Александр Фридлендер - дирижёр и композитор

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Александр Григорьевич Фридлендер (1906-1990). Фотография из личного фонда Ю. Силина

«Обращала на себя внимание уже сама внешность этого человека. В его фигуре чувствовалась обаятельная, несколько старомодная элегантность, позволявшая с артистической естественностью носить дирижерский фрак. Манера общения - сдержанная, ровная, доброжелательная и, опять же, естественная, без аффектации и стремления каким-то образом «подать себя» - свидетельствовала о подлинной интеллигентности, высочайшей внутренней культуре. Это был музыкант строгого и изысканного художественного вкуса. Его суждения по профессиональным вопросам отличались прямотой и бескомпромиссностью».

Александр Григорьевич Фридлендер родился в Санкт-Петербурге в 1906 г. Он рано начал заниматься музыкой, и его детские сочинения слушали А. К. Глазунов и М. О. Штейнберг.

В 1933 году Фридлендер оканчивает дирижерский факультет Ленинградской консерватории по классу профессора Гаука, у которого учились многие известнейшие дирижёры А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, Э. П. Грикуров, Е. Ф. Светланов….

В 1934-1935 гг. Фридлендер руководит оркестром радио в Воронеже, а в. 1935-1938 гг. работает дирижером симфонических оркестров радио и филармонии, а затем и дирижером Одесского оперного театра.

В 1939 г. А. Г. Фридлендер переезжает в Свердловск, где живёт и работает всю свою жизнь. Здесь он вначале становится дирижером оперного театра, а затем почти 30 лет - симфонического оркестра Свердловской филармонии. Здесь он получит признание и как композитор. Он преподаёт в Уральской консерватории сначала на кафедре оперной подготовки, а затем - композиции и инструментовки.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского. 75 лет истории")

Вряд ли Вера Августовна была дружна с ним. Но совершенно очевидно, что он, будучи и дирижером, и композитором, и педагогом относился к пианистке хорошо, считая её творческим музыкантом. Можно сделать вывод, что и в Консерватории, и в среде музыкантов-исполнителей не все относились к ней с непониманием, подозрением и даже свысока, упрекая в дилетантизме. Были и те, кто видел в ней творчекую натуру.

Было бы интересно найти упоминание о её выступлении с симфоническим оркестром под управлением А.Г. Фридлендера.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/25/985