Дашенька

Владимир Севостьянов Азарис
   

           Высокий парень в распахнутом модном пальто с букетом красных тюльпанов в руках стоял на углу ювелирного магазина и пристально смотрел в сторону автобусной остановки.
           Слепило глаза яркое весеннее солнце. На обочинах тротуаров доживали последние дни кучи грязного, залежалого снега. По асфальту дружно бежали ручьи,и радуясь долгожданному теплу, куда-то спешили по своим делам прохожие.   
           Из автобуса вышла симпатичная кареглазая девушка с рассыпанными по плечам светлыми волосами. Увидев модно одетого парня с букетом цветов, она улыбнулась и приветливо помахала ему рукой.
          - Здравствуй, Артем! Давно меня ждёшь?
          - Всего несколько минут, но я готов ждать целую вечность! Дашенька, поздравляю тебя с женским праздником 8 марта! Желаю тебе бодрого весеннего настроения, безоблачного неба над головой и счастья в личной жизни. Очень хочу, чтобы ты всегда была  рядом со мной и была такой же прекрасной, как эти первые весенние цветы!
            - Какая прелесть!- вдыхая терпкий аромат полураскрытых бутонов тюльпанов, тихо произнесла растроганная девушка и в знак благодарности слегка прикоснулась губами к покрытой пушком щеке Артёма.- Спасибо, красные тюльпаны - моя слабость!
             - Это ещё не всё…- довольно улыбаясь, загадочно произнёс Артём. Он вынул из кармана  небольшую бархатную коробочку, достал из неё золотую цепочку и кулон в виде сердца.- Прими от меня этот скромный, не лишённый смысла  подарок. Возможно, он откроете тебе мои искренние чувства.
             - Хочешь подарить мне своё сердце?- догадалась Даша.
             - Давно собирался сказать тебе… Выходи за меня замуж! С тех пор, как два месяца назад мы познакомились на дискотеке в «Солярисе», я места себе не нахожу. Часто вижу тебя во сне в белом свадебном платье, вспоминаю наши прогулки по вечернему городу, а недавно понял, что жить без тебя не могу!- Артём посмотрел девушке прямо в глаза и тихо добавил.- Я тебя люблю…
               Даша ответила не сразу. В душе она давно ждала этого признания, ей тоже хотелось всегда быть рядом с Артемом и, взявшись за руки, вместе с ним идти дальше по жизни. Артём казался ей добрым, порядочным и надёжным парнем, с которым она по-настоящему будет счастлива. Да и молодые годы уже настойчиво напоминали о себе - пединститут окончен, многие подруги давно замуж вышли, некоторые уже имели детей. А что ей ждать-дожидаться?  Конечно, Артем хороший и славный парень, с ним  легко и просто, но они ещё так мало знакомы друг с другом…
              - Артём, не буду скрывать, ты мне очень нравишься. С тобой приятно проводить время, у нас много общих интересов, и по вечерам  иногда скучаю по тебе, но… не будем торопиться.-  Уклончиво ответила Даша.- Впереди у нас целая жизнь и, чтобы не сделать ошибку, за которую потом придётся дорого платить, нужно  проверить наши чувства. Думаю, у нас с тобой будет всё хорошо!   
              - Будем надеяться на лучшее…,- натянуто улыбнулся Артем, не ожидавший что Дашенька так прохладно отнесется к его предложению.
              - Ты не обижайся на меня, не могу я вот так сразу…,- заметив упавшее настроение Артема, примирительно сказала Даша.- Поверь мне,счастье наше близко, нужно только немного подождать. Придёт наше время, и всё у нас с тобой будет. 
              - Правда?- обрадовался Артем.
              Даша молча кивнула в ответ и попросила одеть ей на шею цепочку с кулоном в виде сердца.
              У Артема в кармане пальто зазвонил мобильный телефон.
              - Да, это я! Жди нас, мы скоро приедем!- сказал он кому-то по телефону и нажал кнопку отбоя.
              Даша с недоумением посмотрела на Артема.
             - Мама приглашает нас в гости, - пояснил Артем. - Она хочет с тобой познакомиться. Кстати, сегодня неплохой повод навестить мою матушку и поздравить её с праздником 8 марта.    
             - Но мы же собирались сегодня пойти в парк и покататься на цепочных качелях!- возразила Даша.- К тому же я не готова для такого визита, мне нужно сделать причёску, привести себя в порядок, надеть красивое платье. Ты ставишь меня в неудобное положение! О таком серьёзном мероприятии, как знакомство с родителями, надо предупреждать заранее!
             - Мама уже накрыла праздничный стол и ждёт нас!- настойчиво сказал Артем.- Она очень огорчится, если мы не придём.
             Даше не хотелось в этот весенний солнечный день портить настроение маме Артема, и она согласно кивнула головой. 
             - Ладно, пошли. Только у нас нет подарка, неудобно идти в гости с пустыми руками,
              - Это не проблема,- улыбнулся Артем.- По дороге зайдём в цветочный магазин и купим маме красные розы, а её любимые духи «Серебристый ландыш» уже  лежат у меня в кармане.
             Артем махнул рукой проезжавшему мимо такси.
             - Можно было и на автобусе доехать,- с недоумением сказала Даша.- К чему такая роскошь? Насколько я знаю, ты даже стипендию в институте не получаешь.
             - Мне для тебя ничего не жалко!- самодовольно ответил Артём, усаживаясь на заднее сидение рядом с Дашей.
              Через некоторое время такси остановилось на окраине города возле потемневшего от времени двухэтажного кирпичного дома, построенного ещё в послевоенные годы.
             Артем расплатился с таксистом, бережно взял Дашу под руку и повёл её в полутёмный грязный подъезд.
               Дверь квартиры на втором этаже открыла худощавая смуглая женщина в нарядной белой кофточке. Увидев Артема и стоявшую рядом с ним симпатичную светловолосую девушку, она радостно всплеснула руками.
            - Проходите, гости дорогие! А я уж было подумала, что нам придётся в одиночестве встречать женский праздник. Меня зовут Надежда Петровна, я мама Артемия. Какая милая и хорошенькая девочка! Дашенька, я давно хотела познакомиться с тобой…
               Пытаясь остановить поток хлынувших слов, Артем молитвенно сложил на груди руки.
            - Мама, остановись!- попросил он.- Мы поздравляем тебя с праздником 8 марта и желаем, чтобы ты всегда оставалась такой же красивой, доброй и заботливой. Прими от нас этот букет красных роз и твои любимые духи «Ландыш серебристый». Пользуйся…
            - Спасибо, дорогие мои!-  расчувствовалась Надежда Петровна, смахнув с уголков глаз набежавшие слезы радости.- Что же это мы стоим на пороге? Артемий,проводи девушку в зал,а я сейчас картошку и котлеты на кухне подогрею.
            Артем помог Даше снять куртку в прихожей.
            - Пока мама занимается на кухне, я покажу тебе нашу квартиру и мою скромную обитель.
            В небольшой двухкомнатной квартирке, заставленной старомодной мебелью из прошлого века, было чисто и уютно. На кухне и в зале на широких подоконниках за прозрачными занавесками стройными рядами стояли горшки с домашними цветами. Над продавленным диваном с высокой спинкой размеренно отсчитывали время старинные часы-ходики. Посреди зала стоял заставленный всевозможными закусками и салатами большой круглый стол под зелёным абажуром. У стены под ковриком с белыми лебедями стояли две аккуратно заправленные железные кровати.
            - Здесь у нас совмещённый санузел, тут находится  кладовка со всяким ненужными вещами, там выход на балкон…- нежно обнимая Дашу за плечи, говорил Артем.- А это моя отдельная келья…
         В просторной светлой комнате стояла дорогая мягкая мебель. На полу огромный узорчатый ковер с высоким ворсом. В углу на тумбочке стоял импортный телевизор с большим экраном и домашний кинотеатр. Напротив двуспальная деревянная кровать, застеленная шёлковым покрывалом.
                - Хорошо ты устроился в скромной обители!- оглядываясь по сторонам, с иронией сказала Даша, невольно сравнивая заставленный старомодной мебелью проходной зал и вызывающую роскошь отдельной комнаты Артёма.- А почему бы тебе не поселить здесь свою маму, а самому перебраться в другую комнату? Наверное, ей на старости лет тоже хочется посидеть в мягком кресле и посмотреть цветной телевизор.
          - Каждый достоин той жизни, которую он выбирает!- пожал плечами Артем.- Мне для мамы ничего не жалко, я даже иногда разрешаю ей зайти в мою комнату и включить телевизор.
          - Какой же ты, однако, добрый и заботливый сын!- насмешливо сказала Даша.- А почему мама называет тебя Артемий? 
          - Наверное, из уважения...- немного подумав, ответил Артем.- Я ведь единственный мужчина в этом доме.
          Даша с сомнением посмотрела на единственного мужчину, но ничего не сказала.
                - Дети, прошу к столу!- послышался из кухни голос Надежды Петровны.
                По всему видно было, что хозяйка основательно подготовилась к приёму гостей. В центре праздничного стола в окружении многочисленных тарелок с холодными и горячими закусками стояла хрустальная ваза с красными розами. Особое место среди бокалов и фужеров занимала бутылка марочного вина, купленная по случаю знакомства с девушкой Артема.
                Артем вежливо подвинул Даше старый венский стул, предлагая ей сесть рядом с ним. Надежда Петровна намеренно расположилась напротив, чтобы можно было хорошенько рассмотреть Дашеньку. Симпатичная девушка понравилась ей скромностью и лёгкостью в общении.
                Как единственный мужчина в доме Артем налил вино в бокалы, сказал тост и поздравил всех присутствующих с женским праздником 8марта.
                - Дашенька, ты кушай, не стесняйся! Вот курица, запеченная в духовке,  вот маринованные грибочки, а это селёдка под шубой…,- гостеприимно угощала Надежда Петровна.- Ты теперь у нас как родная! Артемий много хорошего говорил о тебе, а сейчас я сама убедилась какая ты умная и славная девочка. Надеюсь, в скором времени вы создадите крепкую, надёжную семью, заживёте дружно и счастливо. Дашенька, твои родители не против вашей свадьбы?
                - Мама, мы пришли в гости к тебе, а не свататься,- заметил Артем.
                - А что я такого сказала?- удивилась Надежда Петровна.- Молодые годы быстро проходят и нужно как-то определяться в жизни. Уверена, из вас получится замечательная семейная пара. Дашенька, расскажи о своих родителях.
                - Папа работает мастером на заводе, мама экономистом в плановом отделе. У меня есть младшая сестра, она ещё ходит в школу,- ответила Даша.
                - Это хорошо, когда родители живы,- вздохнула Надежда Петровна.- А вот нам пришлось в одиночку растить Артемия. Родился он недоношенным и часто болел в детстве воспалением лёгких. Сколько бессонных ночей мы провели у его кроватки! Один Господь знает, сколько лет жизни и здоровья нам стоил! 
                Внимательно слушая хозяйку дома, Даша заметила, что мама Артема часто называет себя во множественном числе, хотя в комнате никого, кроме них, не было. Уж не страдает ли Надежда Петровна манией величия? 
                Внезапно Даше услышала, как у неё за спиной тихо скрипнула дверь.Девушка повернула голову в сторону кладовки и увидела слегка приоткрытую дверь. Но она хорошо помнила, что дверь кладовки была плотно закрыта, когда Артем показывал ей квартиру! А может, ей просто показалось?
          - Дашенька, что случилось?- встревожено спросила Надежда Петровна.- Ты меня совсем не слушаешь…
         - У меня такое впечатление,  что в кладовке кто-то есть,- призналась  Даша.
          Надежда Петровна и Артем украдкой переглянулись между собой, и сделали вид, что ничего не произошло.
          - Нет там никого!- уверенно сказал Артем.- Посмотри, дверь закрыта.
          Даша взглянула на кладовку и не поверила своим глазам. Дверь действительно была плотно закрыта. Но не могла же она сама собой закрыться!
          - Дашенька, что же ты ничего не ешь?- Стараясь отвлечь девушку от посторонних грустных мыслей, перевела разговор на другую тему Надежда Петровна.- Мы два дня на кухне от плиты не отходили, старались вкусно приготовить, а ты даже ни к чему не прикоснулась. 
          - Спасибо, но мне что-то не хочется…- вежливо отказалась Даша. У неё из головы не выходила неожиданно скрипнувшая дверь кладовки. В душу закралось жуткое подозрение, что там кто-то прячется.
            Вызывало сомнение и ещё одно странное обстоятельство. Рядом с комодом в зале стояли две аккуратно заправленные железные кровати. Кто-то  определённо спал на этих кроватях. Но кто?... Артем имел в своём распоряжении отдельную комнату с мягким диваном, а Надежде Петровне достаточно было всего одной кровати!
            Дашу охватила волна необъяснимой тревоги. Она чувствовала, что от неё  скрывают какую-то страшную семейную тайну…
            В праздничном застолье наступила неловкая заминка, и Надежда Петровна обратилась к безучастно сидевшему  Артему. 
            - Сынок, принеси-ка нам семейный альбом. Дашеньке будет интересно взглянуть на старые фотографии, пусть она посмотрит, каким симпатичным и милым мальчиком ты был в детстве. Совсем как ангелок…
            Артем нехотя поднялся со стула и направился к старому обшарпанному шифоньеру, на дне которого хранились семейные альбомы. Даша отчётливо услышала как, проходя мимо кладовки, Артем вполголоса, словно отдавая собаке команду , сказал кому-то :
            - Сидеть!
            Рассеянно слушая комментарии Надежды Петровны к школьным  фотографиям Артёма, Даша не упускала из вида кладовку. Вскоре она увидела, как дверь кладовки снова чуть приоткрылась, и Даша почувствовала на себе чей-то цепкий, пристальный взгляд.
            Решив раскрыть тайну, которую от неё так тщательно скрывали сидевшие за столом хозяева квартиры, Даша поднялась со стула и подошла к кладовке. Открыла дверь и от неожиданности резко отшатнулась назад.
           Из тёмной кладовки на неё испуганно смотрела пожилая седая женщина с изрытым глубокими шрамами лицом.
           Несколько секунд они молча смотрели друг друга. Даша с страхом и сковавшей сердце жалостью в душе, старушка с тёплой улыбкой на губах и несвойственным её возрасту детским любопытством. Тёмные глаза пожилой женщины светились такой искренней добротой и неподдельной радостью, что Даша, поборов в себе страх и неуверенность, нашла в себе силы подойти к ней поближе.
           - Что вы тут делаете? Прошу вас, выходите на свет. Сегодня наш женский день 8 марта и ваше место за праздничным столом!
           Застенчиво прикрывая рукой обезображенное лицо, старушка послушно вышла из кладовки.
          - Девочка, ты не бойся меня. Не смотри, что я на лицо страшная, душа у меня чистая и добрая, - словно извиняясь за своё уродство, виноватым голосом сказала она.- И, ради Бога, прости меня, старую! Я вовсе не хотела напугать тебя,  любопытство меня одолело… Очень уж мне хотелось хоть краешком глаза взглянуть на девушку нашего Артемия. Я же его, как своего родного ребёночка, с малых лет растила, ночами не спала…   
           Делая вид, что ничего не произошло, Артем и Надежда Петровна сидели за столом и вполголоса разговаривали между собой.
           - Верочка всё испортила! - Недовольно поджав губы, сказал Артем.-  Мама, надо как-то выходить из неприятного положения.
           - Не волнуйся, сынок, я всё улажу… - поднимаясь со стула успокоила его Надежда Петровна.
            Она подошла к стоявшей рядом с Дашей седой старушке и неожиданно стала отчитывать её, словно неразумную маленькую девочку.
            - Верочка, ты зачем спряталась в кладовке? Глупенькая, нельзя так делать! Мы всюду искали тебя и не могли найти. Мы уже стали волноваться…
              Ложь мамы Артема была настолько очевидна, что Даше стало стыдно за нее. Пристально глядя на хозяйку дома, она ждала объяснений. 
            - Это Верочка, моя старшая сестра… - опустив глаза, тихо сказала Надежда Петровна.- В детстве она возвращалась со школы домой и по дороге на неё набросилась немецкая овчарка. Едва не загрызла её насмерть, в двух местах перекусила ногу, раздробила кисть правой руки. Врачи спасли Верочке жизнь, но сломанная нога срослась неправильно, а покусанное лицо покрылось глубокими рубцам и шрамами. На пластическую операцию у родителей денег не было, так и осталась она на всю жизнь убогая. Никто из парней Верочку замуж не взял из-за её уродства. Всю жизнь она одиночкой прожила в этой квартире, на улицу почти не выходила, стеснялась своего безобразного вида…
          Даша с содроганием сердца молча слушала историю жизни несчастной пожилой женщины и никак не могла понять, каким образом в такой светлый праздничный день она оказалась в тёмной кладовке. Кому в голову пришла дикая мысль запереть её там?
          Даша взяла Веру Петровну за руку и повела её к праздничному столу. Вынула из хрустальной вазы красные тюльпаны, которые подарил ей Артем, и с улыбкой протянула их Вере Петровне.
       - Нет, не надо мне ничего, - смущённо отказалась старушка.- Мне никто никогда не дарил цветы. Зачем они мне?
         - Сегодня праздник весны 8 марта и все женщины в этот день должны быть особенно красивы и счастливы!- сказала Даша.
           Артему не понравилось, что великолепные красные тюльпаны, за которыми он отстоял длинную очередь в магазине, Даша подарила уродливой сестре матери.
             - Верочка, ну что же ты стесняешься? Бери мои цветы…, - криво усмехнулся он.- Они очень идут к твоему лицу! 
           - Артём, как тебе не стыдно так разговаривать с пожилой женщиной!- возмутилась Даша.- Какая она тебе Верочка? Вера Петровна с детства растила тебя как своего собственного сына, а ты даже не догадался подарить ей цветы на 8 марта.   
           - Да она всё равно не поймёт, - пожал плечами Артем.- Она же убогая, неполноценная… 
           - Сам ты неполноценный!- резко ответила Даша.- Если хочешь знать, Вера Петровна намного умнее и тактичней тебя, продвинутого эгоиста, живущего на средства двух пожилых женщин. Да, лицо Веры Петровны в рубцах и шрамах, но душа у ней чистая и добрая. А ты, с вида такой приятный, симпатичный парень, на самом деле подлинный моральный урод. И поверь мне, искалеченная душа человека намного ужаснее, чем его физическое уродство! 
           - Меня не интересует твоё мнение!- задетый за живое, грубо ответил Артем.- И не надо читать мне мораль, я давно уже не маленький!
           - Вот как ты заговорил!- насмешливо сказала Даша.- А ведь ещё совсем недавно ты считался с моим мнением… Правильно говорила мне бабушка, что иногда рядом с человеком целую жизнь проживешь, а до конца его так и узнаешь. Я сейчас вот гляжу на тебя и не понимаю, куда подевался прежний вежливый и заботливый парень, готовый выполнить любую мою прихоть? Передо мной совершенно другой  человек, от которого так и разит пошлостью и болезненным  самолюбием! 
             Надежда Петровна решила вмешаться и разрядить обстановку, пока разговор между Дашей и Артемом не зашёл слишком далеко.
             - Дети, не нужно ссориться по пустякам. Давайте лучше выпьем за нашу дорогую Верочку, чтобы она больше не пряталась в кладовке и не служила поводом для разногласий наших молодых!- предложила она. 
              - Наденька, но ты же знаешь, что я не по своей воле пошла в кладовку!- удивлённо посмотрела на младшую сестру Вера Петровна.- Помнишь, летом прошлого года Артемий привёл к нам в гости девушку, а она, едва увидев меня, испугалась и убежала. Чтобы этого больше не повторилось, Артем заставил меня спрятаться в кладовке и сидеть там до тех пор, пока Дашенька не уйдёт домой. А я, грешница, не утерпела и посмотрела в дверную щелочку на Дашеньку. Простите меня, ради Бога, я никому не хотела причинить неприятности! Так получилось…
              Чувствуя себя кругом виноватой, Вера Петровна не выдержала и заплакала. Слёзы мелкими горошинами покатились по изрытому глубокими шрамами лицу.
              - Вера Петровна, не надо плакать…- успокаивала её Даша.- Вы и так уже достаточно наплакались за свою жизнь! Поверьте, вы ни в чем не виноваты … Пусть ваши слезы останутся на совести того, кто не понимает смысла таких простых слов как жалость, сочувствие и сострадание к близким. Я теперь многое  поняла, и не вижу смысла больше оставаться здесь.
               Стараясь сохранить спокойствие на лице, Даша поднялась со стула и стала собираться домой.
               - Дашенька, ты уже уходишь?- удивлённо спросила Надежда Петровна.- Разве мы тебя чем-то обидели?
               - Я вовсе не обижаюсь на вас. Спасибо за гостеприимство, рада была с вами познакомиться. Возможно, мы ещё увидимся… 
               Артем по-своему понял причину поспешного ухода Даши. 
               - Всё из-за тебя, старая уродина!- глядя на Веру Петровну, со злостью процедил он сквозь зубы.- Не могла пару часов тихо и спокойно посидеть в кладовке!
               В прихожей Даша обняла Веру Петровну за плечи.
               - Я с вами не прощаюсь. Мы обязательно встретимся и обо всём поговорим…
               - Добра и счастья тебе, милая девочка! Одна ты пожалела меня…,-  сказала на прощание Вера Петровна.- Приходи, я буду ждать тебя.
                Артем тоже стал одеваться, собираясь проводить Дашу до остановки, но девушка решительно отказалась. Сняла с шеи и протянула ему золотую цепочку с кулоном в виде сердца.
                - Возьми свой подарок, мне он теперь не нужен.
                - Хочешь порвать со мной отношения?- растерянно спросил Артем.- А что случилось? Что я такого сделал?
                - Подумай на досуге, Артемий… - улыбнулась Даша и ушла, аккуратно закрыв за собой дверь.
             Даша не забыла о своём обещании.
                Артем вскоре крупно поссорился с матерью и уехал в другой город. После его ухода из дома с Надеждой Петровной случился инфаркт, она слегла в постель и долго болела.
                Даша удачно вышла замуж за крупного бизнесмена и часто приходила со своим мужем в гости к двум одиноким пожилым женщинам, оставшимся без мужской поддержки. А когда мама Артема умерла, Даша взяла Веру Петровну к себе в загородный дом. Там она прожила до глубокой старости, помогая Дашеньке воспитывать троих детей, которых она очень любила и называла своими внуками.


                г. Липецк