Ярославль на холме. Волга была скрыта между холмов.
- Давай, дорогая, двигаться понемножечку. Я понесу чемодан и тебя буду поддерживать.
Вставая потихоньку и охая, Маруся оперлась на мою руку и сделала несколько шагов по шпалам. Шаг за шагом, постепенно разошлась, перестала опираться на мою руку. Дошли до пристани на Волге. Надо было переехать на другой берег и пройти в район Тверицы, улица Мало-Роговская, дом 2. По этому адресу жил Яша с семьёй.

Нас не ждали, потому что мы не писали о приезде к ним. Подходя к этому адресу, увидели двухэтажный бревенчатый дом под железной крышей, с несколькими ступеньками у входа.
- Давай, Ваня, немножечко посидим на крылечке и спросим в которую дверь идти.
Так как у дома было два входа, мы сели, поставив чемодан на крыльцо. Из дому выбежала девочка лет восьми и остановилась около нас, видя, что мы чужие.
- Вы к кому? - спросила она.
- Мы к Григорьеву Якову Григорьичу, а ты знаешь где он живёт?
- Да знаю. Вот по этой лестнице на второй этаж поднимитесь, дверь налево.
- Спасибо!
Мы поднялись по лестнице и позвонили в звонок. Открыла дверь нам пожилая женщина лет около шестидесяти. Волосы чёрные, глаза карие, нос прямой, около глаз разводы морщин и опустившиеся щёки не по возрасту.
- Вам ково?
- Мы приехали к Якову Григорьичу...
- Здесь он живёт?
- Да, здесь... Только он и жена его Тоня на работе. А я вас теперь узнала. У нас есть фотография. Вы Яшин брат?
- Да, я его старший брат Иван. А это моя жена Мария Алексеевна.
- Меня звать Анастасия Семёновна. Пожалуйста, входите в квартиру. Яша скоро придёт. Посидите немного. Познакомимся с вами поближе... Как здоровье ваших Папы и Мамы?
- Спасибо. Папа и Мама здоровы.
- Как же вы приехали, не написав нам хотя бы открыточку?
- Мы ездили в Сибирь, в гости к Марусиной тёте и на обратном пути решили заехать к вам. Тётя живёт в деревне, близко от города Шадринска. Нам не удобно, что не написали вам, но мы решили уже в поезде, - соврал я.
- У вас ведь есть ещё братья?
- Да, на десять лет моложе меня - Павлик. Он ещё ходит в школу.
- А у Маруси есть Папа с Мамой?
- Да. Папа, Мама, два брата и сестрёнка-школьница, - ответила Маруся.
- Они живут в городе или деревне?
- Живут то в деревне, а работают в Бологое. Они слесаря. Мама - по хозяйству дома. А как вы живёте? Большая семья?
- Нет, не большая. Тоня, я и младшая дочка. Скажу по правде - это не жизнь, а мучение. Двое работают, а денег не хватает. Обрабатываем кусочек земли под картошку и овощи. Хорошо, что появился у Тони муж. Так он огород вскопает, обработает его. Ухаживает за свиньями - держим пару кабанчиков.
- При таких условиях ещё жить можно, - посочувствовал я.
- Ничего, кормимся... Только Яков здорово ленится работать. Можно бы было больше вскопать земли, да он не хочет...
- Вы то ведь ему помогаете? - спросила Маруся.
- Зачем ему помогать? На что же мужик в доме? Тоня не приучена к такому труду, а я всю жизнь не работала. Мой муж занимался извозом. Имели мы до десятка лошадей, два работника. Слава Богу, всего хватало!

Наш разговор прервался приходом Яши. Он сразу обратил внимание на нас, сидящих у стола. Забросил в угол фуражку и, подбежав к нам, стал обнимать и целовать меня. Я тоже крепко обнял его, ещё раз поцеловались. Он спрашивает:
- Какими судьбами? Что за ветер занёс вас в наши края?
- Не торопись! Скажем всё по порядку. Знакомься: моя жена Маруся.
- Вот здорово, Ваня! Я ведь думал, что для тебя и девушки не найдётся.
- Не находилось по простой причине... Кому-кому, а тебе известно в каких условиях мы жили. Поговорим об этом потом.
Яша, взяв Марусю за руку, поздоровался, а поцеловать не решился.
- Хороша невесточка, ничего не скажешь! Анастасия Семёновна, надо гостей с дороги покормить и согреть чайку! Я пошёл за водой.
Найдя фуражку в углу, Яша взял два ведра и пошёл за водой. Возвратился он с одним ведром, а другое несёт молодая женщина. Тут догадки излишни - это его жена Тоня.


Фото 1931 г.: Яша в Ярославле. Тоня, первая жена Яши.
От брака Яши с Тоней родилась дочь Рита (Маргарита) в 1930 г. С Тоней Яша развёлся и о ней больше писать не буду. Она приезжала в Бологое, когда мы еще жили в доме на 1-й змейке.

Угощения, обеды, знакомства описывать излишне. Познакомлю немного с дальнейшей судьбой моего брата Яши.

На второй день утром слышим, тёща ходит и ворчит, что-то выговаривает Яше. Мы после завтрака условились с Яшей пойти на огород, где ему надо было окучивать картофель. Тоня ушла на работу.

Уселись на сухой лужайке, не смоченной утренней росой. Небо безоблачное. Лёгкий ветерок шелестел в траве. Над Ярославлем негустая дымка от заводских труб. Ветерок не управляется расчистить небо.
- Ну, как, братенник, поживаешь? Расскажи нам - что-то по поведению тёщи видно, что тебе достаётся от неё.
- Что ж, скрывать не буду, попал я сюда в работники. Пока терплю... Но бывает время, когда хоть в Волгу бросайся!
- Что же тебе здесь нравится? - задала вопрос Маруся. - Как у тебя взаимоотношения с Тоней? Ведь она жена и должна тебя выручать от нападок тёщи?
- Это правильно. Должна, но в том то и беда, что Тоня целиком во власти матери. Подчас они на меня наседают вдвоём.
- Ты что, пьёшь что ли? Или за женой плохо ухаживаешь?
- Скажу, брат, начистоту, хотя это и не по-мужски. Я по хозяйству помогаю, на мне всякая работа: огород, свиньи, дрова на зиму. Да и на работе требуется, чтобы вовремя пришёл.
- На то она и жизнь, чтобы не сидеть сложа руки или лежать, поплёвывая в потолок. - Марусе хотелось сразу получить ответ.
- Иногда с друзьями зайду в пивную или выпьем на двоих "половинку" - и всё. А придя домой, начинается: "Где был? Почему поздно пришёл? Вон свиньи давно кричат!" Послушаешь, послушаешь, махнёшь на всё рукой и уйдёшь на улицу... Так бы и ушёл в пивную, так денег нет... С получки не только спросят сколько получил, так ещё ночью карманы вывернут - нет ли заначки.
- Ты, Яша, совсем как батрак, если всё это правда, - сказала Маруся.
- Мало того. Мне люди стали говорить, что мою жену провожает с работы один мужчина. Я всё не верил, а потом сам однажды подкараулил их. Пришла она поздно и провожавший довёл её до крыльца.
- Что же ты сделал?
- Я спросил: "Почему поздно?". Она стала искать причину задержки на работе. Но я знал, что на её работе нет причин для пребывания там без дела. С тёщей она ши-ши-ши да с улыбочками. Мне жалко ребёнка Риточку - давно бы ушёл от этой старосветской помещицы.
- Мы вчера, немного поговорив с тёщей, поняли, что она за человек. Так жить плохо! А как лучше - мы предложить ничего не можем. Жить ради ребёнка... Только всё равно так долго не проживёшь, - сказала Маруся.
- Я советую крепко подумать тебе! Если не сможешь с Тоней наладить жизнь, уйдя с ней на новую квартиру, то разводись! Ребёнка будешь иногда посещать.
- Я уже думал о разводе. Моё положение известно тёщиному брату, и он посоветовал перейти жить к нему. Может бабы и опомнятся...

Так побеседовав с братом о его житье и поделившись с ним нашими планами, мы вернулись домой, а окучивание брат оставил до другого раза.

Бабы конечно не опомнились и Яков после нашей встречи не долго терпел и вскоре разошелся с Антониной. Работу он сменил, поступив в земуправление. Ездил по зерновым складам и элеваторам и морил крыс. Сошёлся с Марией, работавшем на резино-техническом заводе, но и с этой женщиной ему не повезло.

Вернувшись из очередной командировки, он обнаружил полный развал дома после обыска. На столе записка: "Явиться в Н.К.В.Д." Там его долго допрашивали: "Когда он познакомился с Марией? Куда с ней ездил или ходил?". Ответив на все вопросы, ему наконец ответили: "Твоя жена арестована и ты забудь о ней. Она - немецкий шпион и скрывалась под твоей фамилией, давая возможность заниматься вредительством. Их группа готовила на заводе взрыв котельной, но это вовремя было раскрыто и взрыв предотвращён."

Через несколько месяцев Яков познакомился с другой Марией на своей работе. У неё была отличная комната. Возрастом немного меньше, чем у него. Жизнь пошла по нормальному руслу, только не долго... Началась Отечественная война. Его призвали в Армию.

Воевал Яков на Волховском фронте, где был ранен при падении с железнодорожного моста на станции Волхов. Был отправлен в тыл на лечение. После выздоровления вернулся в Ярославль, но ни жены, ни имущества не обнаружил. Мария умерла. Квартиру разграбили.

Поступил обратно в отдел сельского хозяйства. В одну из командировок в поднестровский городок Каменецк-Подольский познакомился с Надеждой, вдовой с дочерью Галей. У Нади небольшой свой домик и огород. Остался там жить. Так началась его нормальная послевоенная жизнь. Надежда родила ему двоих сыновей, Бориса и Александра. Работал он бетонщиком летом, а зимой кочегарил в котельной. С ним работали и подросшие сыновья. В настоящее время Яков Григорьевич на пенсии. У него ампутирована одна нога.