Слово Инанны Чужое

Нара Айна
1

Чужую боль на себя не примеришь.
Как ни старайся, в чужую не влезешь кожу.
В чужую веру в миг не поверишь.
Чужую жизнь к себе не приложишь.
И говорят, что душа - загадка, люди, наверное, потому,
что никому другому не будет сладко,
не будет горько, как самому.

***
В чужом страдании скрыта тайна,
и ты нарушить ее страшись,
чтобы не влезть пускай и случайно,
но грубо в чужую,
в другую жизнь.


2

Чужие судьбы кажутся нам проще.
Чужие беды кажутся нам меньше.
Вода в чужом колодце всегда слаще.
Но даже если судьба к вам была превратна,
но даже если страдания ваши несносны,
и в ваши рты вода попадает по капле,
горькая, как осенние росы,
не торопитесь сетовать, и меняться
болью своей на чужую не торопитесь.
И пусть чужие беды кажутся вам смешными,
чужие жалобы устами вашими повторятся
точь в точь,
лишь только столкнетесь вы с ними.


3

В принципе, все легко объяснимо
(человек устроен смешно и просто),
и он судит других
так, как судят другие:
по одежде, по речи, по фигуре, по росту.
И набрать можно тысячи мер отсчета,
по которым «дурных» и «хороших» разделят.
Но прежде всего вам в глаза бросается ни внешность, ни возраст,
а национальность и раса
(даже если вы не сильны в этом),
а после - вера.
И когда люди злятся
(а люди нелепы),
и неважна причина их злости и гнева,
то сначала они вспоминают о тех,
с кем их
разделила вера.
А потом отделяют от себя непохожих
по цвету кожи, языку и разрезу глаз.
Разделить нацизм и расизм довольно сложно
(поскольку люди, в большинстве своем, малограмотны в этих вопросах).
И так вы создаете «их» и «нас».
А дальше ищите корни
в «Библии» или «Коране»,
или привлеките многобожников в свидетели:
испокон веков во всем дурном,
разумеется,
всегда виноваты «те», а не «эти».

***
Хотелось бы сказать после этого
вам что-то хорошее, доброе, светлое,
но слов не осталось.
Я смотрю на вас тысячи лет - изменения нет,
вы внушаете мне все равно
лишь одно:
тоску и усталость.


19.01.2014